Игра как средство всестороннего развития детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:25, курсовая работа

Описание

Цель: доказать эффективность игровых средств для всестороннего развития детей младшего школьного возраста.
Задачи: изучение социальной литературы по данной проблеме; характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста; проведение педагогического эксперимента по данному исследованию; обобщение результатов исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСВА
ОБУЧЕНИЯ
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры…………………………5
1.2. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и
игровой деятельности………………………………………………………...7
1.3 . Этапы формирования игровой деятельности детей ……………………..13
1.4. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка…………19
ГЛАВА 2 ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание игры………………………………………...……………………24
2.2. Практическая реализация игры…………………… ……………………...25
2.3 Анализ результатов, выводы и рекомендации……...…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

    ВВЕДЕНИЕ.

     

    Игра  наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки  полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности  мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся  потребности в общении.

    Интересная  игра повышает умственную активность ребенка. Играя дети учатся применять  свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра –  это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение  со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

    Игра  занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

    Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

    Игра  имеет большое образовательное значение, она тесно связана обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

    Дети  учатся самостоятельно решать игровые  задачи, находить лучший способ осуществления  задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

    Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, которая начинает складываться еще в дошкольном детстве. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

    Актуальность: вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

    Цель: доказать эффективность игровых  средств для всестороннего развития детей младшего школьного возраста.

       Задачи: изучение социальной литературы  по данной проблеме; характеристика  современного состояния применения  игровой деятельности в развитии  детей младшего школьного возраста; проведение педагогического эксперимента по данному исследованию; обобщение результатов исследования.

Объект  исследования: процесс всестороннего  развития личности средствами игровой  деятельности.

    Предмет исследования: игровые средства всестороннего  развития детей младшего школьного  возраста.

    Методы  исследования: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ психолого-педагогической методической литературы, анализ продуктов  деятельности детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИГРЫ КАК СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ.

              

    1.1. Исторические предпосылки  возникновения игры. 

    Игра  – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [3,с.34]. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?

    Детство существовало не всегда. О возникновении  детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного  включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе[8,с.47].

    Игра  не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

    Значение  игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

    Игра  всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем  и будущем. С одной стороны, она  предоставляет личности сиюминутную  радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

    Сущность  игры заключается в том, что в  ней важен не результат, а сам  процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.

    Можно сказать, что игра – это метод  познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

    При изучении развития детей, видно, что  в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются  все психические процессы. Обусловленные  игрой изменения в психике  ребенка настолько существенны, что в психологии ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.

    А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

    Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом  развитии ребенка, отмечал, что в  связи с переходом в школу  игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика[1,с.23].

    Творческий  характер игры подтверждается тем, что  ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Общая характеристика  младшего школьника,  его учебной и

    игровой деятельности. Этапы формирования игровой деятельности детей. 

    Каждый  период жизни и развития ребенка  характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

    Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим  видом деятельности является непосредственно  – эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками.

    Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III – IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.

    Дальнейшее  развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого-педагогически обоснованных решений относительно  дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III - IV классам школы являются полностью сформированными[5,с.43].

    Особое  значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом из бегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка[10,с.98].

      В младшем школьном возрасте  открываются новые возможности  для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку и ряде других.      

    К концу младшего школьного возраста, 3-4 классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.

    Трудолюбие  и самостоятельность, развитая способность  к саморегуляции создают благоприятные  возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми.

Информация о работе Игра как средство всестороннего развития детей младшего школьного возраста