Достоинства и недостатки Болонского процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:38, реферат

Описание

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях получение высшего образования для большинства молодежи стало насущной необходимостью.

Содержание

Введение
1. Показатели качества образования
2. Контроль за повышением качества вузовской подготовки
3. Достоинства и недостатки Болонского процесса
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

болонский процесс.docx

— 35.59 Кб (Скачать документ)
    1. Контроль за повышением качества вузовской подготовки

     Новые требования общества к выпускникам  системы образования, обусловленные  развитием науки и производства, инициируют создание в вузах современных  систем менеджмента качества (СМК) образования, закладывающих базу для эталонной  модели качества процесса и результатов  образования на основе международных  стандартов [1]. Сегодня эти процессы охватили в основном профессиональное образование, но постепенно система  оценивания качества процесса и результатов  образования, реализуемая не в режиме тотального контроля со стороны органов  управления образованием, а как регулярная самооценка с осознанием необходимости  и важности такой работы, разворачивается в среднем образовании.

     Международные организации ЮНЕСКО и Совет Европы разработали теоретические подходы, модели и механизмы обеспечения  качества образования, которые приняты  всеми странами, являющимися членами  этих организаций. Наибольшее распространение  получила четырехступенчатая модель обеспечения качества, которая включает:

          • наличие национального органа  по обеспечению качества (организации  по сертификации систем качества);

          • внутреннюю самооценку (самоаттестацию) и внутренний аудит;

          • оценку внешних экспертов  и посещение учебных заведений (внешний аудит);

          • систематическую публикацию отчетов о качестве.

     Механизмом  реализации такой модели служит вузовская СМК.

     Основная  цель ее создания – обеспечение  условий, необходимых для перевода механизма управления научно-образовательной  системой вуза в состояние, адекватное по своим результатам современным  требованиям к качеству подготовки специалистов, обеспечивающее стабильное повышение качества образования  и способствующее формированию у  потребителей доверия к профессиональным качествам выпускников в сочетании  с устойчивым повышением их конкурентоспособности на рынке труда.

     Реализация  основной цели направлена на следующее:

          • содействие эффективному проведению  единой государственной политики  в области образования и подготовки кадров;

          • защиту прав обучающихся  на получение образования, соответствующего  по своим характеристикам требованиям  государственных образовательных стандартов;

          • защиту общества от появления  некомпетентных обладателей дипломов  и прочих документов об образовании;

          • непрерывное повышение качества образования;

          • обеспечение преемственности  требований к качеству в профессиональном образовании и на рынке труда;

          • предоставление студентам,  профессорско-преподавательскому составу  и администрации вуза объективной  информации о фактическом уровне  учебных достижений и других  показателях качества процесса  и результатов образования;

          • совершенствование системы  аттестации выпускников вуза.

     Для функционирования СМК необходимы системы  внутреннего и внешнего аудита. Внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации  деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями  специального контрольного органа (аудиторами) в рамках помощи органам управления организации. Главная задача внутренних аудиторов в вузе – обеспечение  потребностей администрации учебного заведения в информации по различным  аспектам функционирования СМК и  совершенствования качества образования. Помимо аудита, для создания и развития СМК в высших учебных заведениях целесообразно создавать системы  мониторинга качества образования [8, 12].

     Система мониторинга качества образования  в вузе должна охватывать все аспекты  характеристик качества процесса и  результатов образования. Она предназначена  не только для накопления данных о  качестве образования, но и для проведения различных видов анализа оценок по показателям качества, обеспечивая  внутренние потребности учебного заведения  и поддерживая оперативный обмен  информацией с внешней средой (с работодателями, органами управления образованием, общественностью, родителями студентов и т.д.).

     Вузовская система мониторинга качества образования  предполагает формирование единых требований к системе доступа, ввода, хранения и представления результатов  контроля подготовленности студентов, создание общевузовского банка оценочных  средств и специализированной системы  управления банком, обеспечение возможности  интерактивного обмена информацией  с пользователями (администрацией университета, преподавателями и студентами) в  рамках полномочий, определяемых персональными  уровнями доступа. Интегрированная  в единое информационное пространство вуза, система мониторинга качества образования позволит всем участникам образовательного процесса повысить эффективность своей деятельности и обеспечит непрерывность процессов совершенствования качества образования.

     Основные  функциональные задачи, решаемые с  помощью системы мониторинга  качества образования, следующие:

          • развитие системы менеджмента  качества вузовского образования;

          • информационное обеспечение  контроля и аттестации студентов;

          • информационное обеспечение  системы принятия управленческих решений на различных уровнях;

          • сбор и хранение педагогических  тестовых материалов для подготовки  и проведения текущего, рубежного контроля и аттестации;

          • выдача информации пользователям;

          • построение шкал результатов оценивания;

          • авторизация доступа к информации  пользователей на базе многоуровневой  системы информационной безопасности;

          • анализ тенденций и прогнозирование  динамики изменения качества  вузовского образования;

          • обеспечение данных о запросах  работодателей, формирование базы данных отзывов о выпускниках;

          • обработка и представление  обобщенных результатов пользователям,  в соответствии с их сценарием доступа.

     Для обеспечения доступа пользователей  к данным мониторинга в вузе необходимо создать распределенную информационную систему на основе технологии клиент-сервер, которая будет функционировать  в рамках локальной информационной сети учебного заведения. В этой системе  каждому пользователю отводится  свой сценарий доступа, который определяет круг объектов и характеристик, доступ для чтения и модификации информации. Несмотря на явные достоинства СМК образования, далеко не все руководители вузов и преподаватели поддерживают идею создания такой системы и использования ее результатов. Возможные причины подобного неприятия могут носить субъективный характер и быть связанными с особенностями личностного восприятия информации, которая иногда кажется противникам мониторинга избыточной и излишне формализованной либо противоречащей собственным благоприятным оценкам результатов учебного процесса. Проведение мониторинга требует больших денежных затрат. В финансировании нуждается работа по формированию выборочных совокупностей студентов, созданию инструментария (тестов, анкет, опросных листов, программного обеспечения и т.д.), сбору данных, кодированию и анализу данных, их обработке, интерпретации и подготовке информационных бюллетеней. Мировой опыт проведения мониторинга говорит о том, что затраты могут перевесить выгоды, если не приложить усилия по соблюдению всех методических требований к проведению мониторинга, не обеспечить достоверность информации и не создать условия для ее использования в управлении качеством образования.

    1. Достоинства и недостатки Болонского процесса

     Системы непрерывного высшего образования  в Украине не существует. Как и  в большинстве постсоветских  государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, дистанцирована от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук.

     Таким образом, уже сейчас можно видеть сложности перехода Украины на европейские  схемы и критерии. Наша система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине - академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр - практические специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда.

     Кроме того, очень сложным, с точки зрения практической реализации, требованием  является обеспечение адекватной квалификации бакалавра. Дело в том, что специалисты  уверены: даже при четырехлетнем  обучении предоставить достаточные  возможности для профильной и  практической подготовки бакалавра  нелегко. Болонский процесс предусматривает  внедрение трехлетней учебной программы  на этапе бакалаврата, что еще более усложняет задачу приобретения высокого уровня фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности. Поэтому можно предположить, что большинство стран выберут четырехлетнюю программу обучения бакалавра, как это сделали в Великобритании и России.

     Должна  измениться и традиционная система  оценок. Сейчас в зачетках студентов  их четыре вида, от «неудовлетворительно»  до «отлично», причем неудовлетворительные оценки в большинстве случаев  требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И хотя формально принята  пятибалльная система, фактически используются три положительные оценки. В будущем планируется более совершенная система оценки знаний: «неудовлетворительно», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично» и «очень хорошо».

     Нельзя  забывать и о параллельной реформе  средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить иностранный  язык в университете, потому что  в средней школе учащиеся осваивают, как минимум, два иностранных  языка. При необходимости студент  выбирает еще один язык для обучения в университете, если он нужен для  специализации, исследования. Нам тоже нужно стремиться к тому, чтобы  человек приходил в университет  из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа  высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными источниками информации, и тогда мобильность студентов  в европейском пространстве недостижима.

     Особенно  масштабной реформой в системе высшей школы является внедрение академических  кредитов аналогично ЕСТS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще нет. Наша задача сегодня - разработать принципы построения учебного процесса, адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов, в том числе главный медицинский вуз страны - НМУ им. А.А. Богомольца.

     Для полного включения в Болонский  процесс недостаточно формального  внедрения его принципов. Одной  из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены  давно, но они несовершенны, постоянно  пересматриваются и дополняются. В  последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов.

Информация о работе Достоинства и недостатки Болонского процесса