Особенности проведения аудиторских проверок в страховании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – более глубокое исследование методики аудиторской проверки страховщиков и ее роли для эффективной деятельности страховых организаций. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучение роли и значения аудиторских проверок;
рассмотрение организационных вопросов аудита страховщиков;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 5
1 Организационные аспекты аудиторской деятельности в страховании …. .6
1.1 Организационные вопросы аудита страховщиков……………………….. 6
1.2 Особенности аудита страховых организаций………….. ………………. 9
2. Организация аудита страховой компании ………………………………..17
2.1 Краткая характеристика аудиторской фирмы, проводящей аудит страховой компании Росгосстрах …………………………………………… 17
2.2 Планирование аудита страховой компании ….…………………………. 21
2.3 Аудит учредительных документов страховой организации. ………..…27
2.4 Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых резервов и их размещения …………………………………………………… 30
2.5 Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы …………………………………………………………….. 36
3 Результаты аудиторской проверки ……………………………………….. 42
Заключение ……………………………………………………………………45
Список использованных источников ……………………………………….. 47
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая аудит страховой организации.docx

— 121.12 Кб (Скачать документ)

Контроль за уровнем квалификации специалистов осуществляется в ходе ежегодной аттестации, традиционно  проводимой в летний период и преследующей цель анализа профессиональных результатов, достигнутых сотрудниками, и принятия адекватных кадровых решений, мотивирующих их эффективный труд и дальнейший рост профессионализма.

2.2 Планирование аудита страховой компании

 

Первым и основополагающим этапом аудиторской проверки страховой  компании, как и любой другой организации, является планирование аудита. На этапе планирования, после получения предложения от потенциального заказчика, аудиторами определяются все наиболее существенные аспекты будущей проверки, к основным из которых относятся:

- проведение предварительной  экспертизы страховой организации;

- заключение договора  на аудиторское обслуживание;

- формирование общего  плана и программы аудита;

- составление перечня  основных нормативных и законодательных  документов, которыми аудиторы будут  руководствоваться при проведении  проверки;

- формирование аудиторской  группы и определение задач  каждого из специалистов.

При проведении предварительной экспертизы страховой компании перед аудиторами ставятся задачи, связанные с определением основных особенностей планируемой аудиторской проверки; оценкой объема документооборота клиента за проверяемый период и трудоемкости работ.

Одним из наиболее эффективных  способов проведения предварительной  экспертизы является анкетирование  потенциального заказчика. Этот метод  в значительной степени оптимизирует процесс проведения экспертизы, существенно  сокращая количество времени, затрачиваемое  на ее проведение, и упрощая процесс  последующей обработки ее результатов. Возможно осуществление заочного анкетирования, без непосредственного выезда аудитора к клиенту. Эта возможность наиболее часто используется аудиторскими организациями  в случаях, когда клиент находится  в регионе, отличном от места нахождения аудитора.

Однако, если ограничиться одним  лишь анкетированием, при дальнейшем проведении аудиторской проверки можно  столкнуться с проблемой, когда  из-за нечеткой оценки объема трудозатрат  аудиторов продолжительность и  стоимость работ могут быть определены недостаточно верно. Эта ситуация возникает  чаще всего по причине недостаточно корректных ответов клиентов на вопросы  анкеты, в особенности в части  объемов документооборота. Так, на вопрос о количестве действующих в проверяемом  периоде договоров страхования  имущества предприятий клиентом указывается 25 действующих договоров страхования, которые на практике могут оказаться договорами, заключенными клиентом только в проверяемом периоде, без учета еще 40 договоров предыдущего года, срок действия которых продолжается в периоде аудита. В результате такого недостаточно корректного ответа аудитор не может полноценно оценить объем трудозатрат, предварительно определить объем выборки и т.д.

В дополнение к анкетированию  на этапе проведения преддоговорной экспертизы можно порекомендовать  аудиторам применять методику опросов, результаты которой, как правило, способствуют конкретизации результатов анкетирования.

На это в значительной степени влияет и психологический  фактор: подчас клиенту проще рассказать о своих проблемах доброжелательно  настроенному собеседнику - представителю  аудиторской организации, а также  показать фактический объем документооборота, чем сформулировать соответствующую  информацию в письменном виде.

Если же возможность очного проведения экспертизы и беседа с  потенциальным клиентом оказываются  невозможными из-за территориальной  удаленности либо по каким-то иным причинам, то целесообразно максимально четко формулировать вопросы анкеты, которая будет направлена клиенту.

