Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:10, реферат

Описание

Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную.

Работа состоит из  1 файл

Дистанционное обучение.docx

— 54.11 Кб (Скачать документ)

Методология образования  должна поддерживать компьютерные формы  обучения, контроля знаний, получения  индивидуального задания, моделирования  изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов  эксперимента, в том числе и  в режиме удаленного доступа.

Создание системы  удаленного доступа филиалов ВУЗов  и небольших ВУЗов к ресурсам своих базовых ВУЗов и через  них к ведущим учебным и  научным лабораторно-исследовательским  центрам страны.

 Эти три направления  (компьютеризация оборудования, методология  образования на базе информационных  средств, компьютерных форм и  удаленный доступ) являются сутью  концепции создания и внедрения  комплекса дистанционного образования.

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ И  ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА 

Двухлетний опыт разработки и применения различных  видов дистанционного обучения школьников показал, что наибольший эффект достигается  при использовании эвристических  форм занятий. К таковым формам относятся  дистанционные эвристические олимпиады, проекты, творческие работы учеников и  циклы эвристических занятий. Их преимущества следующие: возможность  индивидуальной самореализации учащихся, соревновательность, насыщенность, продуктивность, оперативность. Рассмотрим результаты, полученные экспериментально. Дистанционная  эвристическая олимпиада проводилась  с помощью электронной почты E-mail. Ученики из разных стран и городов, оставаясь в своих школах, соревновались  в творчестве со сверстниками, находящимися за тысячи километров. Всего в олимпиаде  приняло участие 167 школьников из России, Украины, Америки, Великобритании, Норвегии. 31 участник представили свои работы на английском языке, остальные были выполнены на русском. Задания эвристической  олимпиады составлялись открытые, то есть не предполагали заранее известного ответа. Они ориентировали участников на выявление смысла окружающих явлений, высказывание собственных версий и  суждений, выполнение исследований и  сочинений, получение открытий, на самопознание. Все учащиеся выполняли задания  одновременно. Их ответы отсылались затем  по электронной почте в оргкомитет олимпиады.

Основные  критерии оценки ученических  ответов:

1)    оригинальность, то есть степень отличия ученического  ответа от общепринятых толкований, стереотипов и положений; 

2)    творческая  продуктивность, характеризуемая количеством  и качеством идей, содержащихся  в ответе;

3)    мировоззренческая  глубина как степень "проникновения"  учеником в основы мироздания  и обнаруженный уровень его  самопознания.

Высокий уровень  выполнения участниками заданий  олимпиады в среднем оказался равным 10%. Наибольшая степень творчества показана учениками в номинациях "Познай себя", "Знак" и "Будущее". Суммарные показатели высокого и  среднего уровня выполнения заданий  по этим номинациям оказался равными, соответственно 55, 56 и 56% от общего числа  работ. Меньшую степень творчества обеспечили номинации "Феномен", "Исследование" и "Символ". Данные результаты в целом совпадают  с полученными ранее характеристиками продуктивности очного эвристического образования. Как продолжение олимпиады  был разработан и проведен дистанционный  образовательный проект "Феномен", позволивший развить деятельность учащихся по соответствующей номинации. Требовалось обнаружить и исследовать  необычное явление в природе  или в культуре, в науке или  быту, во всех сферах окружающего нас  мира, а также в нас самих. Ребята описывали свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феноменов, задавали вопросы и пытались найти  на них ответы. Свои работы участники  проекта пересылали в оргкомитет с помощью электронной почты E-mail. Всего в проекте участвовало 37 учащихся из 5 школ. Критериями оценки работ были следующие:1) оригинальность видения найденного феномена; 2) количество и качество применяемых способов познания (логических, естественно-научных, эмоционально-образных и других); 3) планирование и структура исследования; 4) содержание выдвинутых версий и гипотез, объясняющих сущность феномена; 5) глубина  проникновения в суть феномена, общая  продуктивность исследования. Наиболее высокими оценками отмечены такие параметры  работ учеников, как оригинальность видения феномена и выдвигаемые  гипотезы (по 87% суммарно высокого и  среднего уровня). Наименьшие достижения отмечены в планировании исследований (43%). В отличие от олимпиады, общий  уровень работ повысился. Суммарный  показатель высокого и среднего уровня работ у участников проекта "Феномен" оказался 73%, тогда как у этих же учеников, участвующих ранее в  олимпиаде по номинации "Феномен" аналогичный показатель был 45%. Количество работ с низким уровнем творчества сократилось с 52 до 17%. Следующей  формой эвристического обучения являются индивидуальные творческие работы школьников, которые они выполняют и представляют к защите в дистанционном варианте в режиме электронной телеконференции  или с помощью WWW. Дети отвечают на задаваемые им вопросы, составляют рецензии на работы своих сверстников, переписываются с единомышленниками по интересующим их темам. В настоящее время эвристический  подход разрабатывается нами для  проведения дистанционных занятий  по базовым школьным дисциплинам. Технология дистанционного эвристического обучения включает в себя следующие этапы:

1.    Формулировка  педагогом для учащихся дистантного  класса задания или проблемы  с неизвестным решением. Предоставление  необходимой информационной среды  или сведений, располагающихся в  образовательном поле проблемы.

