Дидактические игры на уроке химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание

Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем. 

 

      Глава 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

     Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

     Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности.

     Как организовать игровую среду в подростковом возрасте, которая способствовала бы развитию познавательной активности?

     Один из способов решения этого вопроса – развитие у учащихся потребности к познавательной деятельности. Возникновение такой потребности я связываю с развитием и формированием эмоционально-ценностных стимулов. В подростковом возрасте очень важно общение, самовыражение и самоутверждение, т.е. признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно эти качества должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула я выбрала игру, но не как самостоятельный вид деятельности. Игра органически воссоединяется с проблемно-поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию внутренних резервов личности, раскрытие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально-ценностных стимулов в различных сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность коллектива (схема). 

       

     Игровая форма занятий создается посредством внедрения игровых приемов и ситуаций на уроках, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:

     • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

     • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

     • учебный материал используется в качестве ее средства;

     • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

     • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (Г.К.Селевко).

     В 7–9-х классах (младший подростковый возраст) при изучении и первичном закреплении новых знаний проводится обучающие игры, включающие тренинговые (классификация педагогических игр по Селевко). При обобщении и систематизации знаний используется контролирующие и обобщающие игры как один из видов контроля и обобщения знаний учащихся. Разрабатывая такие уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:

     а) продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагмент урока на 10–15 мин);

     б) ввести в игру момент соревновательности;

     в) уточнить цели проведения игры, составить руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;

     г) разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;

     д) заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;

     е) создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.

     В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта.

     Наряду с учением и трудом игра в 10–11-х классах (старший подростковый возраст) по-прежнему несет в себе большие возможности для личностного развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной деятельности в обучающих, контролирующих и обобщающих играх сохраняется. Однако в играх этого возраста широко используется частично поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач. В 10–11-х классах широко применяю сюжетно-ролевые и деловые игры. При этом необходимо учитывать целый ряд условий:

     а) предоставление старшим подросткам инициативы и творчества в разработке содержания игры, создание игровых органов самоуправления;

     б) свободный выбор игровой роли в соответствии с личностными возможностями, обеспечение обстановки творческого исполнения роли;

     в) индивидуальную работу педагога для достижения школьником успехов в игре;

     г) создание высокого эмоционального подъема в ходе игры.

     С 7-го по 11-й класс используются тренинговые игры как метод эмоционального воздействия, задачами которых являются приобретение и закрепление знаний и умений. Такие педагогические игры требуют от школьников умения расшифровать, распутать, разгадать проблему, проявить догадку и смекалку в умственной деятельности, вызывают стремление анализировать и сопоставлять скрытые причины явлений. Это и есть творчество, проявление познавательной активности.

     Игровая деятельность – это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Игровая деятельность является условием и средством психического развития индивида, на определенном этапе психического развития она играет ведущую роль в формировании личности.

     Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе (УВП) будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на потребности самих учащихся. Учителю необходимо знать, каковы мотивы учебной деятельности каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов и склонностей, не даны человеку от рождения. В соответствии с этим мной была проведена диагностика познавательной потребности, мотивации деятельности учащихся на уроке и познавательного интереса. Результаты проведенного исследования показывают, что в классах, где в УВП вводилась игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем в классах, где игровая деятельность не вводилась.

     Мотивационная деятельность учащихся зависит от проявления познавательного интереса, который более конкретно формируется с возрастом (в связи с осознанием близкого окончания школы и необходимостью определения своего жизненного пути и места работы). Поэтому чем старше класс, тем выше его мотивационная деятельность. Таким образом, можно сказать, что введение игровой деятельности в УВП положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.

     В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно. 

     Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ХИМИИ 

     Дидактические игры, умело применяемые педагогом на уроках, позволяют развивать творческие способности учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию. Особое значение игра приобретает в работе с детьми, у которых преобладает работа правого полушария. Таких детей легко выделить - они пишут левой рукой.

     Кроме того, существуют простые приёмы для определения преобладающей активности какого-либо полушария:

     Прицельтесь на воображаемый отдалённый объект (обратите внимание, какой глаз закрывает ребёнок, и какой рукой целится);

     Положите руку на руку (ногу на ногу). Какая рука сверху?

     Похлопайте в ладоши. Какая рука сверху?

     Согласно ассиметрии правополушарные дети работают больше левой рукой (ногой), а левополушарные - наоборот.

     Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность.

     Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).

     Игры-тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение. Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.

     Приведу несколько примеров дидактических игр, которые можно использовать на уроках химии.

     I. Логические цепи.

     Учитель задаёт начало фразы: "Калий - металл". Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами "потому что", "следовательно", "поэтому". Затем всё сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.

     II. Сходства и различия.

     Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.

     III. Восстанови пропущенное.

     В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:

     по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;

     в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;

     в среднем ряду - знаки элементов II группы;

     по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.

Информация о работе Дидактические игры на уроке химии