Аудитор должен представлять, что от корректности и четкости постановки вопроса в анкете во многом зависят  результаты анкетирования. Как справедливо  говорится, «в любом вопросе присутствует 50% ответа».

Рассмотрим форму анкеты страховщика, которую предложили аудиторы Росэкспертизы компании Росгосстрах в таблице 4.

Ответ на вопрос № 3 о наличии филиалов страховой организации может существенно повлиять на величину планируемых трудозатрат аудиторов, на объем анализируемой информации и, как следствие, на стоимость аудиторской проверки. В качестве факторов, влияющих на оптимизацию процесса аудиторской проверки филиалов страховой компании, можно выделить следующие:

- предоставление филиалами  договорной документации (договоров страхования и перестрахования, страховых актов и т.д.) непосредственно в головной офис;

- наличие в головной  организации возможности оперативного  обмена учетной информацией (возможность  выгрузки данных бухгалтерского  учета филиала в общий информационный  ресурс компании и т.д.);

- использование независимой  аудиторской организацией результатов  работы внутренних аудиторов  страховой организации, осуществлявших  проверку филиалов, при наличии  достаточного объема достоверной  информации, содержащейся в отчетах  внутренних аудиторов;

- использование аудиторской  организацией результатов работы  другой аудиторской организации,  привлеченной для проведения  проверки филиалов.

Таблица 4 – Анкета страховщика

 

Анкета страховой компании ОАО «Росгосстрах»

1. Какова организационно-правовая  форма вашей страховой организации?

2. Где расположен офис  вашей компании?

3. Имеет ли ваша компания  филиалы и представительства?  Если имеет, то в каких регионах  они расположены?

4. Укажите реквизиты свидетельства  о государственной регистрации,  ОГРН, свидетельства о постановке  на налоговый учет, ИНН, КПП.

5. Какова величина оплаченного  уставного капитала вашей компании?

6. Укажите реквизиты лицензии  на право осуществления страховой  деятельности, регистрационный номер  вашей компании в государственном  реестре страховщиков.

7. Какие виды добровольного  и обязательного страхования  ваша компания имеет право  осуществлять в соответствии  с приложениями к лицензии? Какие  виды осуществлялись фактически  в проверяемом периоде?

8. Укажите примерное количество  действовавших в проверяемом  периоде договоров страхования  по каждому из осуществляемых  видов.

9. Сколько партнеров - перестраховщиков и перестрахователей  имеет ваша компания?

10. Укажите примерное количество  действовавших в проверяемом  периоде договоров, принятых в  перестрахование по каждому из  осуществляемых видов.

11. Укажите примерное количество  действовавших в проверяемом  периоде договоров, переданных  в перестрахование по каждому  из осуществляемых видов.

12. Какая система организации  бухгалтерского учета применяется  вашей компанией? Какие программные  продукты применяются для ведения  бухгалтерского учета?

13. Какие программные продукты  применяются для ведения оперативного  страхового учета и формирования  страховых резервов? Являются ли  бухгалтерская и "оперативная  страховая" программы единым  информационным массивом или  учет ведется обособленно?

14. Когда была проведена  последняя налоговая проверка  вашей компании?

15. С какой периодичностью  осуществляется сверка расчетов  с бюджетом по налоговым платежам?

16. Имеет ли ваша компания  лицензию ФСБ РФ на право  осуществления действий со сведениями, составляющими государственную  тайну? Укажите ее реквизиты.

17. Имеются ли в финансовой  документации вашей компании  сведения, содержащие государственную  тайну?

18. Применялись ли в  проверяемом периоде к вашей  организации санкции со стороны  Департамента страхового надзора  Минфина России в виде предписания  или приостановления действия  лицензии? Если да, то по каким  причинам?


 

При подведении итогов анкетирования  аудиторам следует внимательно  проанализировать ответы страховой компании на вопросы № 7-11 для наиболее точного определения планируемого объема трудозатрат. Кроме того, полученная информация может повлиять на качественный состав аудиторской группы в части распределения функциональных обязанностей между ее членами.

Особое внимание, аудиторы уделили ответам на вопрос № 17 о наличии в финансовой документации потенциального клиента информации, содержащей государственную тайну, поскольку согласно требованиям п.3 ст.7 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит таких организаций осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства о защите государственной тайны. Иными словами, в случае положительного ответа клиента на вопрос № 17 для проведения аудита данного заказчика аудиторская организация должна получить специальную лицензию ФСБ РФ на право осуществления действий с документами, содержащими государственную тайну, а аудиторы, участвующие в проверке такого клиента, должны иметь соответствующий допуск к такого рода сведениям.