2.    Личное  решение задания каждым учеником, сообщение результатов педагогу  и (или) всем учащимся.

3.    Коллективное  обсуждение личных продуктов  учеников. Помощь учителя в достраивании  учениками их образовательных  продуктов до формализованного, понятного и воспринимаемого  другими учениками вида.

4.    Введение  педагогом в созданное образовательное  пространство культурно-исторических  аналогов образовательной продукции  учеников.

5.    Сопоставление  и (или) переопределение начальных  позиций, мнений, результатов учеников  с помощью электронной почты.  Коллективная дискуссия в режиме  телеконференции. 

6.    Переформулирование  обсуждаемых проблем, рождение  новых. Выявление и обозначение  коллективно созданных образовательных  продуктов. 

7.    Рефлексивная  деятельность по осознанию возникших  проблем. Выявление и осознание  методологии собственной эвристической  деятельности каждым из учеников.

Следующим этапом в  рассмотрении ДО будет изучение информационных технологий, которые и позволяют  существовать нашему главному объекту  исследований. 

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Как говорилось выше мы разберем одну из наиболее часто  применяемых технологий в ДО и  в очном образовании также. А  именно, это электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма  представления нового материала. Кроме  этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также  тесты; т.е. одновременно –это и ПО по предоставлению знай и по их контролю.

Основные  принципы дистанционного обучения (ДО): установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.

Главной проблемой  развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что  учащиеся не просто пассивные потребители  информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание  предметного содержания обучения.

На смену прежней  модели обучения должна прийти новая  модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения —  учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в  основе учебной деятельности — сотрудничество.

В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Мы считаем  ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный  учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные  материалы традиционного очного обучения.

Успешное создание и использование дистанционных  учебных курсов должно начинаться с  глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых  технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки  критериев обученности.

Дидактические особенности курса  ДО обусловливают  новое понимание  и коррекцию целей  его внедрения, которые  можно обозначить следующим образом:

• стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения  целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в  отбор, проработку и организацию  материала;

• усиление учебной  мотивации, что достигается путем  четкого определения ценностей  и внутренних причин, побуждающих  учиться;

• развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением  и углублением учебных технологий и приемов.

К числу дидактических  принципов, затрагиваемых  компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует  отнести:

• принцип активности;

• принцип самостоятельности;

• принцип сочетания  коллективных и индивидуальных форм учебной работы;

• принцип мотивации;

• принцип связи  теории с практикой;

• принцип эффективности. В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые  используются в образовательном  процессе ДО, должны обеспечивать возможность:

• индивидуализировать  подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;

• контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

• обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности учащегося;

• демонстрировать  визуальную учебную информацию;

• моделировать и  имитировать процессы и явления;

• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в  условиях виртуальной реальности;

• прививать умение в принятии оптимальных решений;

• повысить интерес  к процессу обучения;

• передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть  особую важность определения целей  курса.

Для построения четкого  плана курса необходимо:

• определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;

• конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;

• спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь  целей.

Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация  целей позволяет дать представление  о том, что учащийся в состоянии  будет сделать в конце каждого  урока. Фактически необходима постановка целей для каждого урока курса.

Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, на какой  стадии он находится.

Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

• настроить мышление на тему обучения;

• сфокусировать  внимание на наиболее важных проблемах;

• тщательно подготовиться  к тестам, заданиям и другим средствам  оценивания.

Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.При  планировании и разработке дистанционных  учебных курсов необходимо принимать  во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение  учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и  в курсах ДО.

 

Разработанный и реализованный  подход к дистанционному обучению заключается  в следующем:

Ø  перед началом  дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося  с целью разработки индивидуального  подхода к обучению;

Ø  учебный материал представлен в структурированном  виде, что позволяет учащемуся  получить систематизированные знания по каждой теме;

Информация о работе Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы