Особенности рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические основы рынка труда, проанализировать и сформулировать выводы.
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть теоретические основы рынка труда;
• осветить проблемы функционирования рынка труда в РБ;
• изучить модели рынка труда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
1. Ранок труда и его регулирование……………………………………………..7
1.1 Сущность рынка труда, его функции……………………………………....7
1.2 Структура рынка труда, его типы…………………………………………10
1.3 Модели рынка труда……………………………………………………….13
1.4 Необходимость и направления государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………...15
2. Анализ функционирования и развития рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….18
2.1 Характеристика рынка труда в Республике Беларусь…………………...18
2.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь………….21
2.3 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь..24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...…29

Работа состоит из  1 файл

Особенности рынка труда в РБ.docx

— 76.08 Кб (Скачать документ)

Данные  приведем по областям и городу Минску.

 

 

Численность безработных на конец  февраля 2012 г.

Февраль 2012 г.,

тыс. человек

Уровень зарегистрирован-ной безработицы на конец февраля 2012 г., %

тыс. человек

в % к

зарегистрировано

безработных

трудоустроено

безработных

февралю 2011 г.

январю 2012г.

Республика Беларусь

31,5

92,4

102,9

16,6

10,8

0,7

Области:

           

Брестская

5,3

95,9

103,0

2,5

1,6

0,8

Витебская

4,6

84,7

100,2

2,5

1,7

0,8

Гомельская

6,5

100,2

106,5

3,1

1,8

1,0

Гродненская

3,9

89,8

102,4

2,2

1,5

0,8

г. Минск

3,1

94,7

101.1

1,3

0,7

0,3

Минская

4,3

91,3

102.4

2,7

1,8

0,6

Могилевская

3,8

88,3

102,8

2,3

1,7

0,8





 
Таблица 2. Численность безработных  на январь-февраль 2012 г. [13]

На конец  февраля 2012 года среди зарегистрированных безработных 50,8% составили женщины. Из общего числа вакансий 76% –  для  трудоустройства рабочих. 
Что касается среднего размера пособия, рассчитанного на одного безработного, то в феврале 2012 года оно составило 106,6 тыс. рублей или 14,8% от прожиточного минимума на душу населения.

По данным Белстата, число безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец 2012 года составила 27,8 тыс. человек. Это на 11,8% меньше, чем на конец августа 2011 года, и на 1,9% меньше, чем на конец июля 2012 года.

В январе—августе 2012 года было принято на работу 585,6 тыс. человек государственными организациями, в том числе на дополнительно введенные рабочие места — 34 тыс. человек, уволено по различным причинам 628,5 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,6% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% — в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. [14]

На ухудшение  условий работы белорусских экспортно-ориентированных  предприятий оказали как мировой  финансово-экономический кризис, так  и кризис в самой стране, задолженность  по платежам, разбалансированность валютных курсов и мировых цен. Однако массовых увольнений работников в стране не ожидается. Ситуацию занятости населения  постоянно контролируется Главой государства  и Правительством.

 

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

В широком  смысле слова оплата труда – это  вознаграждение за некоторое качество и количество выполненной работы. Существуют денежная и неденежная формы оплаты труда. Основной является денежная, что связано с ролью денег как всеобщего эквивалента в товарно-денежных отношениях субъектов рынка. Однако при отсутствии денег субъекты хозяйствования могут расплачиваться с работниками производимой продукцией или продукцией других организаций, получаемой по так называемым бартерным сделкам. Эта форма оплаты труда в республике невелика и в основном составляет 3—5% .

Для работника  заработная плата является главной  и основной статьей его личного  дохода, средством воспроизводства  и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи.

Для нанимателя заработная плата работников представляет собой средства, которые он расходует  на использование привлекаемой по найму  рабочей силы, являющиеся второй по значимости статьей расходов в затратах на производство продукции (работ, услуг). 
Заработная плата как цена рабочей силы выполняет следующие функции:

  • воспроизводственную;
  • стимулирующую;
  • регулирующую.

Воспроизводственная функция заключается в поддержании способности работника к интеллектуальному или физическому труду в общественном производстве.

Стимулирующая функция состоит в количественной взаимосвязи между размерами оплаты и результатами труда работника.

Регулирующая функция. Она существенно влияет на платежеспособный спрос населения, на объем и структуру производимой продукции и, следовательно, на инвестиционную политику.

Назначение  государственного регулирования оплаты труда – создание необходимых  условий для реализации основных функций заработной платы. [9,с. 100-102]

Определяющие нормы основных подходов к регулированию оплаты труда существуют во всех странах независимо от способа организации экономики. Зачастую при этом пользуются комбинированием государственного и договорного методов регулирования. Их сочетание свойственно и для Республики Беларусь. При этом и государственное, и договорное регулирование заработной платы базируется на общих основных принципах правовой организации заработной платы. Выделяют следующие принципы:

  • оплата по труду и результату (стоимости труда); 
  • равная оплата за равный труд (запрещается дискриминация в области оплаты труда); 
  • объективная дифференциации заработной платы (зависит от условий труда, его сложности);
  • гарантирование заработной платы (например, гарантия минимальной заработной платы); 
  • неприкосновенность заработной платы; 
  • недопустимость ограничения размеров заработной платы; 
  • свобода распоряжения заработной платой. [5]

Одним из наиболее важных элементов  государственного регулирования заработной платы является создание эффективного механизма ее индексации. Это значит повышение заработной платы, которая частично или полностью возмещает работникам удорожание потребительских товаров и услуг.

Государственная система налогообложения также играет существенную роль в государственном регулировании заработной платы. Она осуществляется прямым воздействием государства на перераспределение доходов от высокообеспеченных к среднеобеспеченным и малообеспеченным слоям населения через шкалу подоходного налога.

Эти системы существенно дополняет коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений. Система социального партнерства Республики Беларусь в настоящее время представляет собой иерархическую систему, звенья которой представлены соглашениями на национальном, отраслевом и местном уровнях и коллективных договорах организаций. В качестве объектов партнерства выступают основные направления социально-трудовой политики, исходя из оценок уровня жизни в целом по республике, в областях, районах, городах, организациях.

Общий принцип согласования. Его смысл следующий: соглашения более высокого уровня иерархии имеют приоритет при заключении соглашений и договоров на более низких ступенях, поэтому заключение Генерального (национального) соглашения предшествует заключению отраслевых и местных соглашений, а заключение последних — заключению коллективных договоров организаций. При этом отраслевые соглашения не должны снижать уровня социально-трудовых обязательств, определяемых Генеральным соглашением, а региональные — обязательств отраслевых соглашений. Коллективные договоры организаций не должны ухудшать положение работников по сравнению с обязательствами, принятыми в рамках соглашений вышестоящих уровней, действие которых распространяется на организацию.

По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь месячная минимальная заработная плата за август 2012 года составила 1 104 640 рублей, часовая минимальная заработная плата – 6 550 рублей. Данные по изменению размеров заработной платы за январь-август 2012 года можно проследить в таблице 2.

 

Месяц

Размер месячной минимальной заработной платы в бел.руб.

Размер часовой минимальной заработной платы в бел.руб.

Размер индексации в %

Август

1 104 640

6 550

12,4

Июль

1 054 010

6 250

6,4

Июнь

1 047 550

6 210

6,4

Май

1 047 550

6 210

6,4

Апрель

1 000 000

5 930

Не индексировалась

Март

1 000 000

5 930

Не индексировалась

Февраль

1 000 000

5 930

Не индексировалась

Январь

1 000 000

5 930

Не индексировалась


Таблица 2. Динамика изменения размера  минимальной заработной платы в Беларуси в 2012 году с учетом индексации. [8] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.

