Дидактические игры на уроке химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание

Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

     Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте. 

    Al ? Na
    ? Zn Ca
    K Sr ?
 

     Вариант ответа: 

    Al Mg Na
    Ba Zn Ca
    K Sr Ga
 

     IV. Продолжи ряд.

     Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:

     а) Li, Al, As, :;

     б) F,- :, Na+, S2-, Ar, :

     Варианты ответов:

     а) Li, Al, As, Ts;

     б) F,- Ne, Na+, S2-, Ar, Ca2+, As3-, Kr, In3+.

     V.Убери "лишнее".

     В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:

     а) NaCl; AgNО3; KCl; KNО3;

     б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S.

     Варианты ответов: а) KNO3 или AgNO3; б) CaSO4.[1]

     Можно придумать множество таких игр-тренажеров, вот, например, другой вариант:

     а) CaO, CuO, SO2 ;

     б) HNO3, H2S, H2O;

     в) Na2SO4, H2SO4, BaCl2;

     г) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.

     В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему?

     VI. Игровые карточки-задания "Заполни поле"

     Заполните нижнее игровое поле значениями относительных молекулярных масс соответствующих веществ. 

    NaOH (CuOH)2CO3 H2SO4
    KNO2 Na2CO3 MgCl2
    KMnO4 H3BO3 Ca(OH)2
 

     Игровые карточки-задания по теме "Основные класс неорганических соединений"

     Заполните нижнее игровое поле названиями соответствующих веществ. 

    NaOH (CuOH)2CO3 H2SO4
    KNO2 Na2CO3 MgCl2
    KMnO4 H3BO3 Ca(OH)2
 

     Игровые карточки-задания по теме "Водород"

     Заполните нижнее игровое поле формулами продуктов реакций. 

    H2+O2> H2+Cl2> H2+F2>
    H2+Ca> H2+N2> H2+S>
    H2+Na> H2+Fe2O3> H2+BCl3>
 

     VII. "Крестики-нолики"

     Вычеркни правильный ряд солей.

     По какому признаку можно классифицировать соли?

     а) 

    NaCl Li2SO4 Pb(NO3)2
    NaHS CaCO3 Na2 SiO3
    Na3PO4 Cu(OH)Cl Zn(OH)NO3
 

     б) 

    NaCl Li2SO4 Pb(NO3)2
    NaHS CaCO3 Na2 SiO3
    Na3PO4 Cu(OH)Cl Zn(OH)NO3
 

     Варианты ответов: а) Na3PO4, CaCO3, Pb(NO3)2; б) NaCl, Li2SO4, Pb(NO3)2.

     VIII. Кроссворд

     Заполните поля ответами на следующие вопросы:

     Один из основополагающих законов химии;

     Серосодержащая кислота;

     Горизонтальный ряд таблицы Д.И. Менделеева;

     Сложное вещество, с состав которого входит один или несколько атомов водорода и кислотный остаток;

     Сложное вещество, содержащее одну или несколько гидроксильных групп;

     Сложное вещество, состоящее из двух видов атомов, одним из которых является кислород;

     название кислотного остатка НСО3-;

     :вещества;

     название кислоты Н2SO3;

     название элемента, обозначающегося символом S;

     в записи " 5 Н2О" цифра "5";

     Процесс ускорения реакции в присутствии других химических веществ, при этом нерасходующихся;

     название химического элемента Не. 

       

     Ответы на кроссворд: 

       

     IX. Загадки на тему "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

     Учитель предлагает учащимся, угадать о каком химическом элементе идет речь:

     Варианты вопросов:

     А)

     - Элемент, который светится, открыт отставным солдатом, гамбургским купцом Брандом;

     - Элемент, название которого от греческого - зловонный, открыт Баларом и Левингом в 1826 г.;

     - Элемент, название которого от греческого - рождающий воду, открыт Кавендишем в 1776 г.;

     - Элемент, название которого от греческого - Франция, его существование предсказал Менделеев на основании открытого им периодического законы в 1871г.;

     - Элемент, название которого от греческого - "Германия";

     - Элемент, название которого от латинского - "утренняя заря, аура", был известен еще древним цивилизациям;

     - Элемент, название которого от греческого - "фиолетовый";

     - Элемент, название которого от латинского - "жидкое серебро", названа в честь планеты Меркурий;

     - Элемент, назван в честь немецкого физика-теоритика А. Энштейна обнаружен среди осколков деления при термоядерном взрыве (1952 г.) в Тихом океане.

     Б)

     - за 350 лет до н. э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле. Алхимики часто называли этот металл меркурием. Этот металл хорошо растворят другие металлы, образуя амальгамы. Пары металла ядовиты. Находится внутри градусника. (Ртуть)

     - Весьма распространенный неметалл. Входит в состав белков. Незаменимый элемент в производстве резины. Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы. Горит сине-голубым пламенем. (Сера)[2]

     В)

     - Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже. (Углерод)

     - Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение как для растений удобренье. (Калий)

 

      Глава 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ" 

     Задачи урока:

     Дать представление об органических веществах.

     Научить отличать органические вещества от неорганических по происхождению, элементному составу, свойствам.

     Повторить основные понятия органической химии.

     Уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

     Оборудование: учебник химии О.С. Габриеляна; коллекция образцов органических и неорганических веществ (сахар, жидкость для снятия лака, духи, мыло, крахмал, вата, нитроглицерин (лекарство), парафиновая свеча, полиэтилен, уксусная кислота, вода, песок, железо, соль, стекло и др.); шаро-стержневые модели для составления молекул; дидактические карточки, словарь урока (Приложение 1).

     ХОД УРОКА

     I. Организационный момент (требования к предмету: тетради, учебники, поведение в кабинете, оборудование кабинета и т. д.)

     II. Особенности строения и свойств органических веществ.

     Актуализация опорных знаний

     Цель. Определить исходный уровень знаний по органической химии, на основе умения анализировать, делать логические выводы.

     1. Что изучает химия?

     2. Что такое вещество?

     Задание 1. Посмотрите внимательно на коллекцию предложенных веществ и разделите данные вещества на группы (учащимся предлагается коллекция неорганических и органических веществ). Чем вы руководствуетесь при своем выборе?

     Цель. Ознакомиться с историей открытия органических веществ и их классификацией.

     Слово учителя. Еще в древности все вещества, встречающиеся на Земле, делили на две большие группы. К одной группе относили древесину, уксус, спирт, масло, т. е вещества растительного и животного происхождения. Их химики сейчас называют органическими. В другую группу входили соль, серебро, золото, сера, сода, медь это, как теперь известно, – неорганические вещества. Более четкую грань, между органическими и неорганическими веществами попытались провести арабские алхимики. Еще в IX-X вв. первую попытку такого деления связывают с именем известного ученого древности – Абу Бакр ибн Закарийа-ар-Рази. Ученый разделил все вещества на минеральные, растительные и животные. Но строение веществ, в тот период, известно не было. Помочь разгадать «тайну» органических веществ удалось А. Лавуазье, который обнаружил, что при прокаливании «минеральных тел» образуются соединения разнообразного состава, а при сжигании «растительных и животных» веществ выделяются чаще всего два продукта – оксид углерода (IV) и вода.

     Цель. Выяснить элементный состав органических и неорганических веществ, особенности их строения, нахождения в природе и различие между ними.

     Задание 2. Запишите химические формулы углекислого газа и воды. Какие элементы, входят в состав этих соединений? Какой вывод можно сделать о составе органических веществ? Какие элементы обязательно образуют органические вещества?

     Слово учителя. Таким образом, как бы ни был многообразен мир органических веществ, все они состоят обязательно из углерода, водорода, реже – кислорода, азота, серы и фосфора.

     Задание 3. Внимательно ознакомьтесь с содержанием таблицы и проанализируйте ее. Сделайте вывод, почему вещества разделили на органические и неорганические?

 

      Таблица 1. Различие между органическими и неорганическими соединениями

Органические Неорганические
Количество известных органических соединений исчисляется миллионами Количество известных неорганических соединений исчисляется сотнями тысяч
В состав органических веществ входят: углерод, водород, кислород, реже – азот. Фосфор. Сера, галогены Состав неорганических веществ представлен большинством химических элементов периодической системы.
Большинство химических связей в органических веществах имеет ковалентный характер Большинство химических связей имеет ионный характер
Все органические вещества неустойчивы (выше 400оС) нагреванию Многие неорганические соединения устойчивы к сильному нагреванию
Наряду с некоторыми неорганическими веществами, образуют живую часть Земли (биосферу) Образуют неживую часть Земли (гидросферу, литосферу, атмосферу)

Информация о работе Дидактические игры на уроке химии