Девиация как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:38, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.
Задачи:
Предпосылки девиации в подростковом возрасте;
Типы девиаций;
Причины девиантного поведения подростков;
Концепции девиации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……стр. 3
Предпосылки девиации в подростковом возрасте …………………..…стр. 5
Типы девиаций ……………………………………………………….…..стр. 8
Причины девиантного поведения подростков …………………………стр. 12
Заключение ……………………………………………………………….стр. 19
Литература ………………………………………………………………..стр. 20

Работа состоит из  1 файл

КР Шипулину.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Государственное общеобразовательное  учреждение

Высшего профессиального  образования

«Башкирский Государственный  Педагогический Университет

имени. Акмуллы» 
 

Контрольная работа на тему:

«ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» 
 
 
 

                Выполнил: Шипулин Павел Васильевич__

                Проверил: __________________________ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Уфа

2011 год

Оглавление

     Введение  ……………………………………………………………..……стр. 3

     Предпосылки девиации в подростковом возрасте …………………..…стр. 5

     Типы  девиаций ……………………………………………………….…..стр. 8

     Причины девиантного поведения подростков …………………………стр. 12

     Заключение  ……………………………………………………………….стр.  19

     Литература  ………………………………………………………………..стр. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблема  различного рода девиаций, девиантного  поведения в нашем современном  обществе обострена как никогда. Мы часто видим на улице современных детей, которые уже в 3 – 5 классах начинают нецензурно выражаться. А когда эти дети вырастают они приходят в армию, где более сильные  навязывают свои порядки и свои правила слабым. Дети не знают пощады и жалости, потому что для них это лишь игра и они не понимают и не осознают всей ответственности за свои деяния. Девиантное, то есть отклоняющееся поведение формируется  у человека с момента попадания его в социум. Поэтому главная задача взрослых своевременно оказывать на ребенка влияние воспитательного характера с целью формирования правильного направления в развитии ребенка. Но для этого надо разобраться и понять, что такое девиации, предпосылки. причины и с чем может быть связано такое поведение.

     В Большом энциклопедическом словаре девиация рассматривается как поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.). Но дать определение девиации достаточно трудно, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто представляются спорными. Девиантность определяется соответствием или не соответствием поступков социальным ожиданиям. Один и тот же поступок одновременно может считаться девиантным и не девиантным различными людьми, в разные эпохи. Критерии определения девиантности неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Можно выделить три компонента девиации:

     - человек, которому свойственно определенное поведение;

     - норма или ожидания, являющееся  критериями оценки поведения  как девиантного;

     - другая группа или организация,  реагирующие на данное поведение.

     Цель данной работы: рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.

         Задачи:

  1. Предпосылки девиации в подростковом возрасте;
  2. Типы девиаций;
  3. Причины девиантного поведения подростков;
  4. Концепции девиации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Предпосылки девиации в подростковом возрасте.
 

     Переходный  период, как лакмусовая бумага, проявляет  все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

     Вспомним  некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. 
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями, Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

     У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

     Все это происходит на фоне изменения  эмоционально-волевой сферы. У подростка  проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества. Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов. 
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

     Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся  на особой стадии формирования ее важнейших  черт и качеств. Стадия эта пограничная  между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в тоже время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.

 
Типы девиаций.
 

     Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания. 
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся. 
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

     Отсюда  отклоняющееся поведение может  быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальностей  проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. 
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

     - дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

     - дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

     - социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

     - подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

Информация о работе Девиация как социально-педагогическая проблема