Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:09, реферат

Описание

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Содержание

1 Вступление
2 Понятие игры
3 Характеристика и значение игры
4 «Природа» игры
5 Психологическая характеристика игровой деятельности
6 Классификация игр
7 Заключение
8 Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

игра.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

«Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Карельская  государственная педагогическая академия» 
 

Факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии 
 

«Игра как ведущий вид  деятельности дошкольника, ее психолого-педагогическая характеристика» 
 

Контрольная работа по дисциплине «Дошкольная педагогика» 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Выполнила

                                                                                 студентка

                              Бородатова О.В.

                             731 группа 3 курс

                             заочное отделение

                             преподаватель

                             Александрова И.В. 

Содержание 

1   Вступление

2   Понятие игры

3   Характеристика и значение игры

4 «Природа» игры

5  Психологическая характеристика игровой деятельности     

6  Классификация игр 

7  Заключение

8   Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  Вступление 

     Огромная  роль в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным  средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... "       

  Понятие игры  

      Многие  ученые пытались дать определение понятию  игра. Старое определение игры, как  всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает  все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает  ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

     К. Гросс  был первым автором, который попытался  внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности.

     П. П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных  деятельностей ребенка. Он склонен  думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

     Д. Б. Эльконина считал, что игра – это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социально-собственическая человеческая суть, ее задачи и нормы, отношения между людьми. Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей.

     Козлов  и Куликов дают такое определение: Игра – основной вид деятельности дошкольника, в котором он в воображаемых обстоятельствах отражает воображаемую действительность и является средством  всестороннего развития детей. 

  Характеристика и значение игры 

     Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает  свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром  натуральным, миром природы. Узы, которые  связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

     Игра  протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

     Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

     Именно  в мире впервые формируется необходимость  влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать  создаются предпосылки игровой  деятельности.

     В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

     Игра  наиболее эмоциональна, красочна для  дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской  игры Д. Б. Элоконин, в игре интеллект  направляется за эмоционально - действенным  переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

     Игра  имеет социальную основу, так как  служит средством передачи норм, ценностей  из рода в род и подготавливает к труду. Ушинский определил, что игра – это пассивный способ войти в окружающий мир взрослых.

     Игра  в придуманной ситуации освобождает  от ситуативной связи. В игре ребенок  обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

     Игра  носит творческий характер. Является средством умственного и нравственного  развития и воспитания.

     Игра  – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

     Игра  – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

     Дети  сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих  правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

     В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать  действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. 

  Природа игры

     Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются  по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

     Основним  видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда -  создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

     Игра  не создает общественно значимого  продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

     В психическом  развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровня психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает себя замещение (в место людей – кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

     Анализируя  игру как вид деятельности следует  прежде всего ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены быологизаторские теории игры согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущим как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям этапы хлебопашества, игры с животными – скотоводства и т.д.

     Игры  по правилам широко представлены в  жизни школьников и взрослых. В  спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.

     Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С трех – четырех лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5-6 лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т.д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в Живом уголке, в игровой комнате.

 
 Психологическая характеристика игровой деятельности

     Велико  значение мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учится. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

     Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как  делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а следовательно, формируются определенные склонности, склонности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.

     В разнообразных  видах своей деятельности человек  вступает в многочисленные и разнообразные  отношения с другими людьми. Чем  разнообразнее его деятельность, тем многообразнее его отношение  с другими людьми, и тем более и разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.

     Через деятельность, осуществляемую личностью  совместно с другими людьми, человек  познает себя. В процессе развития ребенка его сознание формируется  в совместной со сверстниками деятельности.Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.

     Деятельность  выражена в действиях человека. Именно действия с предметами, с орудиями труда и материалами, действия, включающие различные по сложности и структуре моторные акты – движения, составляют внешнее выражение или внешнюю (видимую) сторону деятельности человека.

Информация о работе Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника