Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в определении возможностей использования приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе. Предмет исследования – содержание и методические особенности использования конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения элементов геометрии
в начальной школе………………………………………………………………………7
1.1. Из истории возникновения и развития геометрии………………………..7
1.2. Аксиоматическое построение геометрии………………………………....14
1.3. Система геометрических понятий, определяющих методику
формирования геометрических представлений у младших школьников……17
Выводы по главе 1……………………………………………………………………...23

Глава 2. Методические аспекты использования приема конструирования
для развития творческих способностей младших школьников в процессе
изучения элементарной геометрии……………………………………………………24
2.1. Понятие конструктивной деятельности, виды конструирования……….24
2.2. Характеристика процесса развития творческих способностей
младших школьников...........................................................................................32
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии……………………………..………………………………………….39
Выводы по главе 2…………………………………………………………...................51

Заключение……………………………………………………………………………...52

Литература………………………………………………………………………………53

Приложение…………………………………………………………………………….58

Работа состоит из  1 файл

ТОРОПКИНА.doc

— 582.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Арзамасский  государственный педагогический институт

имени А.П. Гайдара»

 

 

Кафедра методики и методики начального образования

 

              Торопкина И.Н.,

             студентка VI курса

             факультета дошкольного

             и начального образования

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии

 

 

 

 

 

     Научный руководитель:

     кандидат педагогических наук,

    доцент Гусев Д.А.

 

 

 

 

 

 

Арзамас, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения элементов геометрии

в начальной школе………………………………………………………………………7

1.1. Из истории возникновения  и развития  геометрии………………………..7

1.2. Аксиоматическое построение  геометрии………………………………....14

1.3. Система геометрических понятий, определяющих методику

формирования геометрических представлений у младших школьников……17

Выводы по главе 1……………………………………………………………………...23

 

Глава 2. Методические аспекты использования приема конструирования

для развития творческих способностей младших школьников в процессе

изучения элементарной геометрии……………………………………………………24

2.1. Понятие конструктивной деятельности, виды конструирования……….24

2.2. Характеристика процесса развития творческих способностей

младших школьников...........................................................................................32

2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии……………………………..………………………………………….39

Выводы по главе 2…………………………………………………………...................51

 

Заключение……………………………………………………………………………...52

 

Литература………………………………………………………………………………53

 

Приложение…………………………………………………………………………….58

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное состояние общества характеризуется  повышением вниманием к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В педагогике и психологии приоритетной признается направленность на развитие личности, ее таланта, креативности и способностей.

В концепции модернизации российского  образования сказано: «Развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования  (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

Главной целью школы, как социального  института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

В связи с этим актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые. Учителя математики старших классов считают геометрию сложной наукой. Они испытывает немалые, порой колоссальные трудности. Учителю нужно добиться усвоения детьми основ геометрической науки, связать эти основы с возможными приложениями, показать (или хотя бы иметь в виду) необходимость и перспективы дальнейшего усовершенствования геометрического образования после окончания школы или во внеучебное время. Доказывая те или иные теоремы, семиклассники должны опираться на понятия, которым дано определение. Эти понятия должны быть даны до изучения систематического курса геометрии, а именно в начальной школе.

Проанализировав различные программы, мы пришли к выводу, что геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус – это нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Безусловно, нужны знания об истории возникновения и развития геометрии, так как ученик в процессе развития геометрических представлений  проходит, в свернутом виде, основные этапы создания геометрической науки.

Всё это даёт возможность  интеграции уроков математики с уроками технологии. В процессе конструктивной деятельности учитель имеет реальную возможность для формирования у детей практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению и т.д. Такие уроки должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструктивных способностей. Таким образом, тема исследования является актуальной.

Цель исследования состоит в определении возможностей использования приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.

Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе. Предмет исследования – содержание и методические особенности использования конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.

Гипотеза исследования: если в процессе изучения элементов геометрии использовать прием конструирования, то это будет способствовать развитию творческих способностей младших школьников, позволит повысить уровень их геометрических знаний, интерес к предмету.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу с целью обобщения и систематизации материала по проблеме исследования.

2. Изучить и обобщить  опыт работы учителей начальных  классов.

3. Рассмотреть основные теоретические положения, определяющие методику изучения элементов геометрии в начальных классах, опираясь на историю возникновения геометрии, ее аксиоматическое построение.

4. Рассмотреть геометрические  понятия, лежащие в основе методики  изучения элементов геометрии  в начальной школе.

5. Дать понятие конструктивной деятельности, рассмотреть виды и формы конструирования.

6. Изучить и охарактеризовать  психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников

7. Рассмотреть возможности использования конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения элементарной геометрии

9. Экспериментально проверить эффективность использования предлагаемых упражнений в процессе обучения младших школьников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: зучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ действующих программ и учебников по математике для начальной школы; целенаправленное педагогическое наблюдение за учебным процессом; обобщение имеющегося опыта работы учителей начальных классов; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты с учащимися начальных классов; количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Структура выпускной квалификационной работы определена логикой и последовательностью решения задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения элементов геометрии в начальной школе

 

1.1. Из истории возникновения и развития геометрии

Геометрия (греч. geometria, от ge - Земля и metreo - мерю), раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, а также другие отношений и формы, сходные с пространственными по своей структуре.

Геометрия дает общее понятие  о геометрической фигуре, под которой  понимают не только тело, поверхность, линию или точку, но и любую  их совокупность. Геометрия в первоначальном значении есть наука о фигурах, взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. Это определение вполне согласуется с определением геометрия как науки о пространственных формах и отношениях. Действительно, фигура, как она рассматривается в геометрии, и есть пространственная форма; поэтому в геометрии говорят, например, «шар», а не «тело шарообразной формы»; расположение и размеры определяются пространственными отношениями; наконец, преобразование, как его понимают в геометрии, также есть некоторое отношение между двумя фигурами - данной и той, в которую она преобразуется.

В современном, более общем  смысле, геометрия объемлет разнообразные  математические теории, принадлежность которых к геометрии определяется не только сходством (хотя порой и  весьма отдалённым) их предмета с обычными пространственными формами и отношениями, но также тем, что они исторически сложились и складываются на основе геометрии в первоначальном её значении и в своих построениях исходят из анализа, обобщения и видоизменения её понятий. Геометрия в этом общем смысле тесно переплетается с другими разделами математики и её границы не являются точными.

Геометрия зародилась в  Древнем Египте как набор правил решения практических задач, возникавших  в строительстве, при распределении  земельных участков, измерении площадей, объемов и других Величин. Свидетельством этому являются египетские пирамиды, построенные около 4800 лет назад, их строительство требовало достаточно сложных и точных геометрических расчетов. Но особенно важной была задача распределения земельных наделов. Этим занимались специальные люди - землемеры, которых греки называли гарпедонапами, т.е. натягивателями веревок, так как при распределении земли использовались веревки. Но чтобы знать, где и как их натягивать, надо было иметь план полей. Так практическая задача распределения участков земли привела к возникновению науки о землемерии.

К сказанному можно добавить, что  многие геометрические понятия возникли в результате многократных наблюдений реальных предметов той или иной формы, т.е. познавая окружающий мир, люди знакомились и с простейшими геометрическими формами. Овладению этим знанием способствовало изготовление орудий, имеющих сравнительно правильную геометрическую форму, строительство жилья, шитье одежды, изготовление посуды, украшений.

Огромное влияние на развитие геометрических представлений оказали систематические  астрономические наблюдения. Они  способствовали возникновению понятий  шара, окружности, угла, угловой меры [16].

Развитие землемерия, обобщение  накопленного опыта наблюдений привело к созданию практических правил измерения земельных участков, нахождения площадей и объемов простейших фигур, правил, необходимых для строительства, и др. Так, формулы для вычисления площадей земельных участков, имеющих форму треугольника, трапеции, встречаются у древних египтян, вавилонян. К XVII-XVI вв. до н.э. были установлены такие ее факты, как теорема Пифагора, найдено выражение для подсчета объема шара и многие другие. Но выступали они не как логически доказанные утверждения, а как выводы из опыта.

Таким образом, геометрия возникла как прикладная наука, как собрание правил, необходимых для решения  практических задач: сравнения фигур, нахождения геометрических величин, простейших геометрических построений.

Практические правила постепенно приводились в систему. Кроме того, одни правила стали выводиться из других и обосновываться посредством рассуждений. Возникло доказательство, правила стали превращаться в теоремы, которые доказывались без прямых ссылок на опыт. Вообще совершенствование геометрических знаний шло по пути их отделения от опыта - в результате предметом геометрии стали не реальные, а идеальные фигуры, т.е. фигуры, являющиеся образами предметов, в которых абстрагируются от всего, кроме формы. Более того, эти фигуры стали дополняться свойствами, которыми реальные предметы не обладают. Например, понятие прямой, возникшее как отражение такого свойства реальных предметов, как протяженность, было дополнено представлением о ее бесконечности [16].

Информация о работе Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии