Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить теоретические основы функционирования управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1.Государственное управление как управляющая система……………5
1.1. Система государственного управления ……..………...………...5
1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9
1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13
2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19
2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19
2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28
3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32
3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32
3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36
Заключение……………………………..………………………………..42
Список использованных источников…………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Особенности государственного управления как урпавляющей системы.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

Отличительной особенностью Конституционного Суда как органа конституционного контроля является отсутствие у него системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения, чему способствует его правовая аргументированность, а не политическое обоснование. Исполнение решений, соответственно, зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественного содействия[11].

 

2.2 Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь

 

Современная система  республиканских органов государственного управления создана на основании Указа Президента Республики Беларусь № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», принятом 24 сентября 2001 года.

К республиканским  органам государственного управления относятся: министерства Республики Беларусь; Государственные комитеты (Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный комитет по авиации, Государственный военно-промышленные комитет, Государственный таможенный комитет), председатели которых по статусу являются министрами; комитеты при Совете Министров Республики Беларусь и государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Министерство  Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Министерство  образуется на основании Указа Президента и возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной ему отрасли (сфере) на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

В министерстве создается совещательный орган – коллегия. В ее состав входят министр – председатель коллегии, его заместители, руководящие работники и специалисты министерства, ученые, представители других организаций. Состав коллегии утверждается Правительством.

Структура министерств  и система подчиненных им государственных  организаций определяется Советом Министров Республики Беларусь или в установленном им порядке.

По решению  Совета Министров Республики Беларусь в структуре министерств могут  создаваться департаменты, на которые возлагаются специальные функции, связанные с компетенцией соответствующего министерства. Они выступают структурными подразделениями министерства и не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Комитет при  Совете Министров Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. Комитет при Совете министров Республики Беларусь образуется Президентом Республики Беларусь, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается Президентом Республики Беларусь.

По отдельным  вопросам своей деятельности, предусмотренным законодательными актами, министерства, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

В системе республиканских  органов государственного управления выделены государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. К ним относятся объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности: государственные учреждения и иные государственные организации, в частности: Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления «Белместпром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции «Белбиофарм», Белорусский производственно-торговый концерн легкой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром», Белорусская железная дорога, Белорусский республиканский союз потребительских обществ «Белкоопсоюз» (находится в ведении Правительства Республики Беларусь по вопросам, определенным законодательством) и государственное учреждение «Национальный центр по архивам и делопроизводству».

Система республиканских  органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, построена на функциональном и отраслевом принципах. Она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общества и государства и включает:

  • органы управления экономическими процессами;
  • отраслевые органы управления;
  • органы управлений социальной сферой;
  • органы управления политико-административными процессами.

Министр – руководитель министерства – политическая должность. Он получает мандат от (лат. mandatym – полномочие, наказ, поручение) от главы государства и Председателя Правительства, т.е. является членом команды политиков высшего уровня. Одновременно министр – административное должностное лицо, издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями, несет ответственность за работу аппарата министерства и в целом состояние дел в отрасли.

Основные принципы организационно-функционального построения министерств – единоначалие и субординация.

Основные функции  и полномочия министра:

  • руководство формированием политики в своей сфере деятельности;
  • принятие административных решений;
  • подготовка официальных документов общего характера;
  • контроль над расходованием финансовых и иных средств;
  • организация эффективной работы центрального аппарата и в целом ведомства;
  • представительство организации во внешних связях.

Функции и структура  каждого министерства, комитета, организации отличаются многообразием и закрепляются положением о министерстве, которое утверждает Президент[2,с 75-77].

На сегодняшний  день в Республике сложилась система  республиканских органов государственного управления, которая представлена в  Приложении1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

3.1Проблемы и  недостатки управляющей системы в Республике Беларусь

 

Республика  Беларусь динамично развивается  во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Высокие результаты, достигнутые в различных отраслях народного хозяйства, являются следствием совместных усилий государства, общества и каждого человека. И направлены они на то, чтобы сделать достойной жизнь граждан Республики Беларусь.

Поэтому основной целью органов государственной  власти является проведение такой политики, реализация таких проектов, которые бы последовательно улучшали качество жизни людей, максимально облегчали решение вопросов, с которыми повседневно сталкиваются граждане.

Сделано в этом направлении немало – принят целый ряд мер, призванных обеспечить доступность, простоту, оперативность решения насущных проблем каждого человека. Сейчас главное – надлежащая и своевременная реализация намеченного, дальнейшее улучшение работы всех структур в государстве[7].

