Особенности рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические основы рынка труда, проанализировать и сформулировать выводы.
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть теоретические основы рынка труда;
• осветить проблемы функционирования рынка труда в РБ;
• изучить модели рынка труда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
1. Ранок труда и его регулирование……………………………………………..7
1.1 Сущность рынка труда, его функции……………………………………....7
1.2 Структура рынка труда, его типы…………………………………………10
1.3 Модели рынка труда……………………………………………………….13
1.4 Необходимость и направления государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………...15
2. Анализ функционирования и развития рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….18
2.1 Характеристика рынка труда в Республике Беларусь…………………...18
2.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь………….21
2.3 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь..24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...…29

Работа состоит из  1 файл

Особенности рынка труда в РБ.docx

— 76.08 Кб (Скачать документ)
  1. экономический рост. Эта цель считается самой главное в экономике. Определяется относительным и абсолютным ростом ВВП;
  2. полная занятость. Заключается в обеспечении полной занятости и максимального использования трудоспособного населения;
  3. стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты. Данная цель  считается достигнутой тогда, когда норма инфляции составляет 1-2% в год, это так называемая «полупрозрачная инфляция». Постоянный уровень цен не может обеспечиваться, так как постоянно меняются объемы спроса, предложения и соотношение между ними.
  4. внешнеэкономическое равновесие. Перечисленные ранее цели обеспечивают макроэкономическое равновесие в рамках национальной экономики. Но существует закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой она становится к внешней сфере. Поэтому выделяется самостоятельная цель — обеспечение внешнеэкономического равновесия. Задачами данной цели выступают снятие преград, стоящих на пути свободного перемещения потоков товаров и услуг между странами, с одной стороны, денег и  капитала — с другой. [1, с. 14-18]

 

 

2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И  РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА  ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В развитии официальной части белорусского рынка труда можно выделить три  этапа:

Первый этап (1991–1996 гг.) характеризовался переходом от административно-командного к экономическому рыночному механизму. В этот период стал расти уровень безработицы, увеличились масштабы высвобождения избыточной рабочей силы, росло количество обращений в службу занятости и общая напряженность на рынке труда. В это же время начали выполняться важные функции рынка труда:

  • размещение и перелив рабочей силы по критерию эффективности (предприятия освобождались от избыточной занятости);
  • стремление повысить конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда, что обусловлено уязвимостью лиц  с ограниченной конкурентоспособностьюв рыночных отношениях. Об этом свидетельствует рост доли молодежи, граждан со средним и общим базовым образованием, выпускников, женщин в структуре безработицы (их число стабильно более 2/3).

Важно отметить, что все страны с переходной экономикой столкнулись  с подобными явлениями.

Второй этап (1997–2000 гг.). Этому этапу характерно усиление государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдается экстенсивным факторам экономического роста и контролю над количественными параметрами. Устанавливается официальный контроль над вторичным рынком труда, который связан с неквалифицированной рабочей силой, а контроль над первичным рынком труда ослабевает.

Основным источником пополнения числа  безработных становятся уволившиеся  по собственному желанию и так  называемые прочие, доля которых достигает 50% всех безработных. Это может объясняться  следующим: во-первых, при наращивании  ВВП за счет экстенсивного использования  рабочей силы снижается уровень  реальной заработной платы, что ведет  к увеличению числа безработных; во-вторых, причиной могло стать  пассивное вынуждение работника  к уходу с предприятия; в-третьих, сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение.

На этом этапе достигнут уровень безработицы в 2% в республике и 1,5% в г. Минске. По мнению экономистов, этот уровень можно принять за естественный, минимальный уровень, который не может быть далее снижен без необратимых изменений в системе использования труда. Таким образом, на данном этапе осуществляется разделение открытого рынка труда на официальную и неофициальную части, а также увеличивается объем скрытого рынка труда.

Третий этап (2001–2006 гг.). На данном этапе официальная часть открытого рынка не отражает всех проблем в области занятости и безработицы. Уровень регистрируемой безработицы снижается до 1, 5% от экономически активного населения республики в 2006 г. Происходят изменения в структуре безработных по возрасту: доля безработных в возрасте от 16 до 19 лет уменьшается почти вдвое (от 29, 9 до 18, 4%), а доля лиц старше 50 лет, наоборот, увеличивается вдвое (от 7, 2 до 12, 4%). [11, с. 120]

Формирование занятости в негосударственном  секторе экономики стало новым  явлением при переходе к рыночным отношениям. Согласно Гражданскому кодексу  Республики Беларусь хозяйственная  деятельность осуществляется с использованием как государственной, так и частной  форм собственности. Структурные изменения  занятости по формам собственности  органически связаны с проведением  разгосударствления и приватизации предприятий, развитием предпринимательства  и самостоятельной занятости  граждан. Медленные темпы их осуществления  обусловили низкие темпы формирования занятости в негосударственном  секторе. Так, доля работающих на государственных  предприятиях в общей численности  занятых в экономике снизилась  с 54, 3% в 2000 г. до 47, 0% в 2006 г. [11, с. 119]

Четвертый этап (2005–2010 гг.). В Республике Беларусь осуществляется политика обеспечения занятости населения, которая ориентирована на сохранение рабочих мест и трудовых коллективов, содействие развитию самостоятельной занятости граждан и предпринимательства, создание новых производств и новых рабочих мест, снижение уровня безработицы. Реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы, Комплексная программа развитая сферы услуг в Республике Беларусь на 2005–2010 годы, ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства, содействует достижению стабильной, поддающейся контролю ситуации на рынке труда.

Приоритетное внимание в Государственной  программе содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2009–2011 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 № 1640, уделено повышению эффективности  использования и повышению качества трудовых ресурсов, вовлечению в экономическую  деятельность незанятого населения, стимулированию нанимателей к созданию рабочих  мест; содействию в организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, снижению дисбаланса спроса и  предложения на рабочую силу, снижению региональной дифференциации регионов по уровню безработицы; обеспечению  социальной защиты граждан, временно потерявших работу. В целом основные показатели Государственной программы в 2009 - январе-сентябре 2010г. выполнены. [6, c. 12]

Для реализации мер по модернизации рынка труда  с целью обеспечения эффективной  занятости разработан и действует  ряд программ (Таблица 1) социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг., в рамках которого предусмотрены приоритетные направления политики занятости  населения, таких как: создание новых  рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных  производствах и сфере услуг; сокращение роста безработицы в  сфере услуг; модернизация системы переподготовки кадров; формирование кадров в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы. Результатами достижения поставленных задач станет увеличение уровня занятости населения до 80%, повышение доли работающих в сфере услуг до 58% от общей численности занятых. Основной целью данных мероприятий является возможность дать гражданам Республики Беларусь возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Наименование мероприятия

Форма исполнения

Ответственные исполнители

Срок реализации

 

Обновление структуры рабочих  мест в соответствии с задачами инновационного развития и учитывая глобализацию и интеграционные процессы в мире

Программа развития и модернизации рабочих  мест

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики  РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2009-2015гг.

 

Обеспечение потребности инновационного развития национальной экономики квалифицированными кадрами, преодоление нехватки квалифицированной рабочей силы и невостребованности (безработицы) среди выпускников

Программа согласования рынка образовательных услуг и рынка труда

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2010-2020гг

 

Развитие инфраструктуры рынка труда

Бизнес-проекты

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики  РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2009-2015гг.

 

Таблица 1. План мероприятий по модернизации рынка труда РБ [7]

 

 

2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА  ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Одной из основных целей политики любого государства  является достижение высокого уровня занятости. Занятость – важнейший  сектор социально-экономического развития общества, в котором соединяются  социальные и экономические результаты функционирования всех экономической  системы. Как правило, занятость  приносит заработок (доход) гражданам. [12, с. 78]

В Республике Беларусь существует Государственная  служба занятости. Ее образуют Комитет  занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь и починенные ему управления областных служб  занятости населения, региональные, городские, районные центры занятости, информационные центры, а также центры повышения квалификации и переподготовки безработных, их отделения и филиалы.

Политика  государства в области занятости  основана на принципах, которые обеспечивают равные возможности всем трудоспособным гражданам в реализации права  на труд, социальные гарантии и компенсации  безработным, обеспечение мер, которые  направлены на предотвращение безработицы. Любая государственная политика в области занятости должна решать следующие задачи:

  • удерживать безработицу на докритическом;
  • разрабатывать и осуществлять мероприятия по социальной защите безработных граждан.

В Республике Беларусь создана служба занятости, реализующая политику занятости  и обеспечивающая гражданам определенные гарантии. Ее основными задачами выступают:

  • оказание помощи гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства;
  • оказание материальной помощи безработным, выплата им пособий по безработице, их регистрация;
  • профессиональное обучение и переобучение безработных;
  • регулирование трудовой миграции. [4, c. 14]

Предоставление  сведений о вакантных рабочих  местах и предложение безработным  подходящей работы – главная цель деятельности государственной службы занятости. Если безработный дважды отказался от подходящей ему работы, предложенной центром занятости, то размер выплачиваемого ему пособия  может сократиться, либо вообще не будет  выплачиваться в течение трех месяцев. [4, c. 18]

Районные  и городские центры занятости  – основные звенья государственной  службы занятости. Государственный  фонд содействия занятости осуществляет финансирование  государственной  службы занятости. Этот фонд создается  за счет: ассигнований из местного и  республиканского бюджетов; добровольных пожертвований, обязательный отчислений работодателей не зависимо от форм собственности и хозяйствования и иных поступлений (Положение  о  Государственной фонде содействия занятости Республики Беларусь от 11 октября 1995 года).

Решение о выплате пособий по безработице  или отказе в них принимается  государственной службой занятости  не позднее 10 дней с момента регистрации  безработного. [4, с.19]

Что касается показателей безработицы в республике Беларусь, то самый высокий показатель был зарегистрирован в 1996 году и  составил 4%. В 2011 году он снизился до 0,7%. Численность зарегистрированных безработных  в органах по труду, занятости и социальной защите на конец февраля 2012 года – 31, 5 тыс. человек. Это на 7,6% меньше, чем на конец того же месяца 2011 года, и на 2,9% больше, чем на конец января 2012 года. 
В январе-феврале 2012 года за помощью по трудоустройству обратились 43 тыс. человек, из них только 33 тысячи были признаны безработными, что составило 67,8% от общего числа обратившихся.  
В таблице 2 приведем данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите. [13]

Информация о работе Особенности рынка труда в Республике Беларусь