Духовно-нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 23:08, контрольная работа

Описание

Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи со все более усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), экологическим неблагополучием Земли и многими другими причинами.

Работа состоит из  1 файл

Духовно нравственное воспитание.docx

— 32.49 Кб (Скачать документ)

Таким образом, социальная актуальность и педагогическая  значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны. Данной проблеме все больше и больше уделяется внимание  в среде ученых и практиков. В исследованиях прошлого века с 90-х годов и  по настоящее время особое внимание обращается на тенденции, которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков, что приводит к формированию у них аддиктивного (зависимого) поведения, выражающегося в пристрастии к потреблению алкоголя, наркотиков, к игре на компьютере или игровых автоматах, склонности к сексуальной распущенности, вовлекает их в молодежные субкультуры, подавляющее большинство из которых несет в себе деструктивный для личности подростка потенциал.

Между тем в  настоящее время в результате духовно-нравственного разложения общества проявились такие тяжелые  общественные духовные пороки, как  крах семьи, падение рождаемости, сексуальная  революция с растлением населения, в первую очередь детей и подростков, проституция, развитие гомосексуализма  и привитие населению толерантного отношения к данному, безусловно, асоциальному явлению. Падение уровня духовно-религиозной культуры населения привело к развитию суррогатной духовности с появлением в обществе огромного количества тоталитарных деструктивных культов (сект), распространения среди населения и пропаганде различных видов оккультных практик, что более всего отразилось на психическом и духовно-нравственном состоянии детей и подростков [3].

Музыкальные потребности  подрастающего поколения россиян  на современном этапе общественного  развития, как правило, представлены техно-, электронной музыкой, тяжелым  роком и другими направлениями, чуждыми классическим направлениям музыкального искусства, его мелодике и гармонии. Прослушивание музыкальных  композиций в современной аранжировке, изобилующей низкими частотами  и частым барабанным ритмам, доставляет молодым людям удовольствие сродни тому, которое возникает при приеме психоактивных веществ. Кроме того, увлечение тем или иным нетрадиционным для старшего поколения музыкальным  направлением сегодня все чаще приводит подростков в специфическую молодежную субкультуру, где подвергаются осмеянию национальные традиции и необходимость  соблюдения общественных законов морали и нравственности. Нередко этот путь приводит молодых людей к потреблению, а затем и злоупотреблению  какими-либо психоактивными веществами, являющимися необходимым атрибутом  для создания чувства полной сопричастности к данной субкультуре.

Главным средством  восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы его  духовно-нравственного воспитания (просвещения).

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению  человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [15].

Поэтому в современной  педагогике среди прочих более чем  какое-либо другое имеет право на существование направление, обращенное к духовно-нравственным основам  просвещения и базирующееся на фундаменте православных культурных традиций. Современная  школа либо совсем отказывается от своей воспитательной функции, либо находится в растерянности из-за непонимания того, какой цели в  деле воспитания она должна придерживаться, к какому идеалу вести ребенка. И  это скорее не вина современной школы, а ее беда, поскольку дважды за прошедшее  столетие рушилась сложившаяся в  нашей стране система воспитания. В начале XX века коммунистический режим  полностью разрушил систему православного  воспитания. В конце этого же века разрушена система атеистического советского воспитания, полноценной  замены которой на государственном  уровне нет до сих пор. Сегодня  отсутствует единый системный подход в вопросах воспитания, поскольку  нет единой цели, а воспитывать  «чему-нибудь» и «как-нибудь»  невозможно [5].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление и  развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального  фактора реализуется несколькими  путями: 
 
1. Через приобщение студентов и учащихся к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. 
 
2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта. 
 
3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при витагенном опыте и при овладении учебными предметами. 
 
Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть: 
 
- наличие у молодого человека научного мировоззрения; 
 
- наличие чувства внутренней свободы у учащихся и студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом; 
 
- стремление к самореализации; 
 
- успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности; 
 
- адекватность самооценки; 
 
- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями.  
 
 

В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые можно использовать для  измерения духовно-нравственной воспитанности  студентов. Наш опыт подсказывает, что  хорошие результаты могут дать следующие  методы: 
 
- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, преподаватели, родители, товарищи по классу или по студенческой группе; 
 
- методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса; 
 
- тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора; 
 
- большие возможности имеются у методов оценки доминантных отношений; 
 
- методы фиксации и оценки поведения учащихся и студентов в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях); 
 
- в качестве инструментов обобщения фактов используются письменные опросы, интервью, групповые дискуссии, исходя из сложности стоящих задач. Сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности молодого человека. 
 
- полезными являются методы, взятые из психологии, социологии, статистики, математики и т.д. Например, фрактальная геометрия предлагает описывать вероятностные, бесформенные структуры: облака, кроны деревьев, береговую линию океана с его полуостровами, бухтами, скалами и т.д. (к бесформенным структурам, наверное, относится и духовно-нравственная воспитанность личности) с помощью алгоритмов, имеющих различные уровни и этапы и обнаруживающие какие-то одинаковые элементы. 
 
 
 
 
 

Заключение.

В заключение нужно  заметить, что человек не рождается  богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее  воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной  среды высшего учебного заведения  при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного  воспитания. Для активной реализации духовно-нравственного воспитания необходимо вернуться к практике следования «Правилам поведения  студентов». Эти правила нужно  знать каждому наизусть, а их выполнение должно тактично, но твердо контролироваться всеми участниками образовательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание