Стратегическое планирование на предприятии

Дата добавления: 02 Ноября 2011 в 13:57
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать (125.61 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

  —  641.50 Кб

     Далее после разработки планов начинается практическая реализация стратегии предприятия. Для этого устанавливается программа действий и специальных процедур (регламентов) - система выполнения отдельных мероприятий или составных частей стратегического замысла, представленная в приложении А. [10]

     В следующей главе данной работы, опираясь на теоретические аспекты заявленной темы, изложенные ранее, определим наиболее оптимальную стратегию развития ООО «Алтайтрансмаш-сервис» на основе результатов проведенного SWOT-анализа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ осуществления процесса стратегического планирования ООО «Алтайтрансмаш-сервис»

2.1 Общая характеристика предприятия и его основных видов деятельности

     Общество  с ограниченной ответственностью «Алтайтрансмаш-сервис»  было создано и зарегистрировано администрацией города Рубцовска 13 октября 1997 года, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в форме малого предприятия. Единственным учредителем, организатором, директором хозяйствующего субъекта является Томашевич Иван Иванович. Место нахождения ООО «Алтайтрансмаш – сервис»: 658227, Россия, Алтайский край, город Рубцовск, проспект Ленина 204.

     Согласно  Уставу и учредительной документации, деятельностью ООО «Алтайтрансмаш – сервис» является выпуск и ремонт гусеничной техники, предназначенной  для перевозки людей и различных грузов, узлов и агрегатов к ним. Общество создано с целью удовлетворения потребности покупателей  в качественных товарах, их ремонте, соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов.

     До 2005 г. на предприятии осуществляли выпуск тягачей ГТ-Т после капитально-восстановительного ремонта. Всего в период с 1997 г. по 2005 г. было произведено около 200 гусеничных тягачей ГТ-Т. За годы работы ООО «Алтайтрансмаш – сервис» получило хорошую репутацию на рынке потребителей этих услуг в условиях конкуренции с подобными предприятиями Урала и Сибири. Предприятие имеет постоянных партнеров среди нефте- и газодобывающих компаний, геологов, золотодобытчиков.

     С 2005 г. ООО «Алтайтрансмаш – сервис»  вышло на рынок с разработкой  транспортера-тягача ГТ-ТР «МАРАЛ», осуществленной   совместно со специализированным конструкторским бюро Рубцовского машиностроительного завода. Данный товар является одним из основных, производимых предприятием. Каждый год организацией осуществляется выпуск 12 транспортеров с их последующей успешной реализацией.

     ООО «Алтайтрансмаш – сервис» работает не только по запланированным программам выпуска продукции, но  и по заявкам  потребителей. Так, в 2006г. на предприятии  был освоен выпуск специализированных машин для организации «Кучуксульфат» - 3 поливочных машины и топливозаправщик.

     Важнейшим этапом функционирования хозяйствующего субъекта стала разработка и выпуск опытного образца специализированного  мощного тягача «Тегерек» в 2007 г. Машина предназначена исключительно для прокладки дорог на Крайнем Севере и является уникальным продуктом на рынке продаж тяжелой техники.

     Необходимо  отметить, что ООО «Алтайтрансмаш-сервис»  берет на себя обязательства по гарантийному обслуживанию и ремонту поставляемой техники, производит консультации по ее эксплуатации, обучение механиков-водителей. Квалифицированные специалисты и конструкторское бюро осуществляют доработку и внедрение всех предложений и пожеланий, высказанных заказчиком.

     Предприятие в процессе своей работы использует труд только высококвалифицированных работников. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия начинается с анализа движения кадров на предприятии. Для этого необходимо рассчитать и проанализировать показатели движения рабочей силы (табл. 2.1).

     Как видно из данных, представленных в таблице, значения коэффициентов оборота по приему и выбытию довольно велики, что может свидетельствовать о текучести кадров на предприятии.  Однако высокое значение коэффициента постоянства кадров говорит о том, что большая часть персонала постоянно работает на предприятии в течение года.

