Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных" .
Цель дипломной работы: Показать эффективность дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи дипломной работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников.
2. Раскрыть значение дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Объект дипломной работы: дети дошкольного возраста, подготовительной к школе группы, ясли-сад "Ракета".

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ вопроса развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов 6
1.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте 6
1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников 16
1.3 Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников 20
Выводы по главе 1 24
2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников 26
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента 26
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента 35
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы 41
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 1 53
Приложение 2 54
Приложение 3 55

Работа состоит из  1 файл

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников.doc

— 348.50 Кб (Скачать документ)

22. Субботин  О.Ю. Дидактические игры и интеллект.  М., 2000.

23. Сорокина  А.И. Дидактические игры в детском  саду. М., 1992.

24. Рубинштейн  С.Л. Краткий словарь психологических  понятий. М., 1996.

25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.

26. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по  развитию мыслительных навыков.  С-Пб., 1998.

27. Смоленцева  А.А. Сюжетно-дидактические игры  с математическим содержанием.  М, 1996.

28. Базард Э.А.  Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников. Минск, 1999.

29. Дьяченко  О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете  не бывает? Занимательные игры  для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.

30. Вилькеев  Д.В. Развитие у дошкольников  общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. С-Пб., 2000.

31. Заика Е.В.  Комплекс интеллектуальных игр  для развития мышления. /Вопросы  психологии, 1999,№ 6.

32. Столяр А.А.  Давайте поиграем. М., 1991.

33. Алексеева  Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. М., 2002.

34. Тихомирова  Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического  мышления детей. Ярославль, Академия  развития, 1996.

35. Инельдер  Б.О. Развитие мыслительных действий  ребёнка. М. 1997.

36. Седж Н.В.  Игры и упражнения в обучении  шестилеток. Минск, 1985.

37. Айзенк Г.  Интеллект: новый взгляд. /Вопросы  психологии, 1995, №1.

38. Антюхина  А.В. Дидактические игры и их  роль в старшем дошкольном  возрасте. М., 1999.

39. Васильева  М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986.

40. Тихомирова  Л.Ф. Развитие интеллектуальных  способностей. Ярославль, 1996.

41. Бурков Ф.М.  О психическом развитии ребёнка.  М., 1998.

42. Психология  детей дошкольного возраста. Развитие  познавательных процессов. / под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.

43. Агофонова  И.Н. Рисую и размышляю, играю  и учусь. С-Пб., 1993.

44. Дружинин  В.М. Психология общих способностей. С-Пб., 1999.

45. Тамберг Ю.Г.  Развитие интеллекта ребёнка.  С-Пб., 1998.

46. Аванесова  В.Н. Дидактические игры. /Сенсорное  воспитание в детском саду. Пособие  для воспитателей. / под редакцией  Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М., 1999.

47. Дружинин  В.М. Экспериментальная психология. С-Пб., 2000.

48. Вяхирева  Е.А. Виды игр и их особенности. М., 1994.

49. Давидчук  А.Н. Восприятие и модели памяти. С-Пб., 1998.

50. Гаудис В.Я.  Память в процессе развития. М., 2000.

51. Журавлёв  А.П. Механизмы игры. М., 1997.

52. Левина М.З.  Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. С-Пб., 1997.

53. Редько А.З.  Способы активизации познавательной  деятельности дошкольников. /Вестник  науки, 1998.

54. Умственное  развитие. / под редакцией В.М.  Ольшанского. М., 2000.

55. Щедровицкая  Г.В. Игра и её особенности  в дошкольном возрасте. М., 1997.

56. Коленцева  Н.Г. Методика работы с дидактическими  материалами в детском саду. Тбилиси, 2000.

57. Альманах  психологических тестов. М., 1998.

58. Обухова Л.Ф.  Этапы развития детского мышления. М., 1994.

59. Левитов Н.Д.  Детская и педагогическая психология. М., 1998.

60. Зак З.А.  Методика развития интеллектуальных  способностей у детей. М., 2001.

Приложение 1

Результаты  выполнения тестовых заданий детей  контрольной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента

Приложение 2

Результаты выполнения тестовых заданий детьми экспериментальной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента

Приложение 3

Упражнения  и игры для развития тонкой моторики пальцев рук

Комплекс №1 (гимнастический)

1. Выпрямить  кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно  положить на стол ладонями  вниз и поочерёдно сгибать  пальцы: средний, указательный, большой,  мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно  каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.

4. Сжать пальцы  в кулак и вращать кисть  в разных направлениях. Сначала  поочерёдно каждой рукой. Затем  – двумя руками вместе.

5. Сгибать и  разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими.

6. Положить руки  ладонями вверх. Ребёнок поднимает  по одному пальцы сначала на  одной руке, затем на другой. Повторить  это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат  на столе. Ребёнок поднимает  пальцы сразу обеих рук, начиная  с мизинца.

8. Ребёнок зажимает  карандаш средним и указательным  пальцами. Сгибает и разгибает  эти пальцы.

9. Положить на  стол 10-15 карандашей или палочек.  Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.

10. Ребёнок зажимает  карандаш между средним и указательным  пальцами. Далее выполняется движение  так, что сначала впереди оказывается средний палец, потом указательный.

Комплекс №2 (игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

Игра "Гребешок"

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной  стороны ладоней левой руки, прогибают  её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой – и в петушиный гребень превращаются пальцы правой руки.

Игра "Кошка  выпускает коготки"

Поджать подушечки  пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Игра "Бег"

Указательный  и средний пальцы выпрямлены, остальные  пальцы прижаты к ладони. Переставлять пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного  и безымянного пальцев.

Игра "Быстрые вращения"

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие  пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее  и быстрее.

Игра "Солнышко, заборчик, камешки"

Руки поднять  вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены – это "солнышко".

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и  выпрямить – это "заборчик".

Обе руки сжать  в кулак – это "камешки".

По вашей  команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают пальчиками. Сначала  упражнение выполняется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

Доклад для  защиты исследовательской работы.

Актуальность  выбранной темы объясняется тем, что в дошкольном возрасте ведущим  видом деятельности является игра. В игре формируются и перестраиваются  частные психические процессы. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и "вращения" в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная обработка происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, то есть эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена. А для этого требуется систематическое и умелое руководство игрой со стороны взрослых. Но и при наличии такого руководства те интеллектуальные качества, которые несёт в себе игра, развиваются не у всех детей в одинаковой мере: это зависит от того места, которое занимает ребёнок в совместных играх, от его индивидуально-психологических особенностей и от ряда других причин. Но важно подчеркнуть: эти качества имеют непреходящее значение, составляют золотой фонд личности. Так, способность к наглядному моделированию, развитое воображение необходимы в различных видах труда, и, если они не будут сформированы в дошкольном возрасте, наверстать это потом чрезвычайно трудно.

Использование дидактической игры повышает интерес  детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания. Формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).

Важная роль дидактической игры в развитии психических  процессов ребёнка объясняется  тем, что она вооружает ребёнка  доступными для него способами активного  воздействия, моделирования с помощью  внешних. Предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Целью нашего исследования было показать эффективность применения дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Логика работы построена таким образом, что  первая глава посвящена теоретическому анализу развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и  зарубежных психологов. В данной главе  были рассмотрены такие вопросы, как особенности развития интеллектуальных способностей дошкольников, использование дидактических игр для развития интеллекта дошкольников, классификация игр и их влияние на развитие психических процессов детей. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию развития интеллектуальных способностей дошкольников. В ней была проведена оценка интеллектуальных способностей дошкольников, оценка эффективности приёмов и методов по развитию интеллекта детей, рекомендации для воспитателей.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач. Первая из них: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников. Мы исходили из предположения, что если проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, то можно будет подобрать те методики и приёмы, которые дадут наибольший эффект в развитии интеллекта дошкольников. Анализ работ поданной проблеме таких авторов, как Бурков Ф.М., Тихомирова Л.Ф., Субботин О.Ю., Поливанов А.Н., Холодная М.А., привёл нас к пониманию того, что интеллектуальное развитие ребёнка определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Интеллектуальные способности как внешнее проявление интеллекта классифицируются различными авторами по-разному. Интеллектуальные способности находят отражение в умении анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, синтезировать, в особенностях развития речи ребёнка, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Разработанная теоретическая модель становления интеллекта дошкольников стала основой для решения второй задачи эксперимента, когда мы исследовали уровень интеллектуальных способностей. Для этого мы использовали методики оценки уровня интеллекта Гудинаф-Харриса, "Логическая классификация" Лурия-Карпова, методику "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна. Все методики проводились в 3 этапа, каждая из которых по длительности состояла в среднем 20-40 минут. Результаты каждого испытания сопоставлялись с нормой и классифицировались как средние, высокие, низкие. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. Определение уровня интеллекта проводилось согласно методикам, указанным в интерпритации результатов тестирования. В зависимости от набранной суммы баллов определялся уровень интеллекта дошкольников. С высоким уровнем интеллекта считались дети, получившие в сумме 26 баллов, со средним – 16-18 баллов, с низким – 7-9 баллов. Результаты тестирования показали, что в экспериментальной и контрольной группах средний уровень интеллекта приблизительно одинаков, но есть дети с низким уровнем интеллекта.

Полученные  результаты позволили перейти к  третьей задаче нашего исследования: оценке эффективного целенаправленного  применения дидактических игр для развития интеллекта дошкольников. Особое внимание в своём исследовании мы уделили проблеме оценки эффективности предлагаемой системы условий. При этом нашей задачей был не только анализ результатов, но также протекание и коррекция самого педагогического процесса. При поиске оптимальных методов и средств по повышению интеллектуальных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой научной гипотезой для проверки её эффективности. В процессе проведения формирующего эксперимента дошкольники в экспериментальной и контрольной группах обучались по одной программе, но к испытуемым экспериментальной группы были применены психолого-педагогические методы и приёмы по повышению интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактических игр. Для формирующего эксперимента была разработана программа по целенаправленному использованию дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. Дидактические игры на развитие мышления, памяти, воображения, внимания использовались ежедневно, на каждом занятии по формированию элементарных математических представлений, на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим. Также в начале каждого занятия проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Во время наблюдений на прогулках активно использовались элементы ТРИЗ – игра "Хорошо-плохо", решение противоречий, фантазирование. Каждая из игр использовалась по 2-3 раза, с перерывом в 2-3 занятия. Наряду с дидактическими играми использовались упражнения на развитие логического мышления, сообразительности, воображения, интеллекта. Эти упражнения использовались на каждом занятии, в начале или конце занятия.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей