Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании различного занимательного нетрадиционного материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

целью работы является обоснование необходимости активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
Объект - процесс обучения русскому языку. Предмет - приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Активизация интереса и мыслительной деятельности школьников на учебных занятиях.
1.1. Психолого-педагогический аспект активизации мыслительной деятельности на уроке…………………………………………………….5
1.2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке………………………………………………………………………..7
Выводы по I главе……………………………………………………………….10
Глава 2. Методы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку.
2.1. Методы активизации мыслительной деятельности в процессе обучения русскому языку…………………………………………………………………..11
2.2. Использование занимательных элементов для активизации мыслительной деятельности учащихся, их эффективность……………………………….…………………………....……..16
2.3. Виды языковых игр: анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды………………………………………………………………………..18
Выводы по II главе……………………………………………………………....30
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

ВКР.docx

— 244.85 Кб (Скачать документ)

Под творческим использованием языковых средств подразумевается  применение их в новой ситуации. Эта новая ситуация возникает  в связи с тем, что учащиеся сами создают тексты, предложения, словосочетания, образуют слова (по моделям). Применение метода обучения творческому использованию  языковых средств в связи с  созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов предполагает частично – поисковую и поисковую деятельность учащихся. Приемами этого метода являются, например, свободный диктант, изложение, сочинение; конструирование предложений, составление словосочетаний по определенной модели, с определенными словами; образование слов определенного  значения и структуры (по модели); подготовка отзыва о литературном произведении, спектакле и т.п.; составление  заметки в стенгазету, реферата, тезисов, конспекта; постановка заданий  поискового характера.

Конструирование предложений, словосочетаний, образование  слов связано с частичным поиском, поскольку известные модели и  схемы оказывают помощь в этих случаях, хотя подбор языкового материала предполагает поисковую деятельность.

Среди приемов  рассматриваемого метода имеются  специально сконструированные задания  с  целью организации  поисковой  деятельности учащихся: это так называемые задания поискового характера, включающие проблемные задачи, и задания частично – поискового характера. Это такой  вид заданий, при выполнении которых  учащиеся без непосредственного  участия учителя (проблемные задачи) или при некоторой его подсказке (задания частично – поискового характера) открывают новые знания или способы их добывания.

Этапы обучения в системе применения методов  активизации мыслительной деятельности учащихся могут быть определены в  зависимости от того, с каким языковым материалом имеют дело учащиеся –  с готовым или с таким, который  надо изменить или создать.

В соответствии с этим этапы обучения могут быть намечены следующим образом:

На I этапе учащиеся воспринимают, осмысливают, анализируют готовый языковой материал, который преподносится им или в процессе сообщения учителем знаний, или при выполнении упражнений.

И при сообщении  учителем знаний в готовом виде, и при проблемном изложении учащиеся воспринимают текст, составляющий содержание объяснения учителя; изменения этого  текста или создания заново от них  не требуется.

Этап сообщения  учителем знаний является основой формирования умений. Выбор методов сообщения  знаний должен зависеть от специфики  темы, требований программы и возможностей учащихся.

К этому же этапу  обучения, когда учащиеся получают от учителя языковой материал готовым, не участвуя в его создании, изменении, относится и один из методов самостоятельного овладения учащимися знаниями и  формирования умений – метод обучения воспроизведению и анализу готовых  текстов, предложений, словосочетаний, слов.

На II этапе осуществляется выбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного материала. Этот этап закрепляет достигнутое на I этапе, способствует совершенствованию логики мышления учащихся, формирует умение применять знания и навыки в разных ситуациях.

Особым является III этап – этап обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов, когда осуществляется частично – поисковая и поисковая деятельность.

Приобретенные учащимися ранее знания, умения и  навыки, в том числе в ходе проблемного  изложения нового материала учителем, теперь применяются ими при создании текстов, предложений, словосочетаний, образовании слов, хотя элементы работы по образцу, естественно, присутствуют в большей или меньшей степени  и в этих случаях.

Овладение культурой  речи на III этапе осуществляется в самых сложных условиях, но особенно эффективно.

Таким образом, три этапа соответствуют рассмотренным  выше методам активизации мыслительной деятельности учащихся. 

    1. Использование занимательных элементов  для активизации мыслительной деятельности учащихся, их эффективность.

Наряду с традиционными  формами организации учебной  деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется  в обучении как средство возбуждения  интереса к учению. К ним можно  отнести анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка.

Для организации  основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную  роль в процессе обучения, развития, воспитания.

С древности  игра использовалась как средство обучения детей. Возникшая система образования, развивающаяся как классно-урочная, в значительной степени авторитарная, рассудочная, в традиционной школе  до конца XIX столетия опиралась на рациональную дидактику. Исключение можно было встретить  в привилегированных учебных  заведениях, например, английских колледжах, где использовалась «умственная игра». В целом же во многих странах мира она в обучении была скорее случайностью.

В нашей стране за многие годы сложилось неверное, поурочное представление: учение считается  обязательным и тяжелым трудом, который  опирается на механическое запоминание, зубрежку учебного материала. Учение как  бы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение  в познании. Конечно, учение это не простой труд, но все же труд интересный и увлекательный, потому что приобщает  школьников к новому, тайному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В игре ребенок с большим интересом  и охотой выполняет то, что вне  ее ему кажется очень трудным  и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок - это пытливый исследователь, который познает  мир, делает новые открытия через  игру.

Макаренко создал целый комплекс игр при работе в своей колонии. Не проходило  ни одной недели, чтобы не создавалась  новая игра. Макаренко считал, что  в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего.

Педагоги понимали, что в игре ребенок накапливает  знания, развивает способности, формирует  познавательные интересы. Наверно, игра, поэтому в истории развития педагогических систем, была связана с образовательными задачами. Развивались игры, приспособленные  к тому, чтобы обучать детей  речи, счету, письму. Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление  о форме, величине, цвете предметов, в системе О Декроли, например, игры использовались как образовательное  средство. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.

Метод познавательных игр имеет долгую историю. Он уже  применялся в древних дидактических  системах. Обучающие игровые программы  вместе с техническими средствами достаточно эффективно способствуют решению проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

Польза ребусов  заключается в необычном представлении  терминов русского языка. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать  новым словом, а затем объяснить  его смысл. Появившиеся таким  необычным способом термины, как  правило, запоминаются лучше. Ребусы можно  расшифровывать и при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия.

Довольно редкое для русского языка средство проверки знаний обучаемых - решение кроссвордов.

Решение кроссвордов - полезное умственное занятие на любом  этапе обучения. Они позволяют  одновременно вспомнить забытые  и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют  кругозор, помогают лучше ориентироваться  в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует  память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Наряду с достоинствами  у этого способа есть и свои недостатки, в первую очередь узкие  границы использования. Как верно  замечено Головиной Т.В., «подобным  способом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии, позволяющих ученику правильно  сформулировать свою мысль при и  ответе и грамотно задать вопрос учителю».

В общем, использование  языковых игр на уроках русского языка  способствуют не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышают прочность полученных знаний. 

2.3. Виды языковых  игр: анаграммы,  шарады, метаграммы, ребусы, палиндромы, логорифы, спунеризмы, каламбуры, кроссворды, чайнворды.

Анаграммы– это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, парк – карп, адрес – среда и т.д. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв.

Анаграммы дают богатый материал для словесных  головоломок. В головоломках принято  загадывать не любые слова, а существительные  в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные фотрмы существительных, множественное  число).

  1. Самы й простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову.

Подберите анаграммы  к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, слово.

  1. Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, и к которой оно относится, чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы.

Переставьте буквы  в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или  блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.

  1. Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одно из слов, а предлагать значение обоих слов.

Переставив буквы  в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна  в породистую лошадь; еловый лес  в металл; материю в геометрическое тело. Например: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.

  1. Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я  летаю, 
летом всем надоедаю. 
Буквы переставь – и я 
Стану частью корабля. 
(комар – корма)

 Я дикий родственник свиньи. 
Но букв порядок измени – 
Консервы, джемы, маринад 
Во мне обычно все хранят. 
(кабан – банка)

  1. Частый случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, арап – пара и т.д.

Я опасен для  вас,

Я удушливый  газ.

Если ж справа прочесть,

То меня можно  есть.

  1. Особую разновидность анаграмм представляют собой слова из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм называют словарной арифметикой. Например: карусель = куль + серге, крепость = прок + сеть, сноровка = кора + воск и т.д.

Составьте слова  из букв длинных слов:

знак + пир = ?

куб + лава = ?

кот + арба = ?

мак + нота = ?

рок + ирод = ?

лак + курд = ?

Такие равенства  находить совсем не сложно: большинство  не коротких слов можно разложить  на два, три. Поэтому детям можно  дать задания самим поискать такие  слова.

Шарады (франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в  шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части  речи. Нежелательно при этом, чтобы  деление слова на части совпадало  с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.

Информация о работе Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка при использовании различного занимательного нетрадиционного материала