     Таблица 2.1

     Показатели  движения кадров на ООО «Алтайтрансмаш-сервис»

     за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Численность персонала среднесписочная, чел. 70 60 64
Принято, чел. 20 31 45
Выбыло, чел. 30 27 41
Коэффициент оборота по приему 0,29 0,52 0,70
Коэффициент оборота по выбытию 0,43 0,45 0,64
 

     Проведем  анализ заработной платы на исследуемом  предприятии и представим его  результаты в таблице 2.2

     Таблица 2.2

     Анализ  заработной платы на ООО «Алтайтрансмаш-сервис»

     за 2008-2010 гг.

 
Показатель 
 
2008 г. 
 
2009 г. 
 
2010 г. 
Абсолютное  отклонение Темп  роста, %
2010-2009 гг. 2009-2008 гг. 2010/2009 гг. 2009/2008 гг.
Численность персонала, среднесписочная, чел. 70 60 64 -10 4 85,7 106,7
Годовой фонд зарплаты, тыс. руб. 4895,94 4491,22 5066,73 -404,72 575,51 91,7 112,8
Среднегодовая зарплата, руб. 69942 74853,6 79167,6 4911,6 4314 107,0 105,8
Среднемесячная  зарплата, руб. 5828,5 6237,8 6597,3 409,3 359,5 107,0 105,8
 

     Данные таблицы свидетельствуют о том, что на протяжении исследуемого периода среднегодовая и среднемесячная зарплата стабильно растет. Отметим, что предприятие использует сдельно-премиальную систему оплаты труда (для рабочих) и простую повременную (для остальных категорий персонала).

     Итак, ООО «Алтайтрансмаш-сервис» является динамично развивающейся организацией, предлагающей уникальные продукты. Руководство данного предприятия постоянно стремится улучшать качество выпускаемой продукции, осуществляемого ремонта техники. В планах хозяйствующего субъекта с штучной сборки выйти на серийное производство, расширить модельный ряд на базе основной машины. За время работы организация создала себе имидж предприятия, выпускающего и реализующего продукцию высокого качества, конкурентоспособную не только в Сибири, но и в других регионах России.

     Необходимым пунктом общей характеристики предприятия  выступает общая оценка финансового  состояния хозяйствующего субъекта. Для ее осуществления воспользуемся  данными, представленными в таблице 2.3, для расчета которых мы использовали данные бухгалтерской отчетности предприятия (приложения В-Ж).

     Данные  таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что величина выручки в период с 2008 г. по 2010 г. постоянно снижается (с 35945 тыс. руб. до 21054 тыс. руб.). Что касается значений себестоимости продукции ООО «Алтайтрансмаш-сервис», то ее величина в 2009 г. снизилась на 5841 тыс. руб., однако в 2010 г. наблюдается положительная тенденция ее роста-на 228 тыс. руб. На основании значений, которые принимают показатели выручки и себестоимости предприятия за анализируемый период, происходит и формирование прибыли от продаж хозяйствующего субъекта. Величина прибыли от продаж, как и чистой прибыли, снижается в 2009 г. и незначительно увеличивается в 2010 г.

     Среднегодовая стоимость собственного капитала предприятия в 2008-2010 гг. находится приблизительно на одном уровне, позволяя компании всегда иметь надежный запас собственных средств. Значения же среднегодовых  стоимостей активов и оборотных активов в их структуре в 2008-2010 гг. сначала резко снижаются, а затем увеличиваются (так, величина активов претерпела снижение на 2352 тыс. руб., а затем увеличение на 5703 тыс. руб.). Более подробно динамика оборотных активов ООО «Алтайтрансмаш-сервис» будет рассмотрена в следующих пунктах отчета.

     Отрицательно  характеризует эффективность финансово-экономической  деятельности предприятия снижение значений такого показателя как рентабельность продаж организации. Данная тенденция  должна стать тревожным сигналом для руководства ООО «Алтайтрансмаш-сервис».

         Таблица 2.3

     Основные  показатели финансово-экономической  деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» за 2008-2010 гг.

     
 
Показатели 
 
2008 г. 
 
2009 г. 
 
2010 г. 
Абсолютное  отклонение (+/-) Относительное отклонение (%)
2009-2008 гг. 2010-2009 гг. 2009/2008 гг. 2010/2009 гг.
Выручка, тыс.руб. 35945 23760 21054 -12185 -2706 66,1 88,6
Себестоимость, тыс.руб. 13657 7816 8044 -5841 +228 57,2 102,9
Прибыль от продаж, тыс.руб. 8726 2916 2960 -5810 +44 33,4 101,5
Чистая прибыль, тыс.руб. 7637 1761 2688 -5876 +927 23,1 152,6
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс.руб. 8 10 10 +2 0 1,25 1
Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб. 21282 18930 24633 -2352 +5703 88,9 130,1
Среднегодовая стоимость ОА, тыс.руб. 8621 7142 13976 -1479 +6834 82,8 195,7
Рентабельность  продаж, % 64 37 37 -27 0 57,8 1
 

     Таким образом, проанализировав в целом  финансовое состояние ООО «Алтайтрансмаш-сервис», мы убедились, что на протяжении всего  исследуемого периода финансовое состояние предприятия является неустойчивым или предкризисным, а также не является абсолютно ликвидным и не обладает мгновенной платежеспособностью.

     Далее проведем анализ организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис». 

    2.2 Анализ организационной  структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»

     Важную  роль в обеспечении эффективности  функционирования предприятия играет его организационная структура  управления. Руководство ООО «Алтайтрансмаш-сервис» уделяет вопросам кадровой политики очень большое значение. Постоянно проводится  обучение, повышение квалификации персонала. Отметим, что 36 % работников предприятия имеют высшее образование. В организации хорошо развита корпоративная культура, проводятся торжественные и праздничные мероприятия. [7, с.5]

     ООО «Алтайтрансмаш-сервис» имеет типичную, хоть и достаточно сложно организованную, линейно-функциональную структуру управления, которая наглядно представлена на рисунке в приложении Б. Структура включает в свой состав различные подразделения: отделы, службы. В связи с этим осуществляется координация их деятельности. Координация выступает основой организационной структуры предприятия, которая представляет собой совокупность устойчивых связей (в большей степени вертикальных).

     Данную систему управления нельзя назвать гибкой и адаптивной к изменяющимся условиям внешней среды, в ее основу не заложен механизм развития. В быстро меняющихся условиях российской экономики, неспособность предприятия быстро перестроиться может привести к снижению эффективности его деятельности.

     В непосредственном подчинении генерального директора предприятия находятся исполнительный директор, заместитель директора по производству, главный бухгалтер и главный инженер. Основными отделами (структурными подразделениями) ООО «Алтайтрансмаш-сервис» являются коммерческий отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, технологическое бюро, технический отдел, цеха и другие хозяйственные отделы.

     Что касается финансово-экономической  службы анализируемого хозяйствующего субъекта, то она представлена бухгалтерией во главе с главным бухгалтером, коммерческим отделом, исполнительным директором предприятия. Место каждого звена в общей системе финансового управления отображено на рис. 1. 

Описание
Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с помощью проведения SWOT-анализа.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать определения понятиям «стратегическое планирование» и «стратегия»;
-охарактеризовать основные виды стратегии и стратегического планирования;
-рассмотреть значение определения миссии и целей деятельности предприятия;
-охарактеризовать основные этапы реализации стратегии предприятия;
-выявить особенности организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»;
-определить основную стратегическую позицию предприятия на конкурентном рынке;
-произвести SWOT- анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС»…………...……………….23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности………………………………………………………..........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»…...........................................................................................................28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с применением методики SWOT- анализа……...……………........36
2.4 Решение задач………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………….....51
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия…………………….52
Б. Организационная структура ООО «Алтайтрансмаш-сервис»….53
В. Бухгалтерская отчетность ООО «Алтайтрансмаш-сервис»
за 2008-2010 гг……..………………………………………………….54