Духовно-нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 23:08, контрольная работа

Описание

Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи со все более усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), экологическим неблагополучием Земли и многими другими причинами.

Работа состоит из  1 файл

Духовно нравственное воспитание.docx

— 32.49 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ  
Актуальность исследования. Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи со все более усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), экологическим неблагополучием Земли и многими другими причинами.  
Эта ситуация усугубляется растянутостью и неопределенностью общественного реформирования, ломкой сложившихся смысловых и ценностных ориентации, отсутствием общественных ценностей, нарушением моральных норм. Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.  
Государство поставило перед школой задачу воспитания нравственной, деятельной личности, способной решать разноуровневые задачи, особенно в  
период социально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в настоящее время в нашей стране. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2001; Б.Г. Лихачев, 1988; Н.К. Степаненков, 2001; Н.Ф. Харламов, 1998 и др.)  
Среди современных проблем воспитания наиболее острой является проблема нравственного воспитания. Это обусловлено разрушением привычной политической и социальной системы государства, его экономики; ростом преступности, насилия, проявлений жестокости, эгоизма и нравст-1 венной распущенности. В условиях перехода на рыночную основу хозяйствования изменяются формы социокультурной ориентации людей, основания их мировоззренческого и нравственного выбора. Нередко привычные нравственные нормы входят в противоречие с социальной действительностью. Подобные процессы оказывают негативное влияние на общественную моральную систему духовно-нравственных ценностей. Все это деструктивно действует, в первую очередь, на сознание школьников.  
Эти проблемные вопросы нашли отражение в Федеральной программе развития образования в РФ (ФЗ №51 от 2000 г.). В ней подчеркивается, что судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры на подлинные, а не мнимые жизненные ценности,  
формирующей гражданственность и патриотизм. В этих условиях нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором школьник адекватно осознает обязанности перед обществом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Духовно-нравственное воспитание молодежи

Проблема  духовности и нравственности имеет  в научной психологической мысли  богатую историю, начиная с античности до настоящего времени (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, А. Августин, И. Кант, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Б.С. Братусь, Н.А. Коваль, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, В. Франкл).  
 
Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не интеллектуально-когнитивная или операционально-профессиональная подготовка, а формирование человека, способного глубоко осмысливать происходящее, видеть  позитивные пути решения жизненных проблем, находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих.  
 
Сегодня как никогда актуальны:

  • создание психологических основ духовно-нравственного развития и воспитания молодежи,
  • выявление условий их эффективности,
  • разработка программ оптимального психологического сопровождения этого процесса.

Главными  психологическими условиями оптимального духовно-нравственного становления  и развития личности являются:

  • формирование адекватного отношения к людям,
  • формирование здоровой личностной самооценки,
  • достижение необходимого уровня трансцендентности–ориентации личности на высшие общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Под духовно — нравственным воспитанием понимается процесс формирования у человека: 

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); 
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости;  
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);  
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушание, добрая воля).

Но реализация духовно-нравственного воспитания в современных условиях имеет множество препятствий:

Отсутствие методологии  православной культуры, отсутствие системы  общественного духовно — нравственного воспитания, разрушение традиционного уклада жизни (так, страна в начале неделю весело отмечает Новый год, а затем незаметно Рождество Христово), проблема малого числа носителей православной культуры, неподготовленность большей части России к восприятию духовной культуры, разрушение и кризис семьи , низкий нравственный уровень самих родителей, отсутствие согласованности влияния на воспитание детей различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, церкви , кадровая проблема, политическая проблема (государство не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами западной массовой культуры), экономическая проблема (недостаток средств, в то время как огромные деньги тратятся на проведение различных тестирований (в том числе и ЕГЭ), который, на мой взгляд, заменяет обучение натаскиванием на ЕГЭ, а  дети разучиваются говорить), управленческая проблема (нет программы в масштабах страны или региона).  

Система образования  пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе  еще и непоставленные проблемы. К  таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского  общества. Причины духовной стагнации  заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного  вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.  
 
Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян. 
 
Хочу поделиться своими взглядами на сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. 
 
Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования. 
 
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией. 
 
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. 
 
Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания. 
 
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.  
 
Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится в стадии становления 
 
Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому потенциалу наследия в истории образования в России, которому придавалось значение «вопроса жизни».  
 
 

Сущность духовно-нравственного  воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух факторов: религиозного и рационального: 
 
1. Религиозный фактор строится на идее Творца (Абсолюта, Высшего Разума, Бога). Этот фактор помогает человеку осмыслить свое предназначение, принять свое подчиненное положение Высшему Разуму, развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию. 
 
Отсюда можно заключить, что стержнем духовно-нравственного воспитания должны стать учения основных конфессий, которые действуют в России. Мне представляется, что другого стержневого инструмента у России пока просто не существует. 
 
Исторический анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания в России показывает, что все праздники, ритуалы и обряды в образовательных учреждениях имели религиозную окраску. Любое начало и окончание каких-то великих и повседневных дел сопровождалось молитвой. Все это повышало ее нравственное, эмоциональное и волевое воздействие на обучаемых. Основой духовно-нравственного воспитания, по учению всех конфессий, является Страх Божий. Это и боязнь прогневить Бога греховными поступками, и добровольная необходимость делать добро своим близким. Главным средством духовно-нравственного воспитания является Любовь, которая проявляется в жертвенности и самоотдаче. 
 
В систему образования основные идеи различных конфессий нужно вводить постепенно: на первом этапе в виде учебного предмета «История религии» или «Религиозная культура», а на втором этапе - в виде «Религоведение» в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Главная цель этих предметов - помочь молодым людям найти смысл жизни, прикоснуться к высшим ценностям самосуществования, к мудрым советам, которые помогут противостоять искушениям и разрушению.

2. Рациональный фактор предполагает усвоение человеком национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание с учетом этого фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается накопление человеком объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки. 
 
Безусловно, российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Все это привело  и продолжает приводить к ряду деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. В частности, налицо все большая  утрата идеалов и ценностей, которые  дало в свое время России христианство. Стремление к духовному и нравственному  совершенству подменяется стремлением  к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным. Нередки и  такие ситуации, когда просыпающаяся  в человеке естественная потребность  в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных  сект и оккультизма. Как следствие  у детей и подростков возникают  довольно смутные, искаженные представления  о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Духовная опустошенность современных  молодых людей нередко толкает  их на путь алкоголизма, наркомании, преступного  бизнеса; ощущение безысходности и  отчаяния приводят к самоубийству. Вопрос борьбы с нарастающей проблемой  злоупотребления наркотическими средствами и психотропными препаратами, как  показал мировой опыт, чрезвычайно  сложен. Стратегия противодействия  этому злу во многом зависит от позиции государства, то есть всех властных структур, тогда как тактика зависит  от позиции общества, всех его слоев.

В связи с  этим задача духовно-нравственного  воспитания подрастающего поколения  имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить  сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном  теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода  к ним, оно вскрывает новые  противоречия между:

  • ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде;
  • объективной потребностью динамично изменяющегося общества     в нравственно воспитанных людях и не разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста;
  • потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой, либо предельной минимизацией школьным образованием функции духовно-нравственного просвещения;
  • растущей потребностью образовательно-воспитательной практики   в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание