Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры.

Содержание

Введение…………………………………………………….………………………4

ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной

деятельности на уроках математики………………………………………………6
Проблема активизации познавательной деятельности младших

школьников в педагогической науке………………………………………………6
Виды дидактических игр………………………………………………………10
Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста………….14

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации

познавательной деятельности на уроках математики средствами

дидактической игры………………………………………………………………..19

2.1 Диагностика уровня активизации познавательной деятельности

младших школьников средствами дидактической игры………………………...19

2.2 Комплекс дидактических игр для активизации познавательной

деятельности младших школьников на уроках математики…………………….20

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации

познавательной деятельности средствами дидактической игры на уроках

математики………………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы ………………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 73.40 Кб (Скачать документ)

       - уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти  разность.(35)

       - увеличить 36 на 15.(51)

       - уменьшить 70 на 14.(56)

       - найти сумму чисел 26 и 16.(42)

       - первое слагаемое 40, второе 21. Сумма.(61) 

       Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки?(33)

       Получился ряд чисел: 35 51 56 42 61 33 (числа выставлены на мониторе).

       Тестирование. 35 51 56 42 61 33

       Отметьте  число, в котором 5 ед. (35)

       Отметьте  число, которое стоит между числами. 35 и 56 (51)

       Отметьте  число, которое следует за числом 51 (56)

       Отметьте  число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)

       Отметьте  число, в котором 6 дес. (61)

       Отметьте  число, наименьшее в данном ряду. (33)

       Отметьте  число, наибольшее в данном ряду. (61)

       Отметьте  число, в котором 4 дес. 2 ед. (42)

       Отметьте  число, в котором 5 дес. 6 ед. (56) 

       Отметьте  число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33) 
 

       Работа  по теме 

       80 (пример на мониторе)

       56 - Ребята, проверьте решение примера. 

       34 - Что-то случилось с нашим компьютером,  произошли сбои в системе.

       - Объяснить алгоритм решения и  исправить ошибку (на мониторе  выставляется правильно решённый пример). Ученик решает пример у доски. 

       а) Решение примеров с комментированием. 

       _60 _80 _90 

       42 24 53 

       б) Самостоятельно по вариантам. 

       1 вариант 

       _60 _40 _60 _70 - Назовите пример в ответе  которого 

       46 12 19 38 наименьшее число (14)

       14 28 41 32 - Наибольшее число (41) 

       - Назовите пример, в ответе которого  количество единиц на 6 больше, чем  десятков. (28)

       - В каком примере в ответе 3 дес. 2 ед.? (32) 

       2 вариант 

       _60 _80 _70 _90 - Назовите пример в ответе, которого 

       21 47 25 23 одинаковое количество десятков  и единиц (33) 39 33 45 67 - Назовите пример с наибольшим числом в ответе. (67)

       - Назовите пример, в ответе которого 4 дес. 5 ед. (45) 

       5. Физкультминутка  (для глаз)

       6. Составление и  решение задач.  

       I эт. - 30 чел.

       II эт. - ? на 12 чел. меньше, чем на I. 

       а) Задача: На первом этаже живут 30 человек, а на втором на 12 человек меньше. Сколько человек живут на двух этажах? 

       1) 30 - 12 = 18 (ч)

       2) 30 + 18 = 48 (ч)

       Анализ  задачи. 

       - Можем ли сразу ответить на  вопрос задачи? (нет)

       - Почему? (не знаем сколько на II этаже)

       - Что сказано про II этаж? (на 12 ч. <)

       - Можем узнать сколько на II этаже? (да)

       - Каким действием? (вычитанием)

       - Почему? (находим меньшее число)

       - Теперь можем ответить на вопрос  задачи? (да)

       - Каким действием? (сложением) - Почему?

       - Какой вид задачи? (составная задача  на нахождение суммы)

       - Так сколько человек живут  на 2-х этажах? (48)  

       б) Самостоятельное  решение задачи.  

       В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось? 

       1) 37 + 33 = 70 (л)

       2) 70 - 24 = 46 (л) 

       Проверка  фронтально: 

       - Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?

       - Во втором? Каким действием?  

       в) Задача, которая будет на карточке.

       В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные - дубы.  

       Сколько дубов в парке?

       37 + 36 = 73 (лип и клёнов)

       90 - 73 = 17 (дубов) 

       - Проверка: один ученик рассказывает  условие и решение задачи.

       - Поднимите руку, кто так же  решил задачу.

       7. Геометрический материал. 

       На  мониторе письмо:

       Я долго смотрю на эти рисунки и  не могу понять, сколько тут спряталось фигур. Помогите. - Поможем? Да. 

1 вариант. - Так  сколько же здесь спряталось  фигур? (6)

- К доске выходит  один ученик и показывает эти  фигуры (у каждого ученика на  столе такой рисунок). 

2 вариант. - Сколько  треугольников спряталось в данной  фигуре?

12 треугольников.

- Один ученик  показывает у доски. 

8. Итог урока. 

- Сначала вашу  работу оценит компьютер. Для  этого вам надо выполнить следующие вычисления:

_30 _40 _50 _60 _70 _80 _90

11 22 33 44 55 66 77

19 18 17 16 15 14 13 

МОЛОДЦЫ! 

- Так оценил  вашу работу компьютер.

- А сейчас  вы сами оцените свою работу.

- На карточках,  где проводился тест, с обратной  стороны нарисуйте маску настроения (карандашом). 

работал хорошо    работал неплохо    работал плохо

- Поднять карточки  и показать. 

9. Домашнее задание.  Необычно.

- Вы сами его  определите, решив следующие числовые  выражения.

60 + 40 = 100 Задача. 60 - 40 - 9 = 11

49 - 9 = 40 Примеры. 42 - (20 + 10) = 12

25 - 20 = 5 1 вариант. (столбики) 2 вариант.

Страница 145 26 - 25 = 1 37 - 35 = 2

20 - 17 = 3 30 - 26 = 4 

 

Приложение  

Урок-путешествие  в страну занимательной  арифметики 

Тема: Путешествие с  Буратино в страну занимательной арифметики. 

       Цель: Закрепить у детей умения выделять сходства и различия в предметах; закрепить математические понятия “сумма”, “разность”, а также понятия “большой”, “узкий” и т.д., закрепить знания о свойствах геометрических фигур, о составе числа; совершенствовать навыки устного счёта, закрепить умения составлять и решать простые задачи; развивать внимание, наблюдательность, смекалку. 

       Игровой материал: игрушка Буратино, конверт с письмами, картинки героев сказки, плакаты Буратино, квадрат с цифрами, мяч, аквариум с рыбками, плакаты с задачами, плакат и геометрические фигуры, плакат с ключом и замками, карточки с числами и буквами; грамзапись сказки “Приключения Буратино”. 

Ход урока 

       Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда  я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я  надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он-то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём  

       Он  из полена вдруг возник

       Весёлый, юный озорник,

       Ребята, не сочтя за труд,

       Скажите, как его зовут?

       (Дети  отвечают хором: Буратино!) 

       Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый  человек и есть герой сказки “Золотой ключик” и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино). Ребята, а давайте вспомним, каких ещё героев этой сказки вы знаете? (ребята перечисляют оставшихся героев). Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку “Золотой ключик”. А теперь самое время вскрыть конверт, который для вас прислал Буратино (на конверте: “ученикам 1 “А” класса СШ №121 от Буратино”). Письмо Буратино:

“Дорогие мои  друзья-школьники 

       Я очень рад, что вы знаете сказку “Золотой ключик” так хорошо, из неё я  пришёл к вам. Большое вам спасибо! Пишу это письмо и хочу обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам благодарен! Желаю успеха! Буратино”. 

       Учитель. Ну, что, ребята, отправимся с вами в  страну занимательной арифметики и выручим Буратино! А для того, чтобы ему помочь, вы должны быть ловкими, активными, внимательными и смекалистыми, помогать друг другу хорошо считать. Итак,… 

       I задание. Пудель Артемон.

       Милый пёсик Артемон

       Встал на задних лапах…

       Перед ним два мальчика

       В шортиках и шапках.

       Пудель  смотрит, он притих, даже кость не гложет,

       Но  что разного у них - он понять не может! 

       Учитель. А сейчас, ребята, посмотрите на эти  рисунки внимательно и помогите понять Артемону, что разного у  этих мальчиков. (плакаты с изображением Буратино, у него ключ в разных руках). 

       II задание. Мальвина.

       Раз, два, три, четыре, пять.

       Научились вы считать.

       Повнимательней  сидите

       И задачки вы решите. 

       Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для  вас занимательные задачки в  стихотворениях. Слушайте их внимательно и считайте. 

       Вышла курочка гулять и взяла своих  цыплят.

       Семь  бежало впереди, три осталось позади.

       Беспокоится их мать и не может сосчитать.

       Сосчитайте - ка, ребята, сколько было всех цыплят? (10)

       Стоит коза, голосит коза: “ Ой, беда, беда, беда!

       Разбежались кто куда семеро козлят!

       Один  в лесок, а второй за стог.

       Третий  спрятался в бочонок!” 

       А сколько козлят в избушке сидят? (4)

       1, 2, 3, 4: кто живет у нас в квартире?

       Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка,

       Два котёнка, мой щегол, сверчок и  я.

       Вот и вся моя семья. (10)

       2 цыплёнка стоят, 2 в скорлупках  сидят; 

6 яиц под крылом  у наседки лежат.

Сосчитай поверней, отвечай поскорей,

Сколько будет  цыплят у наседки моей! (10)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак корней поймал 10 окуней.

Рыбак Евсей - 7 карасей.

А рыбак Михаил трёх сомов изловил.

Сколько рыб  из реки натаскали рыбаки? (20)

Посадила бабка  в печь пироги с капустой печь

Для Наташи, Вовы, Коли - пироги готовы.

Да ещё один пирог кот под лавку уволок.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках математики