Однако существует ряд проблем, связанных с государственным управлением, которые мешают и тормозят нормальное социально-экономическое развитие страны. К ним можно отнести отдельные негативные факты проявления бюрократизма в деятельности государственного аппарата, а также проблема коррупции, которая разрастается быстрыми темпами в нашей стране, и которая затронула все сферы жизнедеятельности белорусского общества. Рассмотрим эти проблемы государственного управления подробно.

Если говорить о бюрократии, то для абсолютного  большинства людей она — виновник всех проблем в отношениях человека с властью. Но если заглянуть в  словарь, то термин «бюрократия» —  от французского «бюро» — управленческий коллективный орган, контора, письменный стол с ящиками, полками; и греческого «кратос» — власть, господство канцелярии, — почти буквально описывает ее природу и сущность. Это власть чиновников, аппаратных служащих, вовлеченных в систему главным образом административного управления. Более широко — это механизм социального управления, разновидность гражданской власти.

Властно-управленческие структуры принимают решения  и проводят их в жизнь, при необходимости  прибегая в рамках своих полномочий к средствам принуждения. Предполагается, что бюрократия стремится удовлетворять потребности самих управляемых, которые заняты другими делами – производством материальных и духовных благ, воспитанием нового поколения, охраной здоровья, своим профессиональным и личностным развитием, т.е. действует в интересах тех, кто уполномочил их управлять общественными делами.

Однако нужно  заметить, что  бюрократизм — это уже нечто другое. Это система политического, экономического и социального управления, основанная на отрыве центров исполнительной власти от воли членов общества. В известном смысле слова то же самое, что канцелярщина, волокита, пренебрежение существом дела ради соблюдения формальности.

Едва ли найдется человек, которому не пришлось бессмысленно тратить время и здоровье для  сбора необходимых справок, документов. Многие хорошие инициативы гаснут по вине неоперативной, плохо налаженной службы чиновников, призванных помогать, а не усложнять жизнь простого человека. Это в первую очередь касается чиновников среднего и нижнего звена, с которыми непосредственно сталкиваются граждане в повседневной жизни. Особенно много жалоб и нареканий на работу ЖЭСов, архивов, ЗАГСов, нотариатов и других многочисленных госучреждений, выдающих различного рода справки. Нередко людям предлагается решать проблемы за счет платных частных контор и организаций. Особенно этим грешат нотариальные конторы, службы ГАИ.

В сложном положении  находятся сельские жители. Плохо  развитая инфраструктура, удаленность  ряда населенных пунктов от районных центров делают весьма затруднительным, а порой невозможным сбор необходимых справок и оформление документов.

Кроме общих  структурных проблем, белорусская  бюрократия имеет некоторые особенности. Белорусские чиновники, работая  в условиях не всегда однозначного законодательства, вынуждены страховать себя от возможных ошибок и их последствий, перекладывая риски и ответственность на других чиновников либо на просителей. Происходит это путем требования огромного количества справок из других источников, затягивания решений даже по простым вопросам. В основе данного поведения лежит всего два фактора:

1.Сложность, запутанность и непостоянство законодательства;

2.Страх чиновников перед возможными последствиями, которые являются следствием п.1., и строгостью наказания за ошибки[10].

Самым негативным последствием бюрократизации государственного аппарата является коррупция, масштабы которой иногда достигают таких размеров, что ставят под угрозу существование государственности. Коррупция – это неотъемлемый элемент и условие функционирования теневой экономики, она расшатывает нравственные устои общества, подрывает доверие ко всем ветвям власти.

В современных  условиях развития нашего государства  коррупция во всех ее проявлениях  представляет угрозу национальной безопасности, оказывает дестабилизирующее влияние  на все сферы деятельности общества и личности, существенно тормозит социально-экономические преобразования. Коррупция, как общественно опасное явление, подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие населения к власти.

В Республике Беларусь наблюдается тенденция к увеличению коррупционных правонарушений. Высокая  степень их латентности не позволяет  на основании статистических данных правоохранительных органов дать объективную оценку состоянию, сопряженному с коррупцией, злоупотребления властью или служебными полномочиями и их превышения, легализации доходов, полученных незаконным путем. Принимаемые уголовно-правовые, административные и профилактические меры остаются малоэффективными.

Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и  экономических проблем страны. К общим проблемам, порождающим коррупцию в странах, находящихся на этапе модернизации, развития, переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной, в научной литературе относят следующие:

Информация о работе Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике