Государственная политика в области образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание

Цель работы - основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.

Задачи работы:

- выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;

- сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

- проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты;

Работа состоит из  1 файл

Государственная политика в области образования в РФ.docx

— 33.13 Кб (Скачать документ)

 ВВЕДЕНИЕ 

     На  образование возложена важная общественная функция- формирование самосознания человека. Сегодня для усовершенствования системы образования крайне важно определить вектор данного процесса, то есть образовательную стратегию как таковую. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере. Человек, будучи субъектом образовательного процесса и выступая производительной силой в общественном производстве, обязан соответствовать уровню социально-экономического развития своего государства. Уровень образования определяет качество трудовых ресурсов, а значит, и состояние экономики. Образование является одним из факторов воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Формируя гражданина, система образования воздействует на политическую сферу. Система образования - совокупность соответствующих программ и стандартов, сеть учреждений и органов управления, комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

     Все ярче проявляется желание граждан  быть активными участниками в  формировании и реализации социальной политики государства. В свете этого  внедрение моделей государственно-общественного  управления образованием является одним  из условий открытости и инвестиционной привлекательности данной сферы, развития институтов гражданского общества. Через культурно-воспитательную функцию образование влияет на духовную жизнь общества. Формирование же общей культуры представляет собой неотъемлемое условие будущей профессиональной подготовки, создает предпосылки для социальной мобильности, гарант сохранения культурного наследия. Несомненно, основным принципом образования должна быть толерантность (терпимость). Это закреплено в законодательстве РФ. У политики в области образования в РФ должна быть своя стратегия. Именно она, реализуемая, в числе прочего, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», взята как объект нашего исследования. Иначе говоря, объект - государственная политика РФ в области образования. Ее нормативно-правовая база, эволюция и реализация, программа реформирования системы образования, вопросы финансирования стали предметом данного исследования.

     Цель работы - основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.

     Задачи работы:

     - выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;

     - сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

     - проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 

     Образование сегодня является одним из средств  решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных  индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования  определяется социально-экономическим  и политическим строем, а также  культурно-историческими и национальными  особенностями. Требования общества к  образованию формулируются системой принципов государственной образовательной  политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий  по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

     Статья 43 Конституции Российской Федерации  гарантирует:

     1) право каждого жителя РФ на  образование;

     2) общедоступность, бесплатность дошкольного,  основного общего и среднего  профессионального образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, на  предприятиях;

     3) право бесплатно получить на  конкурсной основе высшее образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении или  на предприятии;

     4) обязательность основного общего  образования; родители или лица, их заменяющие, обеспечивают его  получение детьми;

     5) установление Российской Федерацией  федеральных государственных стандартов, поддержку основных форм образования  и самообразования. Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993 г. - СПб., 2003. На сегодняшний день образовательная политика в России строится на принципах, сформулированных в ФЗ «Об образовании»:

     - гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;

     - единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;

     - общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

     - светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

     - свобода и плюрализм;

     - демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

     - толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения. Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.) Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы. Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. К примеру, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего поступать в случае набора нужного числа баллов в любой вуз, вызывает споры, но соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования. Апробированы альтернативы государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях - от детских садов до университетов - параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики. Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» 

     Приоритетный  национальный проект «Образование»  явился организационной основой  государственной политики РФ в области  образования. Он определил стратегию  приоритетного развития системы  образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов. Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества. Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

     - предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

     - создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

     - гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

     - дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

     - обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

     - сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;

     - формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

     - совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

     - разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

     - достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

     - равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями. Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса. Государственная политика в области образования - это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

     Она определяется на высшем уровне государственной  власти и реализуется посредством  соответствующих нормативных документов правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

     Можно сделать следующие выводы:

     1. Совершенствование системы образования,  являясь одним из принципов  государственной политики, входит  в число наиболее актуальных  задач для современного общества.

Информация о работе Государственная политика в области образования в РФ