Дальтон технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:18, доклад

Описание

Может быть еще рано называть «Дальтон» технологией, однако уже сейчас основные ее признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителя и учащихся. В этой связи считаем целесообразным описать эту технологию, так как именно в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования в полной мере даже в условиях классно-урочной системы.

Работа состоит из  1 файл

dal-tontexnologiya.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)


19

 

Дальтон-технология

(по книге Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. – С. 286-304.)

 

Может быть еще рано называть «Дальтон» технологией, однако уже сейчас основные ее признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителя и учащихся. В этой связи считаем целесообразным описать эту технологию, так как именно в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования в полной мере даже в условиях классно-урочной системы.

Приведем небольшую историческую справку. Во-первых, Дальтон – это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас подобные школы распространены в США, Голландии и многих других странах.

Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Х.Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Особенно хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через нее, в первую очередь, обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

Цели Дальтон-технологии:

      обеспечить индивидуализированное развитие ученика;

      обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии

 

Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.

 

Рассмотри сущность каждого принципа.

Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания  БУДЕШЬ САМ (ответственность).

Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».

Охарактеризуем каждый из компонентов дальтон-плана.

Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.

Когда Хелен Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по количеству учебных четвертей), затем каждую часть – на количество месяцев в четверти и затем – на количество недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это все же формальный подход. И опыт действительно в последующем показал, что основой деления должны быть логически завершенные части учебной программы.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

      задания носят уровневый характер;

      задания охватывают достаточный объем учебного материала;

      четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

      задание должно быть понятным и интересным ученику;

      задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;

      задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

      в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе и др.);

      ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;

      содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

Именно через выполнение  системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория - это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

«Дом» – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.

Системы действий учителя и учащихся

Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.

Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана. Системы действий учителя и учащихся будут рассмотрены нами в рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко выделить специфику каждой формы.

Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.

Коллективный урок

Основными признаками такого урока являются:

      наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности;

      учитель – организатор и участник процесса обсуждения;

      ученик – участник и субъект организационной деятельности;

      результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.

Лабораторное занятие

К признакам лабораторного занятия относятся:

      наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.;

      длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;

      присутствие одного или нескольких консультантов.

Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов.

Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания.

В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.

Конференция

Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.п.

Основные признаки конференции:

      необходимость подготовительного этапа;

      выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.

Такова классификация форм учебных занятий в условиях Дальтон-технологии. В сравнении с имеющими место в России классификациями она ближе всего подходит к группировке учебных занятий по доминирующей цели, однако эта цель в каждом занятии проявляется более жестко. Нам представляется, что наша школьная практика не требует в этом плане больших изменений, главное здесь в другом: все перечисленные формы занятий предполагают прежде всего участие каждого ученика в активной познавательной деятельности (прежде всего, речь идет о лаборатории).

В опыте таких школ, как № 1080 г.Москвы (директор Р.М.Цымбал), Минской гимназии № 3 (директор А.И.Добреневская), выстраивается сис- тема занятий примерно так: могут проводиться специальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии, конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.

В минской гимназии разработаны правила поведения учащихся на Дальтон-часе.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДАЛЬТОН-ЧАСЕ

 

Получи Дальтон-задание по всем предметам заранее, проанализируй их и распредели по дням, по времени (какое задание, где и когда оно будет выполнено в течение 2-х недель).

1.      На Дальтон-час выбери себе лабораторию, партнеров, место работы, предмет и порядок выполнения задания.

2.      Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.

3.      Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с минимумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и начинай работать.

4.      Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и независимо. Выполняй Дальтон-задание в удобном для себя темпе.

5.      Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя.

6.      Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай «на потом».

7.      Можно пойти работать в библиотеку, но только с разрешения учителя или классного руководителя, для этого надо иметь карточку – допуск с указанием нужных книг.

8.      Не допускай более 2-х переходов за урок из лаборатории в лабораторию (библиотеку).

9.      Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах, памятках. Используй взаимное с товарищем репетиторство. Спрашивай у одноклассников, объясняй им сам. Думайте вместе! Объясняя материал или решение кому-то, ты сам лучше его поймешь.

10. Записи по каждому предмету веди отдельно. Перепроверяй себя. Для записей можно использовать различные цвета.

11. Держи словарь или книгу по грамматике под рукой и пользуйся ими, как только в чем-то не уверен. Пользуйся справочниками и энциклопедиями.

12. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чем спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз.

13. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри только на отметку. Пройдись по каждому заданию, повтори, что знаешь, и обрати внимание, где надо приложить больше усилий.

14. Старайся выполненные задания сдавать по мере их выполнения до указанного учителем срока.

15. Помни, что от учителя ученик на Дальтон-часе получает только консультацию, подсказку, где найти ответ и т.п., но не готовый ответ.

16. Некоторые задания или упражнения можно выполнить дома. Важно выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно.

17. При возникновении серьезных проблем, обращайся к классному руководителю. Не выбрасывай собственный план (расписание) выполнения Дальтон-заданий в эти две недели. Планируя следующие две недели, ты сможешь кое-что улучшить.

Информация о работе Дальтон технология