Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:22, реферат

Описание

Должность "социальный педагог" появилась в России в 1991 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение в стране количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
В это время появилась необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения, с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении, с безнадзорными детьми.

Содержание

Ввеедение
Глава I.I. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности
I.1.1 Область деятельности социального педагога
I.1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях
I.1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Глава I.II. Особенности работы социального педагога в ДОУ
I.2.1 Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет)
I.2.2 Направления работы социального педагога в ДОУ
I.2.3 Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
I.2.4 Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Вывод по первой части
2.Деятельность социального педагога в ДОУ.
Введение
Глава 2.I. Теоретические основания деятельности социального педагога в ДОУ
2.1.1 Функции и роли социального педагога
2.1.2 Профессиональные обязанности социального педагога
2.1.3 Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
2.1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Глава 2.II. Деятельность социального педагога в ДОУ
2.2.1 Методы и формы работы социального педагога в ДОУ
2.2.2 Программа деятельности социального педагога в ДОУ
2.2.3. Роль социального педагога в ДОУ в социализации личности ребёнка
Вывод по второй части
3. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ
4. Нормативно-правовая база организации социально-педагогической работы в ДОУ.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Легнчук.Д.В.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

2-ой этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического  насилия).

Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагаю заполнить опросник и анкету Басса -- Дарки. Данные методики помогают: определить насколько агрессивны родители -- насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей проводится диагностику «Рисунок семьи» (РС). Результаты данной диагностики показали, что в семьях детей, проявляющих признаки агрессии, существуют проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями. [27]

3-ий этап. Выявление особенностей  семейного воспитания и отношений  между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим  этапам диагностики, что нарушаются  права ребенка. Методика «Родительско -- детские отношения» (РARI) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.

С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада проводится анкетирование среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступивших детей -- анкетирование на тему «Ваши пожелания и ожидания».

Для выявления профессионального мастерства педагогов используется опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».

Полученная при обработке диагностических данных информация позволяет определить проблемы воспитателей по налаживанию эффективного взаимодействия с родителями; реальные запросы и потребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А также выбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ.

Работа с родителями в рамках информационно -- аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:

Первое направление -- просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использую следующие формы работы с родителями: лекции; индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно -- правовая база по защите прав ребенка. Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно -- ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок -- взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду -- основа формирования нравственно -- волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей -- основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»; информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для вас родители»; информационно -- просветительская газета «Солнечный вестник»; листы -- памятки для родителей и педагогов; библиотека в кабине социально -- психологической службы. Для работы с педагогами используются консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Как прийти к личностно - ориентированной модели общения»), лекции -- визуализации («Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»). [24]

Второе направление -- продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно--делового, личностно -- ориентированного общения на основе общего дела. В рамках работы по этому направлению используются такие формы, как совместное творческое дело: рисование детей и родителей на тему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается», «Осторожно, огонь»; поделки из природного материала и работы декоративно -- прикладного искусства (бисер, вышивка, аппликация) для выставок, проводимых в детском саду на тему «Творим всей семьей». Проводятся семинары -- практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника»), встречи с интересными людьми (например, встреча с ветераном ВОВ Г.В. Мироновой) приглашаются семьи неорганизованных детей на общесадовские мероприятия («Весенняя ярмарка»). Проведение таких социально -- значимых мероприятий для ребенка становится событием. В этом случае происходит «со -- бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека -- и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей. [32]

С педагогами детского сада проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов работы: конкурс «Счастливый случай» (закрепление и уточнение знаний педагогов о правах человека); деловая игра -- викторина «Знаем ли мы права детей»; конкурс «Шире круг» (знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»); деловая игра «Социальное развитие дошкольников»; деловая игра «Вариант» (развитие культуры общения педагогов); совместное творческое дело «Современная семья, -- какая она?».

II. Второй блок условно называется  практическим, потому что в рамках  этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

Для решения конкретно определенных задач организуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:

-Родительские собрания, которые  проводятся по параллелям. Компонентами  процедуры проведения собрания  являются выступления детей; представления  результатов детской деятельности; выставки детских творческих работ; фотовыставки; практические приемы передачи информации: участие в играх, организованных педагогами, совместное выполнение упражнений; просмотр видеосъемок и слайд - шоу. Чаще стали практиковать проведение собраний в форме деловой игры.

-Семейный клуб «Собеседник», организованный  для работы с семьями, имеющими  детей с проблемами в общении  и поведении. В рамках клуба  проводятся мероприятия как для  родителей с целью повышения  психолого -- педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместных мероприятий с родителями и детьми.

-Школа молодых родителей организована  для работы с семьями потенциальных  воспитанников детского сада. Занятия  школы также проводятся как  совместно с детьми, так и без детей. Цель занятий: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам нервно -- психического развития детей раннего возраста.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проявления агрессивности, проводятся занятия в кружке «Дружба» по программе В.И. Семенако «Уроки добра», адаптированные к подобранной группе детей. [9]

Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т.к. на сегодняшний день наблюдается рост числа многодетных семей, стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с данной категорией семей разрабатывается план профилактических мероприятий с семьями воспитанников, план работы с многодетными семьями. Для работы с семьями, состоящими на учете в детском саду и в ОВД ОДН, разрабатываются комплексные коррекционные планы работы, которые предполагают сотрудничество с различными социальными институтами города (УСЗН, Горбольница, Центр «Семья», ОВД ОДН...).

В рамках практического блока проводится коррекционная работа с семьями по защите прав ребенка, которая включает два этапа:

1 этап. Ознакомление родителей  с представлениями современной  возрастной психологии о значимости  периода дошкольного детства, ранимости  детской психики, возможных последствиях  жестокого и грубого обращения  с ребенком (родители группы риска  не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями).

Формы и методы: общее родительское собрание; групповые собрания (родители сравнивают собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, которые используют методы и приемы, не травмирующие психику ребенка); занятия «Семейного клуба», где рассматривается проблема наказаний и отношения к агрессивному поведению ребенка. [16]

2 этап. Работа с родителями группы  риска.

Формы и методы:

Занятие «Семейного клуба» (дискуссии по вопросам поощрения и наказания, консультирование о связи дисциплинарных воздействий и детского развития, обучение родителей индуктивным методам управления поведением ребенка). Индивидуальные беседы с родителями и детьми. Параллельно с данной работой проводится коррекционная работа с детьми педагогом-психологом (психогимнастика).

Т.о. складывается система работы по защите прав ребенка в ДОУ.

Контрольно -- оценочный блок -- это анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия -- это: опрос, оценочные листы, экспресс -- диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.

 

Глава 2.II. Деятельность социального педагога в ДОУ

2.2.1 Методы и формы работы  социального педагога в ДОУ

Работа социального педагога с семьями воспитанников.

* педагогическое просвещение родителей:

* родительские собрания;

* родительские гостиные -- встречи  родителей с гостями учреждения;

* «воспитание» родителей (школа  для родителей -- групповые семинары, практикумы);

* удовлетворение индивидуальных  запросов родителей -- творческие  домашние задания для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком и, одновременно с этим, поучаствовать в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты:

* повышение уровня родительской  компетентности;

* гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

* повышение родительской ответственности  за судьбу ребенка и его  активности в отношениях с  сотрудниками детского сада.

Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:

* улучшится эмоциональный климат  в семье;

* упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

* изменится в сторону большей  объективности родительская оценка  талантов малыша, уровень родительских  притязаний будет лучше соотноситься  со способностями ребенка; [12]

* повысится эмоциональная насыщенность  и информативность контактов  родителей с детьми.

Социально-педагогическая поддержка семьи может быть рассмотрена, во-первых, с позиции основных направлений помощи; и, во-вторых, с позиции определения основных уровней помощи.

В решении задач помощи семье можно определить следующие направления: образовательное, психологическое и посредническое. В содержании каждого из этих направлений определяется следующее:

В качестве основных уровней социально-педагогической помощи семье, находящейся в сложной социальной ситуации выделяются профилактический, диагностический, реабилитационный.

Профилактический - предполагает комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

Содержание:

- разработка программ педагогического  образования и просвещения родителей;

- организация групп поддержки  и взаимодействия родителей;

- обогащение опыта детско-родительских  взаимоотношений;

- пропаганда ненасильственного воспитания.

Диагностический - а) при обращении клиентов; б) по инициативе специалиста.

Этапы диагностического уровня:

- сбор информации;

- анализ информации;

- постановка социального диагноза. Методы (М. А. Галагузова):

- наблюдение;

- беседа;

- анкета;

- тесты;

- шкальные методики; [18]

- карточные методики - набор карт  с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, тоска и т.п.): карточки надо расположить по  времени - настоящее, прошлое, будущее (они позволяют получить информацию об общем эмоциональном состоянии, жизненной ситуации);

- проективные методики - разновидность  тестов на определение неосознаваемых  состояний;

- экспрессивные методики - позволяют  сравнивать результаты работы (рисуночные);

- анализ документации;

- метод социальных биографий - сбор информации об истории семьи и отдельных людей.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней: индивидуального, группового, общинного.

Цель: анимация, оживление жизненного пространства людей. Помогает активизировать усилия людей по решению своих общих проблем, улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров, устранить деструктивных.

Задачи: выявление проблем, помощь в их решении, развитие коммуникативных навыков клиента.

Решение поставленных задач обеспечивается определенным содержанием социально-педагогической работы, в которое можно включить следующие технологии и методы: консультирование, телефонное консультирование, социальный патронаж, метод «письмо-обращение» и т.д. (См. Приложение Б.):

Учитывая разнообразие и безусловную индивидуальность проблемного поля каждой семьи можно рекомендовать ряд направлений социально-педагогической помощи с различными категориями семей на примере тех, которые наиболее часто попадают в поле профессиональной деятельности специалистов социальной сферы: малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.

Задачами работы социального педагога с педагогами ДОУ являются:

* повышение профессионального  мастерства педагогов (семинар-практикум);

* удовлетворение индивидуальных  запросов педагогов по вовлечению родителей в единое образовательное пространство детского сада и расширению активных форм взаимоотношений с родителями;

* нетрадиционные досуговые мероприятия  с участием детей и родителей; родительские клубы. [25]

Информация о работе Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