Дидактическая игра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:54, реферат

Описание

Цель работы: изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности школьников.
Задачи исследования:
Изучить теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников;
Определить основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки;
Выявить структуру, функции, виды, этапы дидактических игр.

Содержание

Введение
стр.2
Глава I Сущность дидактических игр как средства обучения стр.5
I.1 Виды дидактических игр стр.6
I.2 Структура дидактической игры стр.9
I.3 Функции дидактических игр
I.4 Условия проведения дидактических игр
I.5 Этапы игры
стр.11
стр.12
стр.15
Глава II Учебно-дидактическая игра как средство активизации
познавательной деятельности

стр.17
Заключение стр.22
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дидактическая игра.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  оживить и разнообразить школьную жизнь детей, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.

     В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три основных группы.

  • Методы организации учебно-познавательной деятельности.
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
  • Методы контроля и самоконтроля.
 

     Мы остановимся  на второй группе, т.к. к этим  методам относятся познавательные, дидактические, интеллектуальные и др. игры.    

       Для чего нужна дидактическая  игра? Для поддержания или создания  интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.

     Любая игра имеет правила, благодаря которым  происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.    

       Интеллектуальные игры могут  быть полезны подросткам, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.16

     Эти игры могут помочь:

  • активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
  • дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
  • улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);
  • укрепить дружеские отношения в классе.
 

     Игра одновременно  преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п. 
     Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс. 
     В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Выход из ситуации в том, что детям должно быть известно что-то более интересное. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида.17 Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом. 
Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? И т.п. 
Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках: 
- учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний; 
- комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;

- аналитические  - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие; 
- ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

- контекстные  - привлекающие внимание к сложным  смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами; 
- и некоторые другие.    

 Стоит  отметить, что любая игра будет  намного эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс обсуждения игры - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам.18

     Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая.    

       Таким образом, можно сказать,  что одна из обязанностей педагогов  заключается в том, чтобы постоянно  поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже.

     В начальной школе игры традиционно  используются на протяжении всего обучения, преследуя самые разные цели. Достаточно много игр используются и в средней школе на уроках иностранного языка, географии и других. Хочется, чтобы эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на уроке только расширялась на благо дела обучения ребят. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Цель  моей курсовой работы заключалась в  том, чтобы изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности.

      Для этого мной был изучен теоретический  материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников; были определены основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки; были выявлены структура, функции, виды и этапы дидактических игр.

     Изучение  литературы по данному вопросу показало, что игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими. Структура  дидактической игры состоит из следующих элементов: игровой замысел, правила  игры, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры. Основными требования к организации дидактических игр являются:

1. Игра – форма  деятельности учащихся, в которой  осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к  подбору игр следующие.

1. Игры должны  соответствовать определенным учебно-воспитательным  задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 
3.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

     Игра — древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев. Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. И поэтому она превосходит урок:

1. Игра не  обусловлена особыми учебными  навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).

2. Игра не  знает возрастных границ.

3. Игра полиэтнична  и может даже преодолевать  языковой барьер.

4. Игра — более активная форма работы с учениками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.

5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.

6. Игра есть  сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.

7. Наконец, игра  более надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.  

       Дидактическая игра отличается  от обыкновенной игры тем, что  участие в ней обязательно для всех учащихся. Она может послужить отправной точкой в возникновении  интереса к математике у учащихся, ранее его не   проявивших  Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

     Использование дидактической игры дает наибольший эффект в классах,  где преобладают ученики с  неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.  Они повышают интерес к математике, вносят разнообразие и  эмоциональную окраску в  учебную работу, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

     Систематическое использование  дидактических игр является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим  на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом,    дидактические игры  заслуживают право дополнить традиционные  формы  обучения и воспитания   школьников.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М., 1968.
  2. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
  3. Карпова Е.В. Дидактические игры Ярославль, «Академия развития», 1997г.
  4. Никитин Б.П.. Ступени творчества или развивающие игры М. Просвещение, 1898г
  5. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
  6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982.
  7. Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей, Ярославль, Академия развития, 2003г

Информация о работе Дидактическая игра