Белорусский рынок труда выработал своеобразные механизмы приспособления к сложившимся  условиям. Формой адаптации со стороны  нанимателей стала политика работы в режиме неполного рабочего дня  и неполной рабочей недели, предоставления неоплачиваемых административных отпусков. Таким образом, массовым явлением в  трудовых отношениях республики стала  скрытая безработица, характеризующаяся  вынужденной неполной занятостью. Со стороны наемных работников также  действует гибкий механизм адаптации  на вынужденную неполную занятость.

Предприятия являются дистрибьюторами государственной  системы социальной защиты населения  – только занятые в народном хозяйстве  находятся под социальной защитой  государства. Кроме того, коллективные договора предприятий предлагают для  своих работников широкий круг социальных льгот и гарантий за счет своих  собственных средств.

Относительно  высокая распространенность нерегистрируемых трудовых отношений с тем, что  вторая работа носит преимущественно  характер случайных и кратковременных  приработков. Можно отметить, что  роль неформальной занятости в белорусской  экономике неоднозначна. С одной  стороны, можно говорить о ее позитивном влиянии на расширение занятости  и повышение доходов граждан. Ведь в современных условиях участие  населения в неформальной занятости, по существу, является одним из элементов  его защитной реакции, адаптации  к меняющейся социально-экономической  ситуации. С другой стороны, усиление латентных процессов в сфере  занятости уменьшает доступ к  контролю и регулированию отношений  между субъектами рынка труда  со стороны государства и профсоюзов.

Необходимо  отметить, что административный метод  регулирования вопросов занятости  и своеобразные формы адаптации  рынка труда рассчитаны на краткосрочный  период. В дальнесрочной же перспективе  такие механизмы регулирования  и приспособления консервируют реформирование рынка труда, осложняют макроэкономическую стабилизацию.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики./ А.М. Бабашкина. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Бобкова, И.Н. Рынок труда: методология, теория, практика / И.Н. Бобкова ; М-во внутр. ДелРесп. Беларусь, уччреждение образования «Акад. М-вавнутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2011. – 343 с. : ил. – ISBN 978-985-427-703-5
  3. Гринберг Р.С. Невыученные уроки // Белорус, эконом, журн. 2008.

№ 3.

  1. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь» в ред. 22.01.1999г.
  2. Коллекция рефератов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://myref.ru/preview/68761.html – Дата доступа: 26.11.2012
  3. Крылова Е.Г. Трудовыми ресурсами надо управлять эффективно / Е.Г. Крылова // Охрана труда и социальная защита. - 2010. - №5.
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011   № 942 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/filee78b7ff5f8f0a775.PDF. – Дата  доступа: 01.12.2012
  5. Минимальная заработная плата в Республике Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mojazarplata.by/main/rss-yandex-by/v-belarusi-minimalqnaja-zarplata-v-avguste-2012-uvelichilasq-na-50-630-ruble – Дата доступа: 28.11.2012
  6. Рынок труда республики Беларусь: особенности формирования и развития. Под научной редакцией Е.В. Ванкевич. – Витебск: УО «ВГТУ», 2008. – 302с.
  7. Рынок труда. Учебник. Под.ред. проф. В.С.Буланова и проф. Н.А.Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с.
  8. Статистический ежегодник Республики Беларусь,  2007 (Стат. сб.). Минстат Республики Беларусь. – Минск,  2007.
  9. Трудовое право: Учебник/В.И. Семенков, В.Н. Артемонова, Г.А. Василевич – Мн.: Амалфея, 1997. – 592 с.
  10. Экономика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2012/09/26/ic_news_113_402335/ – Дата доступа: 27. 11.2012
  11. Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vuzlib.org/beta3/html/1/3704/3802/ – Дата доступа 09.11.2012
  12. Экономическая теория. / Под.ред. А.И. Добрынина.   Учебник для вузов 3-е изд. – СПб.: Питер, 2000

Информация о работе Особенности рынка труда в Республике Беларусь