Игра как средство всестороннего развития детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:25, курсовая работа

Описание

Цель: доказать эффективность игровых средств для всестороннего развития детей младшего школьного возраста.
Задачи: изучение социальной литературы по данной проблеме; характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста; проведение педагогического эксперимента по данному исследованию; обобщение результатов исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСВА
ОБУЧЕНИЯ
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры…………………………5
1.2. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и
игровой деятельности………………………………………………………...7
1.3 . Этапы формирования игровой деятельности детей ……………………..13
1.4. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка…………19
ГЛАВА 2 ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание игры………………………………………...……………………24
2.2. Практическая реализация игры…………………… ……………………...25
2.3 Анализ результатов, выводы и рекомендации……...…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

      Второй вариант. На первой тропинке – тлеющий большой костер. На остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но с начала потушить костер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Практическая реализация  игры. 

    Ребенку была дана картинка, на которой изображены тропинки. По краям тропинки расставлены  этикетки с правилами поведения  в лесу. Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник). По второй, узкой тропинке, тоже нельзя идти – между деревьями паук сплел свою паутину. По третьей тропинке – змея с детенышами греется на солнышке. Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем – гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.

    Ребенок выбрал четвертую тропинку, обосновав  свой выбор тем, что на первой тропинки муравейник, его сложно обойти и  можно наступить. На второй тропинке паутина. На третьей тропинки змея с  детенышами, она может укусить. А  вот по четвертой тропинке можно аккуратно пройти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ результатов,  выводы и рекомендации. 

    Анализ  результатов: ребенок выбрал правильный вариант ответа и обосновал его.

    Выводы: ребенок обладает хорошим уровнем  экологических знаний, знаком с правилами поведения в лесу.

    Рекомендации:

Во-первых, при выборе игры нельзя спешить и  действовать в одиночку. Также  никогда не надо принимать чужие  игры на веру, без надлежащей проверки. Необходимо самому убедиться в эффективности  и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.

    Во-вторых, разработанные игры не стоит сразу  нести в класс. Часто бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и никакое  восстановление не сможет вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами ещё раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, ещё раз проверить – кто из учащихся может быть главным помощником в игре.

    В-третьих, нигде никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и всё должно быть построено на добровольном сотрудничестве.

    В-четвертых, нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и  весело в игре, необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и безотказной требовательности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Игра  возникает из потребности ребенка  узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

    Игровой метод включения школьника в  деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

    Игра  как психологическая проблема дает еще очень много фактов для  научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

    Ориентация  современной школы на гуманизацию  процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. 
 
 
 
 
 
 

     

    СПИСОК  ИССПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ. 

    1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой:  кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука –  школе).

    2. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. – М., 1968.

    3. Бородай Ю.М. Воображение и  теория познания. – М., 1966.

    4. Выготский Л. С. Игра и ее  роль в психологическом развитии  ребенка: Вопросы психологии. –  М., 1966. – 541с.

    5. Выготский Л. С. Воображение  и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.

    6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего  обучения. – М., 1972.

    7. Дружинин В.Н. Психология общих  способностей. – С-Пб.: Питер,1999.

    8. Заика Е. В. Комплекс игр  для развития воображения   //  Вопросы психологии. – 1993. - №2.

    9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

    10. Марцинковская Г. Д. Диагностика  психического развития детей:  Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.

    11. Немов Р. С. Психология: Учебник  для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 1995.

    12. Особенности психического развития  детей 6-7 летнего возраста / Под.  ред. Д. Б. Эльконина, А. Л.  Венгера. – М., 1988.

    13. Рубинштейн С. Л. Основы общей  психологии. – М., 1946 – 590с.

    14. Симановский А. Э. Развитие  творческого мышления детей. Популярное  пособие для родителей и педагогов.  – Ярославль: Академия развития, 1997.

    15. Субботина Л. Ю. Развитие воображения  детей. Популярное пособие для родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

    16. Сухомлинский В. А. Духовный  мир школьника. – М., 1946. – 590с.

    17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические  труды. - М., 1989.

    18. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1991.

     

Информация о работе Игра как средство всестороннего развития детей младшего школьного возраста