Игра - как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание

Цель: изучить и обосновать изложенные в работе игровые методы коррекционной работы по предупреждению нарушений лексического строя речи у дошкольников с ОНР.

Задачи:
изучить научную литературу;
выявить влияние игры на результат коррекционной работы;
проанализировать результаты обследования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
разработать методические рекомендации и советы родителям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава Виды игр…………………………………………………………………..5
1.1. Дидактические игры в педагогических системах…………………………..5
1.2. Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике……..…………..9
1.3. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………..14
1.4. Играя пальчиками, развиваем речь………………………………………...16
1.5. Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников...18
1.6. Обучение и игра……………………………………………………………..22
Глава . Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР………………….26
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….26
2.2. Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР……………………………………………………………………………….30
Советы родителям……………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

«Игра - как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»..docx

— 82.48 Кб (Скачать документ)

- Развитие словообразования.

- Уточнение грамматического значения слова.

Однако выделение этих направлений важно для осознания  тех языковых процессов, которые  необходимо развивать у детей.

    В каждом из направлений формирования лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приёмы логопедической работы [12].

На начальном этапе  проводится работа:

- Связь обобщающегося понятия с существительным, входящим в данное обобщающее понятие.

- За счет чего расширяется объём малопродуктивных слов.

- Как закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями.

- Обогащение словаря по тематическим группам.

    Глагольный словарь обогащается в следующий последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, животных, далее по темам: «Кто/или что/какие звуки издает? Кто что делает?»; (параллельно с уточнением названий профессий людей).

   В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предположениях, тексте. Работа над новым словом включает следующие этапы:

- Связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий, различные игры).

- Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.

- Выделение семантических признаков слова.

- Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.

- Закрепление значения данного слова.

Указанная последовательность может видоизменяться.

В методику включены задания  на словообразование, её целью является уточнение структуры значения слова, овладением значением морфем, закрепления  связей между словами.

Задания даны в игровой  форме:

на классификацию предметов  по схемам, по картинкам:

– ягоды – фрукты –  овощи;

– дикие – домашние животные – птицы – насекомые;

Через игры «Разложи картинки на группы»

«Разложи картинки по сходству»

«Назови лишнее слово»

«Спрячь лишнее»

«Пара к паре»

– назвать одним словом – транспорт – мебель – обувь  – головные уборы;

Через игры: «Отгадай загадки»

«Отгадывание по описанию»

«Волшебный мешочек»

– отгадывание предмета по названию его частей (кузов, кабина, руль – грузовик и т.д.);

– отгадывание по картинкам  загадок-описаний (несколько картинок (предметов) из которых выбрать нужную: животных, птиц…);

– антонимия;

Через игры: «Выбери из трех два слова-«неприятеля»

«Сравнить по вкусу»

«Сравнить по цвету»

«Сравнить по размеру»

– синонимы

Через игры: «На что похоже?» (сравнение)

«Закончи предложения» (подбери  сравнения).

Игры могут видоизменяться по желанию взрослых и детей. Вышеизложенные материалы будут использованы в  практической части. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

   Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

   Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

   Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребёнка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых их общение с ребёнком.

Развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости  от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается  ребёнком в процессе общения.

   А общение должно быть полноценным: игры, совместные прогулки, экскурсии в лес (осенний, зимний …). И беседы, наблюдения, во время которых дети узнают новое, расширяют свой словарный запас, учатся высказываться. И зааачи родителей помочь ребёнку.

   Если у ребёнка дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребёнок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребёнок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

   Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

В данной работе и были отражены основные игровые методы коррекции  речевых нарушений у детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, нами были изучены и обоснованы игровые методы, которые мы использовали в коррекционной работе по предупреждению нарушений лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В ходе обследования мы обнаружили и зафиксировали улучшения показателей лексической стороны речи детей. Это свидетельствует об эффективности выбранной методики.

    Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Но все же большинство исследуемых детей ещё не достигли возрастной нормы. Поэтому, мы видим необходимость продолжения коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений. Проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.

   В работе дидактические игры могут использоваться воспитателями речевых групп и логопедами ДОУ, а также родителями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

 

Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948.

Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи М.: Аркши, 1997.

Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук с общим  недоразвитием речи. Журнал «Деффектология», 1983 г. № 1.

Бодалева А. А., Спиваковский А. С. Популярная психология для родителей. М., 1998.

Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия, учебник для ВУЗов.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986.

Коноваленко В. В., Коноваленко  С. В. Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов). М., 1998.

Крапивина Л. М., Леонова М. А. Дидактические материалы по логопедии. М.: Школа-Пресс, 1999.

Лопатина Л. В., Серебрякова  Н. В. Преодоление речевых нарушений  у дошкольников. Изд-во «Союз», 2001.

Ламаева Р. Н., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.

Мансанов А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1983.

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983.

Поваляева М. А. Дидактический  материал по логопедии Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.

Потиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). Владос, 1999.

Смирнова Е. О. Влияние  игр на развитие воли и произвольности дошкольников. М., 1998.

Спиваковская А. С. Время играть. М., 1998.

Соколова Н. В., Васильева  С. А. Логопедические игры для дошкольников. М.: Школа-Пресс, 1999.

Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. М., 1987.

Статьи из журналов Деффектология. Дошкольное воспитание.

Ткаченко Т. А. Формирование фонематического восприятия у детей  с общим недоразвитием речи. Актуальные проблемы логопедии. М., 1978.

Ткаченко Т. А. Специальные  символы в подготовке детей к  обучению грамоте (Практическая логопедия). М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.

Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. Екатеринбург: Изд-во «АРД ЛТД», 1997.

Филичева Т. Б., Тумакова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: 1979.

Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и теория словообразования. М.: 1976.

Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. СПб: 1999.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 1988

Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.


Информация о работе Игра - как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи