Cистема организации профессиональной ориентации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание

Основными результатами работы являются:
1.Изучение теории профориентации, включающее в себя рассмотрение объектов и принципов профориентации.
2.Изучение методологии, используемой в профориентационной работе.
3.Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.
4.Оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ: 3
1. История становления профориентации 5
2. Теория профориентации 7
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности 8
3. Методология профориентации 10
3.1 Определение критериев эффективности профориентации 12
4. Основы организации и планирования 13
профориентационной работы 13
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы 13
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи 14
4.3. Основы составления программ 15
профориентационной помощи 15
5. Профессиональное воспитание учащихся 17
5.1. Профессиональное просвещение 18
5.2. Изучение школьников в целях профориентации 20
5.3 Профессиональная консультация учащихся 23
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся 25
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи 26
7. Заключение 27
8. Список литературы: 28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 70.39 Кб (Скачать документ)

    Известно, что правильный выбор  профессии положительно влияет  как на производительность, так  и на качество труда. Следовательно,  трудовые достижения выпускников  школ или других учебных заведений,  связанных с профориентацией,  служат еще одним важным критерием  успешности выбора профессии.»12

    Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

11.

4. Основы организации и планирования

профориентационной работы

4.1 Основные организационные  принципы профориентационной работы

Для простоты и  удобства все принципы можно представить  в виде таблицы (1). «Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и  «крайности», между которыми этот принцип  находится. Главная проблема понимания  и реализации этого принципа –  не доводить принцип до крайности, не извращать его.»13

Таблица (1) «Основные организационные принципы

профориентационной работы»

Крайности

«Золотая  середина»

Крайности

1. Узкая специализация

1.Многообразие форм и  методов работы

1.Хаос, бессистемность, следование  методическим модам

2.Морализаторство

2.Нравственность как стержень  всей работы, как основа организации  разнообразия методов

2.Безнравственность

3.Идеализация предшествующего  опыта

3.Преемственность в работе, сохранение лучших традиций

3.Отрицание предшествующего  опыта

4.Внутренняя пассивность,  ожидание, что кто-то решит ваши  проблемы

4.Самоактивизация,способность искать внутренние резервы в работе

4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы

5.Самоизоляция

5.Профессиональное содружество

5.Потеря профессионального  самоощущения

6.Пессимизм, отчаяние

6.Вера в успех, в  свои возможности

6.Излишня самоуверенность

7.Акцентирование внимания  на единичных принципах, без  их взаимосвязи друг с другом

7.Взаимосвязь принципов,  их взаимодополняемость

7.Утеря специфики принципов


 

 

 

12.

4.2. Различные организационные модели  профориентационной помощи

 

Можно выделить следующие  основные организационные варианты профориентационной помощи:

 

«1. Профконсультант работает в конкретной школе и обслуживает  только учащихся данной школы.

2. Профконсультант имеет  в конкретной школе основную  базу (кабинет), но обслуживает несколько  близлежащих школ.

3. Профконсультант работает  в специальном психологическом  центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или  просто — в Психологическом  центре). Часто в таких центрах  оказывается более специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но Профконсультант нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различных психологических и медико-реабилитационных центров

4. Психолог работает в  органах управления образования,  где он выступает как куратор  (инспектор) по профориентации. Такой  куратор координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей труда...).

5. Дистанционная профориентационная помощь, например, по переписке (подросток по почте получает бланк с опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время широкие перспективы открываются в связи с внедрением компьютерной техники (в частности, сети «Интернет»),

6. Работа «выездными бригадами» (на 2—3 недели бригада специалистов  выезжает в отдаленные и малонаселенные  районы и проводит «массированную»  помощь в выборе профессии).

7. Помощь через средства  массовой информации СМИ (специальные  циклы передач, рубрики в периодических  изданиях...).»14

Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: вес варианты «хорошие», так как все зависит  от конкретных условии. Лучше стремиться к совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов был выбор, куда обратиться). Именно в этом случае можно будет говорить о системности профориентационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

4.3. Основы составления программ

профориентационной помощи

 

Каждый психолог-профконсультант  в той или иной мере должен уметь  планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные советы:

«1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум  в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе (психологическом  центре)...

 

2. Выделить перечень основных  проблем и приоритетных направлений  работы (с учетом специфики данной  группы).

 

3. Расписать все занятия  по дням и часам.

 

4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих проблем — к более конкретным).

 

5. Составить перечень  практических методик, иллюстрирующих  теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали  даже большую часть, чем «теория»  — это важно для работы со  школьниками).

 

6. Разбросать практические  занятия по дням, соотнеся их  с теоретическими проблемами (важен  принцип «чередования»: немного  теории — практика, немного теории  — практика...).

 

7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то — больше играть...).

 

8. Рассчитать все по  времени...

 

9. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и проце-

дуры пройдут слишком  быстро и останется свободное время, которое «нечем заполнить»).

 

10. Составить небольшие  конспекты для всего курса.

 

Кроме того, постараться  подобрать некоторые методики так, чтобы учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. Также мы рекомендуем  чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы: (игры, дискуссии, обсуждение ситуаций...), но при этом не превращать занятия в «сплошную игру», так  как даже детям это надоедает  или же они 

14.

могут начать воспринимать Вашу работу как сплошное «развлечение». По нашему опыту, игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками  около 25—30 % общего времени занятий. Не следует увлекаться «сложным»  и

обширным материалом —  лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут «понятными» и  «значимыми» для подростков и  именно эти вопросы обсуждать  более подробно.»15

Наконец, сложные ценностно-смысловые  вопросы обсуждать следует ненавязчиво, обязательно включая их в более  обширный и этически «нейтральный»  материал, чтобы не вызывать недоумение некоторых учащихся и администраторов. Например, на вопрос, «а чем это Вы там занимаетесь на уроках?», психолог, который «осмеливается» касаться ценностно-нравственных вопросов самоопределения (быть может, самых важных для полноценного развития подростков), может просто сказать с простоватым выражением лица: «Занимаемся чем положено, исследуем память, внимание, интеллект, рассказываем о профессиях и играем в занимательные игры... Ну а о нравственности и совести мы лишь немного поговорили, как бы нечаянно. А так у нас программа «правильная», такая как «положено».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

5. Профессиональное воспитание учащихся

 

В процессе профессионального становления  будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

«1. Период поступления в профессиональное учебное заведение  (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той  или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период  обучения в профессиональном  учебном заведении (овладение  соответствующими теоретическими  знаниями, практическими умениями  и навыками, предварительная апробация  правильности выбора, развитие профессиональных  способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии.

Работа  по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

Все формы профессионального  воспитания можно объединить в три группы:

  • индивидуальные
  • групповые
  • массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы:

  • методы формирования сознания личности;
  • методы организации деятельности и формирования опыта  общественного поведения;
  • методы стимулирования поведения и деятельности.»16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

5.1. Профессиональное просвещение

 

Важным  компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда”.

  Кроме  того, учащиеся должны знать основные  общетрудовые  и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

    Работа по профпросвещению включает  в себя:

  • профинформацию
  • профпропаганду
  • профагитацию.  

     Знания о профессиях учащиеся  получают не только в школе.  Источниками знаний по этому  вопросу учащиеся получают не  только в школе. Источниками  знаний по этому вопросу служат  средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения  о содержании профессии и их  значимости иногда могут быть  даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

«В связи  с этим перед школой, как и перед  всем обществом, стоит довольно сложная  задача – исправить идущие вразрез  с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым  профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только  к пропаганде профессий.

          Планировать работу по профессиональному  просвещению в школе, в частности  по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

         Чтобы работа по профпросвещению  имела положительные результаты, она должна проводиться умело  и с большим педагогическим  тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как  неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

  • Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;»
  • В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей

17.

народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и  профессиональных учебных заведений;

Информация о работе Cистема организации профессиональной ориентации в Республике Беларусь