Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с помощью проведения SWOT-анализа.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать определения понятиям «стратегическое планирование» и «стратегия»;
-охарактеризовать основные виды стратегии и стратегического планирования;
-рассмотреть значение определения миссии и целей деятельности предприятия;
-охарактеризовать основные этапы реализации стратегии предприятия;
-выявить особенности организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»;
-определить основную стратегическую позицию предприятия на конкурентном рынке;
-произвести SWOT- анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС»…………...……………….23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности………………………………………………………..........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»…...........................................................................................................28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с применением методики SWOT- анализа……...……………........36
2.4 Решение задач………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………….....51
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия…………………….52
Б. Организационная структура ООО «Алтайтрансмаш-сервис»….53
В. Бухгалтерская отчетность ООО «Алтайтрансмаш-сервис»
за 2008-2010 гг……..………………………………………………….54

Работа состоит из  1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 641.50 Кб (Скачать документ)

     Стратегия концентрации означает концентрацию усилий фирмы на одном или нескольких узких сегментах рынка с целью достижения на них лидерства посредством минимизации затрат на производство и издержек на реализацию продукции, а также использование стратегии дифференциации.

       Каждая из вышеперечисленных стратегий может быть классифицирована на соответствующие разновидности. Так, например, стратегия диверсификации включает два разных типа:

     -концентрическая,  суть которой заключается в том, что фирма расширяет прежний ассортимент новыми товарами, ищет новые виды деятельности, которые дополняли бы уже существующие в технологическом или коммерческом планах;

     - «чистая стратегия», при которой фирма осваивает новые виды деятельности, которые могут быть не связаны с ее традиционной формой специализации ни в коммерческом, ни в технологическом планах.

       Конкурентные стратегии в зависимости от доли рынка, которая принадлежит фирме, подразделяются на:

     -стратегию лидера, которую выбирают фирмы, занимающее доминирующее положение на рынке. Выделяют следующие разновидности этой стратегии:

  • расширение первичного спроса посредством поиска новых потребителей товаров;
  • стратегия демаркетинга, предусматривающая сокращение своей доли рынка с тем, чтобы избежать обвинений в монополизме;
  • оборонительная стратегия, которая включает проведение сберегающих мероприятий, то есть сокращение всех расходов, связанных с осуществлением производства и сбыта, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая политика применяется, как правило, при крайне неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств;
  • наступательная стратегия, основанная на осуществлении не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. Проводится завоевание новых рынков сбыта, обновляются основные фонды, внедряются перспективные технологии и т.д. В соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, позволяющие укрепить положение предприятия на рынке.

     -стратегию «бросающего вызов», которая ориентирована на то, чтобы предприятие заняло место лидера на рынке;

     -стратегию «следующего за лидером». Данная стратегия является характерной для конкурентов, которые занимают сравнительно небольшую долю на целевом рынке. Ее суть состоит в выборе не пассивного поведения, а такого, которое не вызовет противодействия со стороны лидера;

     -стратегию специалиста («нишера»), для которой характерен поиск узкого сегмента рынка, который удовлетворял бы следующим условиям:

     1.наличие достаточного потенциала роста.

     2.обеспечение достаточного потенциала в части получения определенного объема прибыли.

     3. малая привлекательность для конкурентов.

     4. наиболее полное соответствие специфическим возможностям фирмы.

     5. отсутствие  барьеров при входе на рынок. [9, с. 106]

     Также в качестве основных частных стратегий  могут выступать: коммерческая, производственная, экономическая, инвестиционная, управления стоимостью фирмы, себестоимостью продукции, институциональная стратегии. Каждая из этих стратегий имеет право на реализацию, если для этого имеются необходимые условия.

     Таким образом, стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план. Он должен разрабатываться с точки зрения перспективы развития всего предприятия, а не достижения целей отдельных его структурных подразделений. Стратегический план представляет собой программу укрупненных действий для достижения поставленных целей. Данный план должен быть разработан так, чтобы не только оставаться целостным в течение длительного периода времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить его модификацию.

     Сам процесс стратегического планирования является инструментом, определяющим основные направления управленческой деятельности предприятия.

     Основным  признаком, по которому классифицируется стратегическое планирование, является  охватываемый в разрабатываемом  плане временной период. Так, выделяют следующие виды стратегического планирования:

     - долгосрочное (перспективное) планирование. В перспективных планах отражаются долгосрочные цели и генеральная стратегия предприятия. Разрабатываемые альтернативные стратегии в план не включаются, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет;

     - среднесрочное планирование. В основе таких планов лежит определение и прогнозирование изменений реального спроса на продукцию организации, планирование осуществления изменений в технологии производства, оценка риска потери партнеров и т.д. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

     Таким образом, стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии  предприятия и достижение выбранных  им финансовых, экономических, социальных и других целей. Важнейшей плановой задачей для организации является формулировка ее миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На их основании, с учетом результатов стратегического анализа, руководством вырабатываются решения об осуществлении необходимых действий и соответствующих управленческих процедурах.

     Далее дадим характеристику процесса определения миссии и целей функционирования предприятия как первого этапа стратегического планирования. 

1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия в рамках стратегического планирования 

     В рыночных условиях хозяйствования определяющую роль в осуществлении эффективной  и разработанной на научной основе плановой деятельности фирмы, функционирующей в условиях постоянно меняющихся воздействий микро- и макросреды, играют четко сформулированные миссия, стратегия, цели и задачи. Формулирование миссии - это одна из компонент системы стратегического планирования деятельности фирмы.

     Миссия  - основополагающий документ, в котором фирма описывает сферу (вид или область) своей предпринимательской (коммерческой) деятельности, определяет целевой рынок (или его сегмент), излагает свои руководящие принципы и устанавливает перспективные цели в отношении достижения желаемых числовых оценок экономических, финансовых, социальных и экологических показателей, а также провозглашает свою систему общественных и общечеловеческих ценностей. [4, с. 26]

     Значение  миссии, которая четко сформулирована и эффективно представлена, невозможно преувеличить.  Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.  Если руководители организации не знают, какова основная цель функционирования их предприятия, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучших альтернатив.

     Четко сформулированная миссия необходима для решения задач, как во внутренней, так и во внешней сферах деятельности фирмы:

     - внутри предприятия она дает персоналу четкое понимание подлежащих реализации целей, помогает выработке единой политики, которая призвана способствовать формированию внутрифирменной культуры;

     -во  внешней сфере она способствует созданию целостного и привлекательного образа фирмы.

       Миссия - это четко выраженная общая цель деятельности организации, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:

     -для  чего существует организация,  чью и какую потребность она  удовлетворяет?

       -каковы основные принципы деятельности организации?

      -как будет осуществляться дальнейшие  рост и развитие организации? [10]

     Рассматривая  миссию фирмы с точки зрения определения  основных потребностей покупателей и их эффективного удовлетворения, руководство предприятия фактически формирует состав потенциальных клиентов для поддержки этой фирмы в будущем. То есть главный вопрос, на который отвечает миссия, — это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в передвижении; университет — в образовании; мэрия — в создании условий достойной жизни для горожан.

     Необходимость выбора миссии была признана выдающимися  руководителями задолго до разработки теории систем. Так, например, Генри  Форд, талантливый руководитель, определил миссию своей компании Ford как предоставление людям дешевого транспорта. Справедливо отметить, что такая миссия, безусловно, гарантирует получение организацией прибыли и привлечение большого числа клиентов. [5, с.362]

     Формулировка  миссии должна быть немногословной, но образной, яркой, запоминающейся, а также содержать следующие элементы:

  • официальный статус организации, название;
  • определение тех высших ценностей и целей, во имя которых существует организация;
  • направления или области выбранной экономически целесообразной деятельности;
  • принципиальные отличия данной фирмы от фирм-конкурентов.

     Возможные факторы и вопросы-ограничения, которые  должны учитываться на этапе определения  миссии фирмы, приведены в таблице 1.1: [4, с.28]

     Таблица 1.1

     Факторы и задаваемые вопросы в процессе формулирования миссии предприятия

Наименование  фактора Сущность вопроса
Клиенты (заказчики) Кто является клиентом (заказчиком) фирмы?
Товары Какие товары целесообразно  предложить на рынок?
География Где фирма намерена вести конкурентную борьбу: на внутреннем или внешнем рынке?
Проблемы  выживания Какую экономическую  цель намерена преследовать фирма?
Философия фирмы Каковы убеждения, ценности и приоритетные устремления фирмы?
Представление о себе Каковы должны быть качественные характеристики и  конкурентные преимущества фирмы?
 

     Ясная и четкая формулировка миссии - это визитная карточка фирмы, которая должна присутствовать везде: в рекламном ролике, в письмах, адресованных местным органам власти, в программных заявлениях, разрабатываемых компаниями. [2,с.181] Причем в четко определенной мисси нуждаются не только крупные организации, но и малые предприятия. Формулировку миссии должны знать все работники организации, для того, чтобы понимать основной смысл и цель функционирования предприятия. Ведь именно миссия определяет суть деятельности компании, дает основу для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.

     Необходимо  отметить, что нередко, миссия организации  формулируется как «максимизация  прибыли», что является грубейшей ошибкой. Поскольку любое предприятие является, в первую очередь, открытой системой, то  развиваться оно будет только в том случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за ее пределами, во внешней среде. Если предприятие сможет выполнить такую миссию, то оно однозначно будет получать и прибыль. То есть максимизация прибыли - есть не цель функционирования предприятия, а лишь одно из средств ее достижения.

     На  основе общей миссии организации, ее определенных ценностей и приоритетов, устанавливаются и формулируются стратегические цели, на которые и ориентируется высшее руководство.  Они задают направление развития фирмы и отражают желаемое состояние, которого необходимо достичь в ходе использования потенциала организации.

     Данные  цели должны обладать следующими характеристиками:

     -конкретность и измеримость. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.  Намного будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей, что станет очень важным при выполнении контрольных функций.

     -ограниченность целей во времени. При формулировании целей необходимо не только определить то, что организация хочет осуществить, но также то, когда должен быть достигнут результат. По временному признаку можно выделить следующие виды целей:

  • долгосрочные цели, ограниченные сроком 5 лет;
  • среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного года до пяти лет;
  • краткосрочные цели в большинстве случаев представляют собой один из планов организации, который следует завершить в пределах года.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии