Деловые игры в методической работе дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение процесса применения деловых игр в методической работе ДОУ

Объект исследования: деловая игра.

Предмет исследования: деловые игры в методической работе ДОУ.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «Деловая игра»;
2.Рассмотреть классификацию деловой игры и ее основные компоненты;
3.Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ как интерактивной формы в работе с пед.коллективом;
4.Изучить методические рекомендации по применению деловых игр в методической работе ДОУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ…………….……………………………6
1.1 Сущность понятия «Деловая игра»………………………………………….6
1.2 Классификация деловых игр и их особенности…………..…..…….……...9
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ……..………………………………....19
2.1 Деловая игра как интерактивная форма работы в методической
работе ДОУ с педагогами ………………………………………………..……19
2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр………….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…….38

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 3.30 Мб (Скачать документ)
  1. постановка проблемы;
  2. выбор темы;
  3. анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли,  субординация между игроками и т.д;
  4. разработка сценария, состоящего из игровых событий;
  5. создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии;
  6. разрабатывается система оценок. Стоит отметить, что не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется метод экспертной оценки;
  7. формулировка правил игры;
  8. предварительная отладка игры [20].

     Успех деловой игры напрямую связан с качеством  ее проведения. Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы:

  1. «Запуск» игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.
  2. Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, часть игроков можно отправить «в командировку» с дополнительным заданием, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного со стороны консультанта.
  3. Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему.
  4. Предотвращение сплочения группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре.
  5. Учет индивидуальных особенностей личности. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д.
  6. Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания [21].

         Оценка  работы игроков и  команд.

     Оценка  задач, имеющих конкретное решение и ответ, не должна вызывать затруднения  ведущего. Применяемый в некоторых случаях метод экспертных оценок, чаще всего отслеживает следующие аспекты:

  1. Общая активность группы (может подразделяться на интеллектуальную и эмоциональную);
  2. степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования на внешние воздействия);
  3. степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач) [22].

    Сценарий  проведения деловой  игры чаще всего имеет  следующий вид.

     Во  вступительном слове перед участниками  игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

     После лекции проводится несложная вступительная  ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.

     Далее все участники произвольно делятся  на несколько равных групп, которые  будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который  готовит свою программную речь и  выступает с ней. По результатам  обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

     После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник -методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

     Pa6oтa  поисковой группы при каждой  новой мозговой атаке начинается  с выбора лидера по данной  проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача — дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

     Игротехник -методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

     По  завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

     1. дать краткий анализ поставленной проблемы;

     2. обосновать выработанные предложения;

     3. доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

     В проблемно-ориентированной деловой  игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

     На  этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

     Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений  руководителям деловой игры. Сдают  свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет [23].

     При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с  правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых  и индивидуальных решений.

     Необходимо  обратить внимание на наиболее типичную ошибку при разработке игры: моделируется "Среда", а не деятельность. Деловая  игра должна строиться по логике деятельности, точнее взаимодействия. В основу разработки должна быть положена деятельность, отражающая согласование различных интересов, а не структуры предприятия и т.п. модели "Среды" [24].

     Ситуация  должна предполагать неоднозначность  решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно.

     Таким образом, игра будет нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, список решений задан, не ясно как осуществляется отклик на принятые решения, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего [25]. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

     Деловая игра – это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действует  несколько групп участников с  разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги – это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка – сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения.

     Сущность  деловых игр в том, что они  имеют черты как учения, так  и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

     Изучение  проблем воспитательно-образовательной  работы в детском саду через деловые  игры помогает как начинающему, так  и  опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений  в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Н.А.Назарбаев  Казахстан в посткризисном мире: Интеллектуальный прорыв в будущее // Северный Казахстан. – 2010. - № 126. – С. 1 – 3.
  2. Назарбаев Н.А  Послание Президента РК к народу Казахстана // Северный Казахстан. – 20010. - № 5.  – С. 1 -2.
  3. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Астана.: 2004. – 130 с.
  4. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с.
  5. Быченко Ю.Г. , Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов, 1992. –135с.
  6. Образование и наука. Энциклопедический словарь / Глав.редактор Ж.К.Туймебаев; редкол.: А.Е.Абылкасымова, И.Б.Бекбаев, М.В.Рыжаков, Н.Б. Калабаев, С.Ж.Пралиев, Г.М.Мутанов, Г.М.Кусаинов. – Алматы: 2008. – 448 с.
  7. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2007. – 96 с.
  8. Быченко Ю.Г. , Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов, 1992. –135с.
  9. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. – 320с.
  10. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М. – Сфера, 2005. – 64с.
  11. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошк. учреждений / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.
  12. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – м.: Сфера, 2005. – 96с.
  13. Женилко М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. – 480с.
  14. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. –М.: "Знание", 1999. –208с.
  15. Данилко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2003. - №3. – С. 13-15.
  16. Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. - №11. – С. 41-44.
  17. Арутюнов Ю. С. , Дера В. Г. Деловая игра «Мозговая атака». / Методическое пособие. М.: ИПКИР, 1990. – 96с.
  18. Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей. Сб. науч. трудов / Под ред. А. Жукова. – Л.: ЛТЭИ, 1990. – 230с.
  19. Исаева З. А., Мынбаева А.К., Садвокасова З. М. Активные методы и формы обучения в высшей школе. – Алматы, 2005. – 270с.
  20. Урустаева Г.Д. Педагогика высшей школы: активные методы и формы обучения. – Алматы, 1999. – 380с.
  21. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002. – 180с.
  22. Ельцова О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ // Дошкольное воспитание – 2002. - №9. – С.12-14.
  23. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №1. – С. 33-38.
  24. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник для студентов вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001. – 210с.
  25. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999. – 300с.
  26. Дик. Н. Ф. «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждений» - Изд. 3-е;
  27. Ростов н /д: Феникс, 2006 год.
  28. С. С. Лебедева, Л. М. Маневцева « Управление инновационным образовательным учреждением в условиях социального партнёрства» - СПб.; Детство-Пресс, 2005 год.-116с.- 118с.
  29. К. Ю. Белая « Методическая работа в  ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы» - М. : ТЦ Сорера, 2007 год.-80с.

Информация о работе Деловые игры в методической работе дошкольного образовательного учреждения