Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить теоретические основы функционирования управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1.Государственное управление как управляющая система……………5
1.1. Система государственного управления ……..………...………...5
1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9
1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13
2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19
2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19
2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28
3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32
3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32
3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36
Заключение……………………………..………………………………..42
Список использованных источников…………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Особенности государственного управления как урпавляющей системы.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

Громоздкий  и разветвленный бюрократический  аппарат исполнительной власти, помимо уже упоминавшегося исполнительного  управления президента, включает систему  министерств (федеральных департаментов) и других административных ведомств. Административные ведомства учреждаются по инициативе конгресса, который определяет также круг их задач и полномочий. Поэтому в США такие административные ведомства называют независимыми агентствами. Главы министерств и ведомств не могут быть членами конгресса. Однако конгресс вправе осуществлять контроль за деятельностью этих государственных учреждений, в частности, заслушивать их руководителей на заседаниях комитетов[16,с.198-200].

Рассмотрим  систему государственного управления в Германии.

Система органов  государственной власти ФРГ базируется на принципе разделения властей, хотя сам термин в Конституции (1949) прямо  не упоминается. Законодательная власть принадлежит Бундестагу; исполнительная – Федеральному президенту (в небольшой степени) и Федеральному правительству;  правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом, Федеральным верховным судом (официально именуемым Федеральной судебной палатой) и иными судами [12, c.358] .

Законодательную власть согласно Конституции осуществляет парламент ФРГ, состоящий из двух палат – Бундестага (нижняя) и Бундесрата (верхняя),  не имеющих равного статуса. Они  различаются порядком формирования палат, сроками и объемом полномочий т.д.

Нижняя палата парламента – Бундестаг избирается на четыре года путем всеобщих, прямых равных выборов. Депутаты Бундестага согласно Конституции являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести ( т.е. имеют свой мандат).

Бундестаг выбирает своего председателя (дословно - президента), его заместителей и секретарей. Председатель осуществляет распорядительные права в здании Бундестага и обладает в нем полицейской властью: без разрешения председателя в помещениях палаты не может производиться ни обыск, не выемка. Бундестаг создает постоянные комитеты, иные вспомогательные органы; он вправе образовать следственные комитеты. Бундестаг принимает свой регламент.

Верхняя палата парламента – Бундесрат. Члены Бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Члены Бундесрата не могут быть одновременно депутатами Бундестага. Члены Бундестага имеют императивный мандат: правительства земель указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Для руководства  и организации деятельности Бундесрат  избирает своего председателя сроком на один год. Именно председатель созывает Бундесрат: он обязан созвать его  по требованию представителей не менее  двух земель или Федерального правительства.

Парламент ФРГ  осуществляет законодательные полномочия. Конституция 1949 г. разделяет компетенцию  между Федерацией и землями. Парламент  принимает законы в сфере исключительной компетенции Федерации и конкурирующей  компетенции Федерации и земель, а также по вопросам, по которым Федерация может издавать общие правовые предписания.

Отличительная особенность законодательной процедуры  в ФРГ—предоставленное Бундесрату право практически без согласия Бундестага принимать законы в условиях так называемого состояния законодательной необходимости, если Федеральное правительство считает такой законопроект неотложным. Такая процедура служит подтверждением считать Бундесрат верхней палатой парламента.

Парламент ФРГ  ратифицирует международные договоры, если они затрагивают политические отношения Федерации или вопросы компетенции Федерации.

Исполнительная  власть согласно Основному закону принадлежит  Федеральному президенту, который действует  по указаниям правительства. Федеральный  президент избирается косвенными выборами сроком на пять лет.

Федеральный президент  наделен значительными полномочиями: представляет государство в международно-правовых отношениях, заключает от имени ФРГ  договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Он назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров. Однако для действительности актов Федерального президента необходима их контрассигнатура Федеральным канцлером или компетентным министром.

Важнейшую роль в жизни германского государства играет Федеральное правительство. Особое положение в нем занимает его глава—Федеральный канцлер[12,с.364].

Федеральное правительство  согласно Основному закону состоит  из Федерального канцлера и федеральных  министров. Федеральный канцлер  избирается Бундестагом по предложению Федерального президента.

Как уже отмечалось, роль Федерального канцлера в руководстве  страной очень велика. В соответствии с Конституцией он определяет основные направления политики и несет  за них ответственность. В рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность.

Федеральная счетная  палата - это высшее федеральное ведомство, независимый орган финансового контроля, подчиненный только закону. В рамках установленных задач Палата содействует Парламенту и Федеральному правительству в принятии ими решений.

Задачей Палаты является проверка расчетов, рентабельности и правильности ведения бюджета  и руководства экономикой; проверка отчета федерального министра финансов о всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и государственного долга за текущий финансовый год. Ежегодно Палата предоставляет Бундестагу и Бундесрату специальный доклад по поводу проведенной ею проверки.

В Германии существует децентрализованная, специализированная судебная система, где помимо конституционной  юстиции -- Федерального конституционного суда и конституционных судов  земель—действует пять ветвей юстиции: общей, административной, финансовой, трудовой и социальной. Каждая из названных ветвей судебной власти имеет свой верховный орган: ими являются соответственно Федеральная судебная палата, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам и Федеральный суд по социальным делам.

Несколько особо  следует выделить находящийся вне  судебной системы Германии Конституционный  суд. Федеральный Конституционный  суд осуществляет надзор за соблюдением  Основного закона, разрешая всевозможные споры между федерацией и землями, а также отдельными федеральными органами. Конституционный суд проверяет федеральные и земельные законы на соответствие Основному закону и, в случае несоответствия, способен воспрепятствовать их реализации[16,с.85].

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1Государственная  власть как управляющая система в Республике Беларусь

 

Как было отмечено выше, субъект государственного управления (управляющая система) - это особые группы людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями, и действующие от имени государственных институтов, общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Процесс государственного управления представляет собой сознательное воздействие институтов публичной власти на деятельность общества, его отдельных групп, в котором происходят борьба и согласование разнородных социальных интересов в соответствии с общегосударственными целями и нормами.

Таким образом, рассмотрим государственную власть в Республике Беларусь, которая осуществляет управленческое воздействие и выступает в качестве управляющей системы.

В соответствии с Конституцией Беларуси 1994 года,  Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, которая самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность.

Единственным  источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который  осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Конституция является основным законом Республики Беларусь. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума) [11].

Система органов  государственной власти страны включает в себя Президента Республики Беларусь (Глава государства), Парламент (Национальное собрание: Совет Республики и Палата представителей), Правительство (Совет Министров), суды, прокуратуру, Комитет государственного контроля, органы местного управления[4, с.115].

Рассмотрим  систему органов государственной власти Республики Беларусь подробно:

  1. Президент Республики Беларусь.

Правовой статус Президента Республики Беларусь определен  в разделе IV, главе 3 действующей  Конституции Республики Беларусь (статьи 79, 89) Глава государства - Президент Республики, избираемый на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь.

Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Полномочия  Президента Беларуси - одни из самых широких в мире. Он назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; с согласия Совета Республики назначает председателя Центральной комиссии, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, освобождает указанных лиц от должности с уведомлением Совета Республики; самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности председателя Комитета государственного контроля.

Большие полномочия принадлежат Президенту в области  законодательства. Он осуществляет право  законодательной инициативы, подписывает законы, обладает правом вето, издает декреты, имеющие силу законов, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Президент осуществляет полный контроль над деятельностью  исполнительной власти. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Президент может приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Президент может  оказывать значительное влияние  и на судебную власть, поскольку  он назначает (с согласия Совета Республики) председателя Конституционного судов, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов, а также судей Верховного и Высшего хозяйственного судов. Президент самостоятельно назначает 6 судей Конституционного суда, иных судей. По установленным законом основаниям освобождает от должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда с уведомлением Совета Республики [5].

  1. Законодательная власть.

       Законодательная власть в Республике Беларусь принадлежит прежде всего (но не исключительно) Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь, состоящему из Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей насчитывает 110 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются Президентом.

Срок полномочий Парламента - 4 года. Продлены они могут  быть только в случае войны. Конституция  предусматривает условия, при которых полномочия палат прекращаются досрочно. С прекращением полномочий одной из палат Президент может прекратить полномочия и другой палаты.

Палата представителей и Совет Республики из своего состава  избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.Они, как правило, образуются на первой сессии нового созыва.

Информация о работе Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике