Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры.

Содержание

Введение…………………………………………………….………………………4

ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной

деятельности на уроках математики………………………………………………6
Проблема активизации познавательной деятельности младших

школьников в педагогической науке………………………………………………6
Виды дидактических игр………………………………………………………10
Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста………….14

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации

познавательной деятельности на уроках математики средствами

дидактической игры………………………………………………………………..19

2.1 Диагностика уровня активизации познавательной деятельности

младших школьников средствами дидактической игры………………………...19

2.2 Комплекс дидактических игр для активизации познавательной

деятельности младших школьников на уроках математики…………………….20

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации

познавательной деятельности средствами дидактической игры на уроках

математики………………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы ………………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 73.40 Кб (Скачать документ)

     Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении».

     Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание  дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.

     В данном возрасте наблюдается такое  явление как нравственный ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой.

       Усвоение норм поведения, выработанных  обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

     Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

     С приходом в школу изменяется эмоциональная  сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

     Меняется  и потребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т. е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества». Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи» . Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.

     Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями  у ребёнка младшего школьного  возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

     Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.

 

       ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по

       активизации познавательной деятельности на уроках 

       математики средствами дидактической игры

        

       2.1 Диагностика уровня  активизации познавательной  деятельности младших школьников средствами дидактической игры  

       По  подтверждения теоретической  значимости и полезности дидактической игры в процессе обучения математике детей младшего дошкольного возраста нами было организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

       Главная цель данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников

       Исследование  проводилось в три этапа.

       Первый этап - это организация констатирующего исследования, для выявления уровня познавательной активности детей на уроках математики во 2 классе общеобразовательной школы.

       Констатирующий  этап эксперимента проводился в феврале 2009 года. В эксперименте принимали участие 20 человек младшего школьного возраста, учащихся 1 «Б» класса школы № 11 г Бузулука, Оренбургской области.

       Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.

       Для расчёта времени познавательной активности учащихся мы использовали формулу:

       Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%

       Где:

       А1,А2, Аn - количество учеников в группе

       X1,X2, Xn - процент времени, который группа  учеников отвлекается от урока.

       K - всего учеников в классе.

       Обычно, на уроках 7 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока, около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников. При этом 8 человек из 20 активно участвуют в работе на уроках.

       (7*(100-10)/100+5*(100-50)/100+8*(100-0)/100)*100/20= 84

       Таким образом, результаты констатирующего  эксперимента приводят нас к выводу, что для активизации познавательной деятельности детей необходимо разработать комплекс игр, применение которых обусловит повышение познавательной активности детей на уроках математики. Для осуществления данной задачи необходимо перейти к формирующему эксперименту.  
 

       2.2 Комплекс дидактических  игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики 
 

       Второй  этап - организация формирующего эксперимента.

       Главной задачей формирующего эксперимента является включение в учебный процесс дидактических игр.

       Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.

       Игра  ценна только в том случае, когда  она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

       В своей работе на этапе формирующего эксперимента мы использовали дидактические игры при повторении и закреплении изученного материала.

       При объяснении нового материала мы использовали такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

       За  основу формирующего эксперимента  мы взяли раздел «Нумерация чисел первого десятка» и использовали прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе мы применяли игру «Составим поезд»:

Игра  «Составим поезд»

       Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом  образования чисел путём прибавления  единицы к предыдущему числу  и вычитания единицы из последующего числа.

       Содержание  игры: учитель вызывает к доске  поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один - это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного - это два. Два без одного - это один”.

       На  основе использования игры “Составим  поезд” мы предлагаем учащимся сосчитать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

       При знакомстве детей с приёмом образования чисел мы использовали игру «Живой уголок».

Игра  «Живой уголок»

       Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом  образования чисел при одновременном  закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше». 

       Средства  обучения: изучение животных.

       Содержание  игры: учитель говорит: “В нашем  живом уголке живут кролики: серый  и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.

       При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания  детей, что последнее названное  при счёте число обозначает общее  количество всей группы предметов. С  этой целью следует проводить игры «Лучший счётчик», «Хлопки». С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.

«Лучший счётчик» 

       Содержание  игры: учитель на магнитном моделеграфе  по секторам соответственно размещает  от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям  сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько. 

«Хлопки» 

       Содержание  игры: учитель на магнитном моделеграфе  размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).

       Изучая  числа первого десятка, важно  сравнивать каждое предыдущее число  с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры «Лучший счётчик», «Число и цифру знаю я».

       Содержание  игры: учитель на магнитном моделеграфе  поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках математики