Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных" .
Цель дипломной работы: Показать эффективность дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи дипломной работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников.
2. Раскрыть значение дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Объект дипломной работы: дети дошкольного возраста, подготовительной к школе группы, ясли-сад "Ракета".

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ вопроса развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов 6
1.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте 6
1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников 16
1.3 Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников 20
Выводы по главе 1 24
2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников 26
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента 26
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента 35
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы 41
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 1 53
Приложение 2 54
Приложение 3 55

Работа состоит из  1 файл

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников.doc

— 348.50 Кб (Скачать документ)

В силу того, что  большинство дошкольников любят рисовать, тест "Нарисуй человека" Гудинаф-Харриса помог установить контакт с ребёнком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик. Ребёнку выдавался лист белой бумаги стандартного формата и простой карандаш. Ребёнка просили "как можно лучше" нарисовать человека. По ходу рисунка комментарии не допускаются. Если ребёнок выполнял рисунок человека не в полный рост, то ему предлагалось сделать новый рисунок. По завершению рисунка проводилась дополнительная беседа, в которой уточнялись непонятные детали и особенности изображения. Тест проводился индивидуально. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие – 0 баллов. "Логическая классификация" – данная психологическая диагностика направлена на выявление умений определить взаимосвязь предметов и объектов. Используется для исследования уровня течения мыслительных процессов, способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков развития логического мышления. Графический вариант методики состоит из серии рядов карт – из 7 различных групп, в каждой из которых одна картинка является по смыслу лишней. Экспериментатор показывает набор картинок из группы (при необходимости дважды), а затем просит ребёнка назвать "лишнюю". Успешность выполнения оценивается в бальной системе, за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, максимально возможное количество баллов – 7.

Тест "прогрессивные  цветные матрицы" принят для оценки развития невербальных форм интеллекта и невербальных способностей, которые заключаются в умении свободно оперировать невербальным материалом, решать конструктивные задачи, позволяет сравнить баланс уровня развития разных форм интеллекта. Матрица Равенна оценивает невербальные свойства интеллекта, определяющиеся характеристиками внимания, зрительной памяти, процедурами сравнения, обобщения, анализа. Тест состоит из двух серий матриц – А, Ав, В, в каждой из которых 12 карт-задач. Ребёнку предлагалась карта, на которой изображён цветной или чёрно-белый коврик и 6 заплаток. Ребёнок внимательно рассматривает рисунок коврика, а затем рисунок всех заплаток и выбирает заплатку, подходящую по рисунку к коврику. Номер выбранной матрицы заносился в протокол. За правильный ответ присваивался один балл. Соответственно максимальное количество баллов – 36. Потом подсчитывались суммы баллов: общие и отдельно по каждой серии. Затем вычислялся процент правильных ответов от общего количества детей. Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень интеллекта в экспериментальной группе повысился, увеличилось число детей с высоким уровнем интеллекта, с низким уровнем интеллекта детей не стало. В контрольной группе показатели уровня интеллекта изменились, но всё же в этой группе процент детей с высоким уровнем интеллекта ниже, есть дети с низким уровнем интеллекта.

Экспериментальная работа, проводимая в детском саду "Ракета", показала, во-первых, воспроизводимость описанного нами опыта, во-вторых, что наилучшие результаты достигаются там, где в наибольшей мере удаётся реализовать рекомендации, вытекающие из общей гипотезы исследования.

Проведённая опытно-экспериментальная  работа позволяет утверждать, что гипотеза истинна или, во всяком случае, она не противоречит полученным в исследовании фактам. Сказанное выше даёт возможность предположить, что работа обладает научной новизной, которая состоит в выявлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Тест  Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека";

2. "Логическая  классификация" – модифицированная  методика (Лурия А.Р. – Карпова  С.Н. для выявления умения определять  взаимосвязь предметов и объектов, видеть их измерение во времени).

3. Методика оценки  уровня развития общего и невербального интеллекта – стандартизированная методика "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна.

Инструкции по проведению теста.

Ребёнку выдаётся лист белой  бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Ребёнка просят "как можно лучше" нарисовать человека ("мужчину", "дяденьку"). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребёнок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок. По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения. Тестирование проводилось исключительно индивидуально.

Критерии оценки.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие – 0 баллов.

"Логическая  классификация" – данная психологическая  диагностика направлена на выявление  умения определять взаимосвязь  предметов и объектов. Используется 

для исследования уровня течения  мыслительных процессов, способности  к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков развития логического мышления. Графический вариант методики состоит из серии рядов картинок – из 7 различных групп, в каждой из которых одна картинка по смыслу является лишней. Экспериментатор показывает набор картинок из группы (при необходимости дважды), а затем просит ребёнка назвать "лишнюю".

Обработка результатов.

Успешность выполнения оценивается  в бальной системе, за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, максимально  возможное количество баллов – 7.

Тест "Прогрессивные цветные матрицы" принят для оценки развития невербальных форм интеллекта и невербальных способностей, который заключается в умении свободно оперировать невербальным материалом, решать конструктивные задачи, позволяет сравнить баланс уровней развития разных форм интеллекта. Тест Равена измеряет не только невербальные характеристики, в отличие от других тестов интеллекта, но и значимо коррелирует как с вербальными, так и с невербальными частями векслеровских шкал, что означает, – что он не имеет отношение к одной части больше, чем к другой. Матрицы Равена оценивают невербальные

свойства интеллекта, определяемые характеристиками внимания, зрительной памяти, процедурами сравнения, обобщения, анализа.

Тест состоит из двух серий  матриц – А, Ав, В, в каждой из которых 12 карт-задач. Ребёнку предлагалась карта, на которой изображены цветной или чёрно-белый коврик и 6 заплаток. Ребёнок внимательно рассматривал рисунок коврика, а затем – рисунки всех заплаток и выбирал заплатку, подходящую по рисунку к коврику. Номер выбранной матрицы заносился в протокол.

Обработка результатов.

За правильный ответ одного задания присваивается 1 балл. Соответственно максимальное количество баллов, которое  можно получить за правильное решение  всех задач – 36. Потом подсчитываются суммы баллов: общие и отдельно по каждой серии, затем вычисляется процент правильных ответов от общего количества детей.

В ходе эксперимента было обследовано 50 детей, посещающих подготовительные к школе группы, я/сада "Ракета". Для убедительности полученных данных и показательности эксперимента все дети были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную.


Информация о работе Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей