Cистема организации профессиональной ориентации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание

Основными результатами работы являются:
1.Изучение теории профориентации, включающее в себя рассмотрение объектов и принципов профориентации.
2.Изучение методологии, используемой в профориентационной работе.
3.Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.
4.Оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ: 3
1. История становления профориентации 5
2. Теория профориентации 7
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности 8
3. Методология профориентации 10
3.1 Определение критериев эффективности профориентации 12
4. Основы организации и планирования 13
профориентационной работы 13
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы 13
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи 14
4.3. Основы составления программ 15
профориентационной помощи 15
5. Профессиональное воспитание учащихся 17
5.1. Профессиональное просвещение 18
5.2. Изучение школьников в целях профориентации 20
5.3 Профессиональная консультация учащихся 23
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся 25
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи 26
7. Заключение 27
8. Список литературы: 28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 70.39 Кб (Скачать документ)
  • Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
  • Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

       Составной частью профпросвещения  является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах   и профессиях и т.д.»17

      Значительное место в работе  по профпросвещению занимают  беседы, которые проводят классные  руководители, учителя-предметники  или представители различных  профессий. При этом тематика  бесед должна отвечать возрастным  особенностям школьников и охватывать  круг вопросов, интересующих самих  учащихся.

    Ознакомление учащихся с профессиями  в процессе беседы можно проводить  по такому плану: 

  1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного  хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и  перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с  данной профессией.

  1. Производственное содержание профессии:

 Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

  1. Условия работы и требования профессии к человеку:

 Санитарно-гигиенические  условия труда; требования к  возрасту и здоровью; элементы  творчества, характер трудностей, степень  ответственности, специальные требования  к физиологическим и психологическим  особенностям человека, отличительные  качества

хорошего  работника; специальные условия: влияние  профессии  на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические  условия: организация труда, система  оплаты, отпуск.

  1. Система подготовки к профессии:

Пути  получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью  в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых  для получения начального квалификационного  разряда по данной профессии;

18.

5.2. Изучение школьников в целях  профориентации

 

        Изучение учащихся в целях  профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

       Рассмотрим подробнее те стороны  личностных характеристик, которые  имеют значение для профессиональной  работы.

       Ценностные ориентации. Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Удовлетворение  таких потребностей, как потребность  в профессиональном самоопределении  или самоутверждении, происходит в  процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято  говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях  личности можно определить следующим  образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все  эти потребности через конкретные объективные ценности.

  «  Каждая личность стремится к  усвоению тех ценностей, которые  наиболее соответствуют ее целям  и интересам. Применительно к  профессиональной деятельности  человека можно выделить следующие  ценности:

  • Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;
  • Авторитет в трудовом коллективе;
  • Признание родных, знакомых, друзей;
  • Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;
  • Применение своих знаний, умений, способностей;
  • Творческий характер труда;
  • Материально-практические, утилитарные ценности -  хороший заработок;
  • Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

    Главную роль в выборе ценностей  имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

    По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

  • Общая мотивировка;
  • Романтика профессий;
  • Мотивы познавательного характера;

19.

  • Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;
  • Ссылка на пример;
  • Немотивированный выбор.

По характеру все  мотивы можно разделить на четыре группы:

  • Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
  • Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
  • Мотивация неуверенная, неаргументированная;
  • Никак неаргументированная мотивация.

       Выявление мотивов выбора профессии  позволяет узнать, что именно  побудило человека избрать данный  вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает  возможность выяснить отношение  личности к объективным ценностям.»18

       Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.

       Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности – “это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту”.

       Как правило, на занятия, к  которым учащийся более склонен,  он тратит больше времени и  к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается  еще и определенных результатов  в этой деятельности (учебной  или трудовой), то можно говорить  о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности  следует считать легкость усвоения  новых знаний и быстроту совершенствования  умений, достижение высоких результатов  деятельности. Говоря о выявлении  способностей учащихся в целях  профориентации, мы имеем в виду  склонности к овладению не  только знаниями школьной программы,  но и  определенными профессиями.

     «  Способности – “это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности”.

      По отношению к знаниям, умениям  и навыкам способности человека  выступают как некоторая возможность.  Будут ли приобретены человеком  эти знания, умения и навыки  зависит от множества условий,  например, от окружения, от того, как его будут обучать, как  будет организована его трудовая  деятельность и т. д.

       Такой подход к данному вопросу  дает ученым и исследователям  возможность изучать те материальные  предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных  условиях могут развиваться у  человека те или иные профессиональные  способности.

20.

     Эти материальные, заложенные в  организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает      окружающая среда.

       Кроме способностей, к индивидуальным  психологическим особенностям личности  относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и  устойчивы.»19

      Итак, мы рассмотрели группы психологических  характеристик личности, необходимых  для изучения школьников в профориентационных целях.

       Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции,  правильность ориентировки в  экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

        Изучение особенностей характера  школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.

5.3 Профессиональная консультация  учащихся

 

    В широком смысле  слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

    «Можно выделить три этапа  в работе по профконсультации:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей профконсультации -  оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.” [10; 95].

 На  каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

  На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной  профдиагностики личности школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.»20

 Отдельные  профессии предъявляют повышенные  требования к психологическим  особенностям личности. Несоответствие  личностных качеств работника  требованиям профессии может  привести к перегрузке нервной  системы, а подчас и к заболеванию.

  В  том случае, если после сопоставления  медицинского и психолого-педагогического  обследования учащегося с его  профессиональной

Информация о работе Cистема организации профессиональной ориентации в Республике Беларусь