К сожалению, как показывает практика, этому вопросу уделяется  недостаточно внимания при аудите страховых  организаций, поскольку широко распространено мнение, что страховая компания по своей экономической сути является публичной организацией, следовательно, в ее финансовой документации по определению  не может содержаться сведений, составляющих государственную тайну. Однако нередки  ситуации, когда аудируемая страховая  компания выступает в качестве одного из основных страховщиков какого-либо крупного оборонного предприятия. В  этом случае, в особенности при  страховании имущества или грузоперевозок оборонного назначения, сведения, составляющие государственную тайну, могут содержаться  в описании объекта страхования  либо в приложениях к договорам  страхования (товарно-транспортных накладных, справках о стоимости имущества  и т.д.).

Каким же образом аудитор  может определить наличие такой  информации в финансовой документации потенциального заказчика? Первым «звонком», к которому следует в данном случае прислушаться, является положительный ответ клиента на вопрос № 16 анкеты. Если клиент имеет лицензию на право осуществления деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну, то необходимо уточнить, для каких целей она была получена, продолжаются ли в проверяемом периоде договорные отношения с этими страхователями, по каким видам страхования. Ответы на эти вопросы в значительной степени помогут аудитору принять правильное решение о возможности заключения договора и проведения аудита у данного клиента. Иногда возникают ситуации, при которых страховая организация, прошедшая лицензирование на право осуществления деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеет в составе своей финансовой отчетности подобных сведений: срок действия лицензии, как правило, составляет от 1 года до 3 лет, а договор страхования, для заключения которого она была получена, мог быть завершен в периоде, предшествующем периоду аудита; либо планы взаимодействия страховщика и страхователя изменились и т.д.

Проведение предварительной  экспертизы аудируемого лица, как  правило, поручается руководителю планируемой  проверки, а полученные в результате экспертизы сведения в форме отчета, подготавливаемого в соответствии с внутрифирменными стандартами  аудиторской компании, представляются руководству аудиторской организации  для принятия дальнейших управленческих решений.

По результатам предварительной  экспертизы, если это предусмотрено  внутрифирменными аудиторскими стандартами, может быть составлена калькуляция  стоимости аудиторских услуг, которая  поможет руководству аудиторской  организации более точно оценить  и обосновать заказчику стоимость аудита.

Далее аудиторы РОСЭКСПЕРТИЗЫ приступили к формированию плана и программы аудита.

От того, насколько четко  сформирован план проверки и детализирована ее программа, во многом зависит эффективность  полученных результатов. На этом этапе  руководитель аудиторской проверки должен сформулировать и документально отразить основные задачи, стоящие перед аудиторами, сформировать так называемый механизм проверки, т.е. обозначить все значительные этапы предстоящего аудита, отразив их в плане, а затем в программе аудита, конкретизировав задачи по каждому из направлений проверки.

При формировании указанных  документов аудиторская организация  должна руководствоваться требованиями Закона № 307-ФЗ, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и внутрифирменными стандартами аудита. Содержание общего плана аудиторской проверки и программы аудита приведено в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита».

Общий план аудита представляет собой укрупненную поэтапную модель планируемой аудиторской проверки. При подготовке общего плана аудита страховой организации руководителю аудиторской проверки следует выделить несколько наиболее крупных этапов, к которым можно отнести аудит:

- учредительных документов, полноты и своевременности формирования  уставного капитала, наличия лицензий;

- договоров страхования  и перестрахования, соответствия  договоров правилам страхования  и требованиям действующего законодательства;

- страховых выплат по  договорам страхования и перестрахования;

- порядка отражения в  бухгалтерском и налоговом учете  страховых и перестраховочных  премий и страховых выплат;

- страховых резервов: правильность  и обоснованность формирования  и отражения в учете и отчетности  и т.д.

В соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской  деятельности № 3 «Планирование аудита» при разработке общего плана аудита страховой организации аудиторам необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого  лица (в том числе: общие экономические факторы и условия развития страхого рынка, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства);

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (в том числе: учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу). Для оценки системы внутреннего контроля аудиторы могут использовать тест, приведенный в приложении Г;

в) риск и существенность (в том числе: ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей);

г) характер, временные рамки  и объем процедур (в том числе: относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);

д) координацию и направление  работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (в том числе: привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов; количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты (в том числе: возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания).

Информация о работе Особенности проведения аудиторских проверок в страховании