Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:10, реферат

Описание

Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную.

Работа состоит из  1 файл

Дистанционное обучение.docx

— 54.11 Кб (Скачать документ)

Организационно-технологические модели ДО

1.    Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

2.    Мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в "одну сторону". При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).

3.    Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

Виртуальные университеты

Созданные университетами учебные сервера - это, в некотором  роде, расширение стен самого университета. В его виртуальных аудиториях так же, как и в основных, можно  будет со временем и лекцию послушать, и лабораторную на виртуальном стенде выполнить, и найти средства для  проектирования, выполнения расчетов, моделирования спроектированного  устройства и т. д. Но возможно, что  все вышеперечисленное станет прерогативой специализированных виртуальных университетов - электронных открытых университетов  без стен. Тем более, что ВУЗам, подключаемым к Internet на средства из фонда  Сороса, не разрешено коммерческое использование доступа к Сети, поэтому средства для оплаты онлайновых услуг (и не только на подписку на энциклопедии) придется изыскивать дополнительно. Есть и много других проблем, препятствующих созданию виртуальных университетов  в традиционных университетах со стенами. Сведения о проектах и первых попытках создания виртуальных университетов  можно найти в сети Internet.

Дешевле ли обучать по Internet?

Эксперты считают, что телекоммуникационное интерактивное  преподавание обходится на 20-25% дешевле  традиционного. Microsoft считает, что стоимость  сетевого обучения может снизиться  как минимум вдвое против традиционного, поскольку преподаватель в состоянии  давать уроки, находясь в любой точке  земного шара; да и особого компьютерного  оборудования при этом не требуется. Экономия может быть достигнута и  за счет других факторов. Взяв на вооружение СДО, учебный отдел может быть уверен, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия  с помощью Internet гораздо легче. Интересное наблюдение, но оказалось, что при  обучении в СДО проще производить  отсев малоспособных учеников. Пассивно вести себя на обычных семинарах - легко, а на электронных - невозможно. В результате на СДО-курсах отсеивается  большее число учеников, чем на традиционных.   Разберем более  подробно.

  ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ  В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:  МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ

 

Термин "дистанционное  обучение" означает такую организацию  учебного процесса, при которой преподаватель  разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации.  Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

С середины 70-х годов  во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет; "электронный", "виртуальный" колледж. Они имеют оригинальную организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, экономических механизмов функционирования.

Цель этой работы - проанализировать возникающий на наших глазах спектр новых учебных  заведений и выделить их базовые  модели. Важно не просто рассмотреть  существующие модели образовательных  учреждений, функционирующих на основе использования дистанционных методов  обучения и информационных технологий, но и понять, какие новые формы  могут появиться в будущем, что  определяет их разнообразие.

На  данном этапе исследования представляется целесообразным рассмотреть три  интегрированных  фактора:

1.    технологический, 

2.    педагогический,

3.    организационный. 

Характер первого  из них определяется информационными  технологиями, используемыми для  разработки, доставки, поддержки учебных  курсов и учебного процесса в целом.

Значение второго  фактора определяется набором методов  и приемов, применяемых в ходе учебного процесса.

Третий фактор, организационный, характеризует специфику организационной  структуры образовательного учреждения дистанционного обучения.

"Идеальная модель" дистанционного обучения включает  в себя интегрированную учебную  среду, с вариантным определением  роли различных компонент - технологических,  педагогических, организационно-методических:

1.Основные  типы технологий, применяемых в  учебных заведениях  нового типа.

В качестве первого  фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть  два важных аспекта.

Во-первых, такая  очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации  учебного процесса. Как бы мощны  и совершенны ни были технологические  применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать  роль новых информационных технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности реализации образовательного процесса.

Во-вторых, приведенный  ниже перечень основных технологий, применяемых  в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что  какая-то конкретная модель должна характеризоваться  применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.

Используемые сегодня  технологии дистанционного образования  можно разделить на три большие  категории:

Ø  неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),

Ø  средства компьютерного  обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),

Ø  видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые  возможности дистанционному обучению. В Российской высшей школе они  активно развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с  помощью асинхронной электронной  почты.

Развитые  средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемого оборудования.

Видеокассеты  - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.

Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный  доступ к удаленным базам данным, информационно-справочным системам, библиотекам  при изучении конкретной дисциплины. Данный режим доступа ON-LINE позволяет  в течение секунд осуществить  передачу необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких  компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее количество которых в мире превышает 1.25 миллиона.

Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

Видеоконференции  по цифровому спутниковому каналу с  использованием видеокомпрессии совмещают  высокое качество передаваемого  видеоизображения и низкую стоимость  проведения видеоконференции (более  чем на два порядка меньше, чем  при использовании обычного аналогового  телевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективными при  относительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом  числе обучаемых (1000-5000 студентов) для  проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных  программ.

В конце восьмидесятых  годов в России технологии необходимые  для дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще. Преподавание в институтах основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые  из новых информационных технологий становятся доступны для налаживания  дистанционного обучения. Практически  все они основаны на цифровых методах  обработки информации и охватывают спектр от программ гипермедиа, которые  позволяют студенту самому управлять  используемой информацией, до разнообразных  систем баз данных доступных через  глобальные компьютерные сети.

Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и  Япония). В России экономическая  и технологическая ситуация такова, что выборе средств зависит не от их педагогического потенциала и  даже не от их стоимости, а от их распространенности.

2. Методы дистанционного  университетского  образования

Важным интегрированным  фактором типологии дистанционных  университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом:

1)Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это прежде всего:

Информация о работе Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы