Дошкольное образование в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:48, реферат

Описание

«Семья - ячейка общества». Это высказывание популярно и верно не только в России. Так же, как и в России, помощь в воспитании детей является в Германии одной из основных общественных и государственных задач. Существует в Германии и еще одно выражение: «Дети – это памятник их родителям». Моральную стоимость этого «памятника» оценить сложно, а вот материально она начинает ощущаться родителями буквально с первого дня жизни их малыша.

Содержание

Введение
Немецкая модель дошкольного воспитания
«Делаю только то, что хочу!»
Праздники для детей.
Дошкольная подготовка.
Экскурсии.

Работа состоит из  1 файл

Дошкольное образование в Германии.docx

— 29.27 Кб (Скачать документ)

Дошкольное  образование в  Германии

План

  1. Введение
  2. Немецкая модель дошкольного воспитания
  3. «Делаю только то, что хочу!» 
  4. Праздники для детей.
  5. Дошкольная подготовка.
  6.     Экскурсии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Семья - ячейка общества». Это высказывание популярно  и верно не только в  России. Так  же, как и в России, помощь в  воспитании детей является в Германии одной из основных  общественных  и государственных задач.   Существует в Германии  и еще  одно выражение: «Дети – это памятник их родителям». Моральную стоимость  этого «памятника» оценить сложно,  а вот материально она  начинает ощущаться родителями буквально  с первого дня жизни их малыша.

 Материальные издержки – одна из причин низкой рождаемости в Германии (в прошлом году она составила 8,7 новорожденных на тысячу жителей). Для  многих современных молодых немецких семей наличие наследников - непозволительная роскошь, препятствующая карьере, отнимающая массу свободного времени и денег. И, пожалуй, так же, как и в России: чем ниже социальный и, соответственно, материальный уровень семьи, тем больше в ней детей.

Немецкая  модель дошкольного  воспитания.

            Жизнь в Германии начинается  очень рано. Многие взрослые спешат  на работу в пять - шесть часов утра! Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше.  С самого первого дня жизни ребенка, родители много внимания уделяют обустройству его быта. В  каждой немецкой  квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все! Что касается остальной квартиры – строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей.  Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской. Может поэтому немцев так удивляет наша  универсальность мышления? Мы с детства исследуем мир детских и взрослых вещей. Приспосабливая одно к другому, находим неожиданные решения любых проблем. Телевизор тоже -  строго по расписанию. Днем  - обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем воздухе, даже, если он сопливит и температурит. И не беда, если мама в его присутствии выкурит сигаретку-другую. Это ее приватная жизнь! Вон там песочница, качели, карусели – займись своей!

          С малых лет маленьких немцев  приучают к пунктуальности и  обязательности.    В Германии  социальная помощь, помощь по  безработице и пособия на воспитание  детей составляют суммы, позволяющие  не только «сводить концы с концами», но и обеспечивать малышу до трех лет и его маме, необходимый прожиточный минимум. Не смотря на это,  многие  молодые мамы стараются, как можно быстрее,  вернуться к нормальной трудовой деятельности. В этот момент перед родителями остро встает   вопрос:  где будет находиться их ребёнок в часы, когда они работают или учатся? Кто будет заботиться о нем?

 К бабушке?  Никогда! Только в детский сад.

          Все мы с теплотой и нежностью  вспоминаем наших бабушек. Мягкие  руки, добрая улыбка, фартук в  муке – классика! Это наша российская  бабушка! Куда на каникулы (выходные, праздники, во время отпуска  родителей)? Конечно к бабушке!

          Совсем другая картина в Германии. Бабушка, конечно, тоже присутствует  в жизни малыша, но, только как  член семьи, добрая родственница, которая всегда принесет на  праздник подарок и не забудет  памятных дат в жизни своих  внуков, но не больше! У бабушки  тоже своя приватная жизнь,  своя «крепость». Детям поможет  государство, воспитанием должны  заниматься профессионалы, а родители, приняв решение иметь ребенка,  должны хорошенько подумать и  рассчитывать только на себя!

