Особенности рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические основы рынка труда, проанализировать и сформулировать выводы.
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть теоретические основы рынка труда;
• осветить проблемы функционирования рынка труда в РБ;
• изучить модели рынка труда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
1. Ранок труда и его регулирование……………………………………………..7
1.1 Сущность рынка труда, его функции……………………………………....7
1.2 Структура рынка труда, его типы…………………………………………10
1.3 Модели рынка труда……………………………………………………….13
1.4 Необходимость и направления государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………...15
2. Анализ функционирования и развития рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….18
2.1 Характеристика рынка труда в Республике Беларусь…………………...18
2.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь………….21
2.3 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь..24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...…29

Работа состоит из  1 файл

Особенности рынка труда в РБ.docx

— 76.08 Кб (Скачать документ)

В качестве субъектов рынка труда  могут выступать его участники  – продавцы и покупатели услуг  труда, а также экономические  субъекты-посредники.

Вторым субъектом рынка труда  является работодатель (наниматель). Наниматель есть физическое либо юридическое лицо, покупающее услуги труда наемных  работников. В качестве работодателя может выступать и  государство. [2, с. 26]

Роль государства в экономике  является объектом не утихающих теоретических дискуссий. В то же время современная макроэкономическая теория признает наличие особого общественного интереса, который не сводится к интересам частных субъектов. Это обусловливает особую роль государства в экономике: «...оно уже не вмешивается в экономическую жизнь социума, а действует в нем в качестве равноправного рыночного игрока, стремясь реализовать этот особый общественный интерес», и, таким образом, выступает полновесным экономическим субъектом. [3, с.10]

В качестве посредников между работниками  и работодателями выступают общественные организации, которые представляют интересы субъектов трудовых отношений.

Для эффективного развития экономики  весьма существенна оптимальная половозрастная структура рынка труда, обеспечивающая преемственность трудовых навыков и традиций, высокий уровень занятости молодежи, достигшей трудоспособного возраста, благоприятное соотношение работающих мужчин и женщин.

Важными характеристиками рынка труда  являются его отраслевая и профессионально-квалификационная структуры.

Динамика отраслевой структуры  рабочей силы в развитых странах  отражает две определяющие тенденции – сокращение численности занятых в аграрном секторе экономики и увеличение их в сфере услуг.

В структуре рынка труда принято  выделять сегмент (рынок) первичных независимых и первичных подчиненных рабочих мест и сегмент (рынок) вторичных рабочих мест.

К первичным независимым рабочим  местам относят должности управляющих, администраторов, высококвалифицированных  рабочих. Их занимают специалисты, имеющие  высокий уровень подготовки, высшее либо среднее специальное образование. В этом сегменте рынка наиболее надежны  гарантии занятости, высокая оплата труда.

Первичные подчиненные рабочие  места включают должности техников. разнообразного административно-вспомогательного персонала, рабочих средней квалификации.

Сегмент вторичных рабочих мест не требует от претендующих на них  лиц специальной подготовки и  высокой квалификации. Это должности низших категорий служащих, рабочие места низших разрядов.

Кроме того, сегментация рынка труда  осуществляется по признаку собственности, а также по регионам и степени  урбанизации.

В структуре рынка труда принято  также деление на следующие секторы:

  • сектор наукоемких производств и отраслей и сферы услуг, представленный рабочими местами весьма широкого и разнообразного спектра квалификаций;
  • сектор рабочих мест в старых, в прошлом главных, отраслях экономики.

Для всесторонней характеристики рынка  труда целесообразно определить его функционально-организационную структуру, которая включает:

  • систему подготовки кадров;
  • систему найма, контрактную систему;
  • систему переподготовки и переквалификации;
  • принципы государственной политики в области занятости и безработицы;
  • систему социального страхования;
  • систему пенсионного страхования;
  • систему поддержки безработных, включающую фонд поддержки безработных;
  • биржи труда;
  • правовое регулирование социально-трудовых отношений. [2, с. 26-30]

История развития  рынка  позволяет выделить следующие типы рынка:

  • неразвитый. Данный тип тынка характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Здесь рынок способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
  • Свободный. В настоящее время имеет место регулирование рынка. Сегодня многие считают, что переход к рыночной экономике значит создание свободного рынка, так как только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, способствует улучшению их жизни.
  • Регулируемый. Он является результатом цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести к нулю мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
  • Деформируемый. Он имеет место, когда государство чрезмерно вмешивается в экономику. Чтобы устранить деформацию рынка, необходимо наличие разных форм собственности в экономике, также необходимо обеспечить свободы хозяйственной деятельности, формирования механизма свободного ценообразования, полноты и доступа к информации о состоянии рынка и т.д. [15, c. 544]

 

 

 

1.3 МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА

 

Американская модель (модель США). В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, а так же жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости  характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается в соответствии с контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятий. Существуют особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Обычно они строятся по профессиональному признаку. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, которые детализированы законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, которые устанавливаются в процентном отношении к выплаченной заработной плате. В результате этой политики появляется более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы, что характеризует преобладание внешнего рынка.

Японская модель. Отличительная черта этой модели рынка труда является так называемая «система пожизненного найма», которая предусматривает гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Эти гарантии – результат сложившейся практики отношений между предпринимателями, собственниками капитала, и наемными работниками. Они законодательно не оформлены, но поддерживаются профсоюзами; наблюдается лояльность предпринимателей по отношению к фирме. Это закрытая модель рынка труда, внутренний рынок. По окончании  кризиса 1974-1975 гг. в Японии начал развиваться и внешний рынок, который больше похож на классический, обслуживающий мелкие предприятия. Для внутреннего и внешнего рынка Японии важнейшей чертой является стабильная занятость, которая наблюдается не только в периодах высоких темпов роста экономики, но и после наступления полосы неустойчивого развития (после кризиса 1975 г.). Использование работников в течение длительного времени позволяет компании организовать профессиональную подготовку и повышение квалификации на внутрифирменном уровне в соответствии со структурой рабочих мест, научно-техническим прогрессом, модификацией выпускаемой продукции, позволяет заранее предусматривать профессиональную мобильность внутри фирмы, воспитывать у работников творческое отношение к труду и высокому качеству работы. Руководство фирмы по своему усмотрению может перемещать работника с одного места на другое, из одного подразделения в другое. Имеются особенности и в формировании заработной платы. Она в течение длительного времени зависела в основном от стажа и возраста рабочего, но сегодня учитывается квалификация и эффективность его труда. Старая система организации заработной платы стимулирует длительный стаж работы и препятствует свободному переходу работников на другие предприятия.

Для японской модели характерно внимание к непроизводственной стороне жизни работников и  их заинтересованность ко всем аспектам деятельности предприятия.

Система пожизненного найма предопределяет в известной мере и решение  проблем сокращения производства и увольнения работников за счет сокращения рабочего времени, перевода работников на дочерние предприятия, на предприятия других фирм согласно взаимному соглашению. Эти меры сдерживают рост безработицы. В 70-90-е гг. произошло обострение проблемы занятости населения, вызванное ростом технической оснащенности производства, ускоренной трансформацией производственной структуры. Обострилась нехватка квалифицированной рабочей силы преувеличивающейся безработицы. Центр тяжести в структуре занятости стал смещаться в сторону третичного сектора, где преобладают малые предприятия. В связи с этим осуществлялась модификация системы пожизненного найма, уменьшалась доля постоянно занятого населения. Отличительная черта внутреннего рынка труда в Японии — создание и функционирование самостоятельных профсоюзных организаций внутри компаний.

Шведская модель. Своеобразие шведской модели заключается в активной политике занятости, которая проводится государством. Государственные органы обращают большое внимание на повышение конкурентоспособности рабочей силы с помощью профессиональной подготовке и переподготовке работников, создании рабочих мест как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение тех, кто ищет работу, и вакантных мест, в том числе и с помощью информации и профориентации, выплаты пособий по переезду на новое место работы.

На эти  цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально развитых странах. Политика в области занятости тесно связана с общими экономическими мерами: поддержкой слабых групп населения, отраслей и регионов, определенных государственной программой предпочтительного развития, с ограничительной налоговой политикой.

Ограничительная налоговая политика в Швеции направлена на сдерживание инфляции путем установления соответствующих косвенных налогов на товары, которые уменьшают спрос на них и заставляют менее прибыльные предприятия прекращать свою деятельность.

Государство активно поддерживает занятость в секторах, которые обеспечивают социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. И хотя оно не обеспечивает работу всем, но ограничивает безработицу небольшим удельным весом. Эта политика иногда дает сбои и от нее вынуждены отказываться. Это происходит, когда к власти на смену социал-демократам приходят правые партии, но после чаще всего вновь возвращаются к ней. [10, с. 52-56]

 

 

1.4 НЕОБХАОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГАЛИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРУДА

 

Экономическая политика любого государства — постоянный процесс достижения определенных поставленных целей. В процессе развития общества необходимо одновременно решать большое количество различных целей. На основании этих целей формируется структура задач общества. На самом верхнем уровне данной структуры находится главная цель развития экономики, которая заключается в достижении максимального благосостояния всего общества в целом.  На втором уровне находятся задачи, наиболее важные для существования рыночного общества. А. Смит предложил следующую их классификацию:

  • обеспечение безопасности по отношению к внешней сфере;
  • создание правового порядка;
  • обеспечение государством инфраструктуры.

В последующем  экономисты развивали данную классификацию, в результате чего она стала более  обширной. Таким образом, в настоящее  время к главным целям второго  уровня относят следующие:

  1. свободное развитие общества;
  2. правовой порядок;
  3. внешняя и внутренняя безопасность.

Рассмотрим  их более подробно.

Главной проблемой свободного развития общества является восприятие понятия свободы  как таковой. Свободу можно воспринимать как философским и как экономическим термином. Именно поэтому преобладает мнение, что любое вмешательство государства в ход развития рыночной экономики – это ограничение экономической свободы и усиление зависимости. 

Цель обеспечения правового порядка является достаточно сложной. Он может достигаться различными способами и зачастую зависит от интересов различных субъектов общества. В этой связи стратегия регулирования должна направляться так, чтобы принимаемые меры по возможности совпадали с представлениями разных общественных групп о законности. А это, в свою очередь, достигается лишь в форме признаваемого всеми компромисса.

Для достижения внутренней и внешней безопасности государству необходимо создавать  соответствующие институты по поддержанию  общественного порядка внутри страны. Также обязательно наличие профессионально  подготовленной армии. 

Главными соподчиненными целями по отношению к указанным выше относятся те, которые направлены к максимальному росту ВВП. При использовании показателя ВВП в качестве критерия уровня благосостояния, важно учитывать не только его абсолютный, но и относительный объем, то есть показатель ВВП на душу населения. При этом многое решает пропорция между темпами роста ВВП и увеличением численности населения. Если прирост населения происходит быстрее увеличения ВВП, тогда реальный уровень благосостояния (несмотря на абсолютный рост ВВП) понижается. При использовании показателя ВВП в данном контексте, существует еще одна его слабость: продукт должен быть распределен равномерно, в противном случае благосостояние не будет достигнуто. Таким образом, можно выделить четыре прикладные задачи:

Информация о работе Особенности рынка труда в Республике Беларусь