Дидактическая игра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:54, реферат

Описание

Цель работы: изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности школьников.
Задачи исследования:
Изучить теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников;
Определить основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки;
Выявить структуру, функции, виды, этапы дидактических игр.

Содержание

Введение
стр.2
Глава I Сущность дидактических игр как средства обучения стр.5
I.1 Виды дидактических игр стр.6
I.2 Структура дидактической игры стр.9
I.3 Функции дидактических игр
I.4 Условия проведения дидактических игр
I.5 Этапы игры
стр.11
стр.12
стр.15
Глава II Учебно-дидактическая игра как средство активизации
познавательной деятельности

стр.17
Заключение стр.22
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дидактическая игра.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

     Дидактическая игра. 

     ПЛАН 

Введение

     стр.2
Глава I Сущность дидактических игр как средства обучения      стр.5
I.1 Виды дидактических игр      стр.6
I.2 Структура дидактической игры      стр.9
I.3 Функции дидактических игр

I.4 Условия проведения дидактических игр

I.5 Этапы игры

     стр.11

     стр.12

     стр.15

Глава II Учебно-дидактическая игра как средство активизации

познавательной деятельности

 
     стр.17
Заключение      стр.22
Список  литературы            стр.25
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Близкая гибель классно-урочной системы  таится в противоречиях, которые она не в силах разрешить.

     Во-первых, современность требует от школы учить мысли, а урок учит только знаниям. Само понятие «знания» себя исчерпало. Как можно учить знаниям, если информация каждые семь лет обновляется на 50% и при этом удваивается. То, чему мы учим, устаревает раньше, чем дети покидают школу! Учить знаниям — учить заранее ненужному.

     Во-вторых, современность стремится к индивиндуальному подходу в обучении, а урок основан  на фронтальном методе. Фронтальность  превращает учеников в учебное «пушечное мясо». Фронт хорош для изучения строевых команд, правил «жи-ши» и таблицы умножения. Осваивать другие знания ученикам приходится не благодаря, а вопреки урочной системе.

     В-третьих, современность превращает ученика  в субъект обучения, а урок оставляет его объектом. Объект — мертвое тело, а субъект — это личность. Каждому учителю хочется быть творцом, а не паталогоанатомом.

     Какая форма передачи знаний придет на смену  пятисотлетнему уроку, вопрос десятилетия. Сотни педагогов-новаторов, тысяч  творческих учителей ищут новые формы, творят методики будущего, совершают открытия, переживают успехи и разочарования. Но единого и универсального метода, достойной замены уроку пока нет. Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену уроку должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?

     Одним из эффективных путей активизации  познавательной деятельности школьников является дидактическая игра. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.1

     До  недавнего времени игру использовали лишь во внеклассной работе. В настоящее время игра широко используется на уроках, требуя от учителя большого мастерства.

     В связи с актуальностью данного  вопроса была определена тема курсовой работы: «Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьников».

     Цель  работы: изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности школьников.

     Задачи  исследования:

  • Изучить теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников;
  • Определить основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки;
  • Выявить структуру, функции, виды, этапы дидактических игр.

     Структура курсовой работы: работа логически состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

     Во  введении обосновывается актуальность исследования.

     В I главе раскрыта сущность дидактической игры.

     Во  II главе рассмотрена учебно-дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной деятельности школьников.

     В Заключении сделаны выводы.

     В списке использованной литературы насчитывается семь источников. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

     Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  • Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
  • Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли — роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.2

     А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической  игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.3

     1.1. Виды дидактических  игр

     Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

     Чёткой  классификации, группировки игр  по видам ещё нет. Часто игры соотносят  с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

     Иногда  игры соотносят с материалом:

  • Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  • Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
  • Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.4

     Можно  группировать игры и так:

     А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:5

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы.

     Охарактеризуем  кратко каждый вид:

       игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

     игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

     игры-предположения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

     игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

     игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

         Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей.

         По  мере «вхождения» детей в новую для них деятельность — учебную — значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Необходимо отметить в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения». Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы. 

Информация о работе Дидактическая игра