          Итак, варианты с  бабушкой  или дедушкой не проходят. В  Германии это просто не принято.  Поэтому там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а  мамы могут делать карьеру  и зарабатывать на оплату помощников  по ведению хозяйства и воспитанию  детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее – многие мамы встают на очередь сразу после выхода из род.дома. Исходя из того, на сколько часов в день необходим уход и присмотр за детьми, можно использовать одну из двух существующих в Германии возможностей: Tageseinrichtungen и Tagespflege. Tageseinrichtungen - дневные детские учреждения, где обеспечивается присмотр, обучение и воспитание детей от 4 месяцев до 14 лет. Под крышей Tageseinrichtungen могут находиться дети нескольких возрастных групп:

Kindergartengruppen - группы детского сада, работающие  с 8.00 до 12.00 для детей от 3 лет  до поступления в школу; 

Tagesstätten - группы  дневного детского сада, работающие  с 8.00 до 16.00, смешанные группы для  детей от 4 месяцев до поступления  в школу; Hortgruppen(наши группы продленного дня) - группы детского очага, для детей от 3 до 14 лет. Существуют и частные детские сады, которые создаются по инициативе родительских общественных организаций. Есть детские сады при религиозных общинах, работают лесные детские сады – для детей со слабым здоровьем.

           Дети-инвалиды, как правило, ходят  в специализированные детские  сады, но раз в неделю они  общаются, играют со своими здоровыми  сверстниками. Дети должны с ранних  пор уметь понимать, принимать  и заботиться  о своих маленьких  больных согражданах. 

  «Делаю только  то, что хочу!»   

  В сегодняшней  Германии все детские учреждения  работают в системе воспитания  детей, которая включает в себя  богатый опыт немецкой культуры  и педагогики, исключая авторитарные  и подавляющие индивидуальность  ребенка, методы воспитания. Основам  демократии дети учатся уже  в детском саду. В каждом  детском  саду есть определённые правила  и традиции. Например, в какой-то  определенный день недели, дети  и взрослые собираются вместе, обсуждают свои проблемы и  трудности, вместе принимают решения  и следят за их выполнением.  Темой обсуждения может быть  проблема уборки игровой комнаты  или плохое поведение, или реакция  воспитателя на игру детей  – главное в этих собраниях  то, что каждый может высказать  свое мнение открыто, получить  дружеский совет и поддержку. 

   Игры для детей организуют воспитатели и их  добровольные помощницы – старшеклассницы, которые мечтают в будущем связать свою жизнь с воспитанием детей. Играм уделяется очень большое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение. В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы "Лего", машины - дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна  отдельная комната - кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке. Игрушек  в детских садах очень много, сломанные просто выбрасываются. А родители повзрослевших воспитанников часто приносят в детский сад  надоевшие домашние игрушки.

В каждом  детском саду есть несколько помещений: кухня-столовая, где дети едят свои, принесённые из дома завтраки. А  если съел всё своё, а есть ещё  хочется, то  всегда найдутся фрукты, "мюсли" и молоко. За горячее  питание, которое организуют для  детей, остающихся на полный день, доплачивают  родители отдельно. Если семья сама не в состоянии вносить плату  за детский сад, например – семья  безработных, оплату берет на себя орган  социальной защиты семьи.

Есть в  садике  и  комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто  на полу  лежит много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка.  В этой   комнате  читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная  комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть  большой и обустроенный  двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания,  в каждом дворе устроены  песочницы, летом – маленькие бассейны. Дети постарше  имеют право сами выходить во двор, малыши – только под присмотром воспитателей. У детей там -  абсолютная свобода. Если погода плохая, дети катаются на велосипедах и машинках прямо в коридорах детского сада. На груди каждого – бейджик с именем. Дети учатся быть вежливыми «на дорогах», уступать друг другу. Нарушителей строго наказывают маленькие регулировщики движения.

          Воспитатель не столько занимается  с детьми, сколько соучаствует  в их играх и занятиях. Главное,  опять же,  не навязать и  заставить, а понять – чего  хочет ребенок, заинтересовать, увлечь  и быть умным и добрым участником  детских придумок и игр. И нужно уметь завоевать доверие ребенка, оставаясь рядом – не мешать ему, чувствовать себя главным в этом процессе, и вообще, сделать посещение детского сада желанным и радостным событием для каждого малыша. Чтобы утро начиналось не со слезного прощания с мамой, а с радости начала нового дня в кругу своих друзей – маленьких и взрослых. Чем меньше больничных, тем легче маме удержаться на своем рабочем месте!

          Кстати о пропусках в посещении  детского сада. Причин не так  уж и много, температура или  простуда не являются основаниями  для отсутствия ребенка в саду. Здесь на температуру до 38 градусов никто просто не обратит внимание. В шкафчиках целый гардероб: фартучки для рисования, одежда для похода в лес, для игры в песочнице и резиновые сапоги – чтобы ходить по лужам.

  Девочки  в немецком садике, чисто внешне, от мальчиков мало, чем отличаются. Все те же брюки, футболки, кроссовки. Удобно и практично – главное. Но это не значит, что у детей нет возможности принарядиться - в феврале во всей Германии проходит карнавал - это что-то вроде нашей Масленицы. Воспитатели вместе с детьми готовят  костюмы, детям читают  сказки, и они  сами инсценируют маленькие  спектакли. Причем никто не заставляет детей учить роли и действовать по сценарию – главное получить роль и «остаться в теме», импровизация и живое участие – главное.

Праздники для детей.

          Очень популярны  на праздниках  гримерные работы. Дети с удовольствием  подставляют лица для раскрашивания.  Это увлечение немецких детишек  поддерживается и используется, как один из видов развлечений,  на  городских праздниках. В парках  устанавливаются гримерные, дети  терпеливо стоят в очереди  к художнику, выбирают в красочных  альбомах свой образ и... разгуливать  потом по городу:  смешные котята, загадочные феи, страшные монстры  и веселые клоуны.

          И еще  немного о праздниках  для детей: главная забава во  всех детских парках – надувные  батуты и горки для лазанья  – все бесплатно. В разных  местах парка устанавливаются  мастерские: гончарные, художественные, швейные, цветочные, по плетению  корзин – отдых и творчество  одновременно! С праздников дети  уносят домой собственные поделки,  призы и сладости. Все это совершенно бесплатно. Организацией этого процесса занимаются многочисленные общественные организации, которые финансируются частично городскими учреждениями, частично членами этих обществ. А рождественскими вечерами малыши вместе с мамой готовят подарки своим близким. И обязательно своими руками! В серьезных офисах над столами ответственных работников, висят милые, наивные детские рисунки. Рождественское песочное печенье с глазурью Plätzchen, малыши пекут и украшают тоже  вместе с мамой и приносят потом в детский сад,  или дарят своим  бабушкам и дедушкам, на совместных семейных празднованиях Рождества.   Немецкие малыши непрерывно что-то мастерят: на праздниках, в детских садах, в своей комнате. Очень популярны, поэтому, многочисленные и разнообразные выставки детских работ, с вручением призов и подарков. А воспитательницы постоянно совершенствуют свои креативные способности, посещая всевозможные  курсы, а потом, внедряют все новое и интересное в работе с детьми.

          В детских садах очень популярны  детские базары. Там родители  могут принести и продать за  символическую сумму старые вещи  своих детей, а сами  дети  продают свои поделки, а   потом, на выручку,  устраивается  торжественное чаепитие, где родители  могут спеть, потанцевать  и  поиграть со своими детьми  и при участии всего коллектива  воспитателей.

          Визитная карточка любой воспитательницы,  а позже, учительницы в школе   – улыбка. Если Вы спросите  о том, – как дела у Вашего  ребенка в садике, то ответ,  как правило, будет  один  – хорошо! Все проблемы, которые  возникают внутри детского коллектива, призваны решать воспитательницы,  профессионалы и потому -  незачем  загружать родителей!  Родительские  собрания в садиках, конечно,  проходят, но  только тогда, когда  надо спланировать совместное  проведение праздника, поездки,  украсить зал для выступлений.  И не более того. Никаких замечаний  публично, никаких демонстраций  типа: «Дети, все посмотрите на  Колю, так делать нельзя»! Только  улыбка и дружеский совет. Не  понимаешь? Оставайся один и  подумай, захочешь играть вместе  со всеми – милости просим!

Информация о работе Дошкольное образование в Германии