"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:45, реферат

Описание

Особенность композиции «Педагогической поэмы» заключается в том, что каждая из трёх её частей делится на главы-эпизоды. Чаще всего эти главы не связаны друг с другом единым сюжетом. Каждый эпизод книги драматичен по своей сущности, это эпизод-конфликт, в основе которого лежит та или иная проблема жизни коллектива. Эти проблемы и конфликты придают «Поэме» внутреннюю цельность.

Работа состоит из  1 файл

Макаренко.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

Три части «Поэмы»  отличаются одна от другой не только своим сюжетом и своими конфликтами, но и особым эмоциональным звучанием. В первой, где «неопытный и даже ошибающийся» руководитель создает коллектив из людей «заблудших и отсталых», эмоция руководителя, его напряженные душевные переживания очень резко контрастируют с безразличием, равнодушием, инертностью колонистов. А потом и жизнь воспитанников начинает наполняться новым эмоциональным содержанием.

Во второй части  книги – сложившийся коллектив, переживающий, однако, самый трудный момент в своем развитии. Теперь глубокие – то радостные, то тревожные – впечатления объединяют и руководителя и колонистов. Коллектив, растущий идейно и нравственно, чувствует и воспринимает жизнь тоньше, острее, богаче и многообразнее.

Целеустремленное  волевое напряжение, которым живет весь коллектив в третьей части книги, убеждение в своей нравственной правоте, сознание значительности той борьбы, которую он теперь ведет, по-особому окрашивает его эмоциональную жизнь. Это энтузиазм борьбы, одновременно суровый и ликующий; это высокая культура чувства, присущая человеку, когда он уже умеет смотреть в лицо разнообразным трудностям жизни, когда он, стоя плечом к плечу со своими друзьями и единомышленниками, уверен в своей способности выйти из борьбы победителем.

На первый взгляд может показаться, будто образы людей старшего поколения занимают в «Педагогической поэме» второстепенное, подчиненное место, поскольку первый план властно занят молодежным коллективом. Реально дело обстоит не совсем так. В развитии решающих событий книги, в развязывании самых сложных ее конфликтов люди старшего поколения почти всегда принимают непосредственное участие и играют важную, а часто и ведущую роль.

Разумеется, фигура руководителя коллектива возвышается над своим окружением, но было бы неверно видеть во главе колонны горьковцев только ее одну. Между тем о таких лицах и фигурах, как Калина Иванович, Шере, Черненко, Халабуда, Силантий Отченаш, Бокова, критика всегда говорила мимоходом и вскользь, чаще всего тогда, когда требовалось сказать о присущем Макаренко мастерстве портретной живописи, мастерстве красочной, колоритной характеристики.

При этом обычно ссылаются на действительно яркое описание внешнего облика Калины Ивановича: «Представьте себе врубелевского «Пана», совершенно уже облысевшего, только с небольшими остатками волос над ушами. Сбрейте Пану бороду, а усы подстригите по-архиерейски. В зубы дайте ему трубку. Это будет уже не Пан, а Калина Иванович Сердюк».

Ссылаются при  этом и на характеристику агронома Шере, который при своем появлении в колонии был «существом, положительно непонятным для непривычного колонистского взора». Говоря о Калине Ивановиче, Макаренко не забывает напомнить про трубку под усами. В Шере его привлекает другая «деталь» — длинные ноги: «Просыпается колония, а Эдуард Николаевич уже меряет поле длинными, немного нескладными, как у породистого молодого пса, ногами... Днем Шере одновременно можно было видеть и на конюшне, и на постройке оранжереи, и на дороге в город, и на развозке навоза в поле; по крайней мере у всех было впечатление, что все это происходит в одно и то же время, так быстро переносили Шере его замечательные ноги».

Эти и многие другие характеристики действительно  сделаны с большим мастерством. Однако за этим мастерством, воздавая ему должное, надо видеть большую идею Макаренко, которой подчинены все эти колоритные, сочные, яркие изображения. Конечно, фигуры людей старшего поколения выступают в «Поэме» как фигуры эпизодические. Но ведь в этой книге все персонажи, за исключением руководителя коллектива, действуют эпизодически, то есть выдвигаются на первый план повествования в одной-двух сценах. Потом они отступают на второй план, а иногда вообще очень надолго исчезают из поля зрения повествователя, как бы растворяясь в коллективе, который, по существу, является единственным не эпизодическим героем повествования.

И если, например, очень колоритно охарактеризованный воспитатель Павел Иванович с его «чисто гурманской любовью к человеческой природе» или другой воспитатель – Зиновий Иванович с его ежедневными «ужасными купаньями» в морозные зимние дни и со столь же ужасными плевритами действительно являются фигурами эпизодическими (то есть не становятся активными движущими силами сюжета и конфликтов книги), то этого нельзя сказать о многих других героях книги – людях старшего поколения.

Шере, Калина Иванович или Силантий Отченаш —  не персонажи книги, а ее герои. Эти  лица имеют в идейно-художественной концепции книги не меньшее, а  иногда и большее значение, чем  образы тех или иных колонистов. Галерея людей старшего поколения, то и дело вступающих на страницы «Поэмы», чтобы сказать свое веское слово и оказать существенное воздействие на весь ход событий, весьма обширна и разнообразна.

Среди образов  старшего есть несколько фигур наиболее колоритных, вокруг которых можно сгруппировать почти всех остальных по принципу внутренней близости или контраста.

Принцип противопоставления, принцип контраста находит в «Педагогической поэме» яркое выражение. В «Педагогической поэме» контрастирующие фигуры связаны друг с другом по- разному: в ряде случаев они прямо сталкиваются, в других – даже не встречаясь лицом к лицу, они все же активно и подчас яростно борются друг с другом, как носители разных, несовместимых жизненных принципов.

Один из наиболее разительных контрастов в галерее людей старшего поколения, нарисованных Макаренко, составляет контраст между агрономом Шере и неким печником Артемием, случайно забредшим в колонию. В данном случае контрастирующие фигуры сопоставлены повествовательно, а не драматически, ни в какие непосредственные взаимоотношения, а тем более в какие-либо конфликты, Шере и печник не вступают. Они не встречаются друг с другом на страницах книги. Тем не менее «сопряжение» этих фигур имеет огромное значение для идеи «Поэмы».

У печника  Артемия «занятная» наружность, он сыплет прибаутками, то и дело вспоминает свою молодость. По его словам выходит, что на свете не найти печника, равного ему. Когда ему поручают сложить утермарковскую печку, он начинает работу широковещательными и торжественными разговорами, вспоминая все хорошие печки, сложенные им, и все плохие, сложенные другими. Но печка, сложенная Артемием, сначала постояла, выпирая во все стороны кривыми боками, а затем на глазах всей колонии рухнула, прыгающим кирпичом скрыла колонистов друг от друга, но не могла заглушить взрывов хохота, стонов и визга. «Артемия прогнали, — пишет Макаренко, — но его имя надолго сделалось в колонии синонимом ничего не знающего хвастуна и «партача». Говорили:

  • Да что это за человек?
  • Артемий, разве не видно!»

Артемию, который, можно сказать, «возглавляет» в «Поэме» изрядную группу персонажей, несостоятельных, прежде всего, профессионально, противопоставлен агроном Шере – немногословный, работоспособный, влюбленный в свое дело и знающий его до тонкостей.

Макаренко, характеризуя агронома, смотрит на него глазами  колонистов и говорит от их имени: «Шере в глазах колонистов меньше всего был Артемием, и поэтому в колонии его сопровождало всеобщее признание». Ребят увлекает в наибольшей степени, замечает в этой же связи Макаренко, то, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянная готовность к работе и полное отсутствие фразы. Если вы блещете знаниями и работой, ребята всегда будут на вашей стороне, независимо от того, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.

У ребят, говорит Макаренко, люди, не знающие своего дела, творцы брака и «пшика», никогда ничего не заслуживают, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающего. Автор «Поэмы» вполне согласен со своими ребятами. Реальный труд или его имитация (включая имитацию ловкую и способную ввести в заблуждение), подлинное знание дела и преданность ему или симуляция этой преданности при внутреннем равнодушии к делу – вот те качества, которые являются и для ребят и для Макаренко важнейшими критериями при подходе к человеку и оценке его. Диапазон его отношений к бездельникам и дармоедам тоже колеблется от презрения снисходительного до презрения уничтожающего.

Макаренко придавал особое значение концовкам глав «Поэмы», они несут у него огромный идейно-художественный заряд.

А.С. Макаренко - не просто создатель новаторской теории и  технологии воспитания. Он творчески  разрабатывает предмет, методологию и задачи педагогики в целом, где ведущее значение придается процессу «собственно воспитания», в его коренном отличии от обучения, при неразрывной связи с ним.

Характерная особенность  его педагогики - решительная установка  на «созидание личности», активно-творческое преобразование мира и человека в соответствии с объективными закономерностями их развития. Следование природе человека, ее общее и индивидуальное развитие здесь неотделимы от укрепления и обогащения социальной сущности личности.

А.С. Макаренко делал  важные для общей педагогики выводы на основе своего опыта работы не в обычной, «нормальной» школе, а в учреждении для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, в условиях интернатного учреждения, - только еще раз подтверждает закономерность: «прорывы» педагогики в новое качество совершаются именно с выходом за пределы обычной практики, обнажая ее ограниченность, необходимость коренных изменений.

Преодолевая это жесткое  разграничение, он отстаивал в педагогике первостепенное значение проблем: воспитание и жизнь, среда и воспитание, школа и общество, взаимодействие социально-культурных и педагогических явлений, процессов социализации и воспитания. Ему удалось внести убедительные аргументы в решение коренных проблем педагогики: общественно-экономические и природно-наследственные основы воспитания, связь коллективности и индивидуально-личностных начал, внешних и внутренних предпосылок воспитания и развития личности, взаимообусловленность материально-практической и духовной основ педагогического процесса. Он вывел педагогику и воспитание на решение проблемы преемственности поколений, их взаимодействия и закономерной смены в общественном развитии.

На этой базе А.С. Макаренко  в едином комплексе представил основные категории педагогики: воспитание, социализация, обучение, развитие.

Работа А.С. Макаренко  в педагогике согласуется с главным  аспектом в современном понимании системы: она немыслима без неразрывной связи с жизнью, средой, во взаимодействии с которой выделяется и образуется данная целостность. Он - продолжатель и творец жизненно-ориентированной, социальной педагогики, основанной на приоритете социально-культурного фактора в становлении и развитии личности, ее общих свойств и индивидуально-личностных качеств.

Вторая яркая особенность макаренковского творчества, уникальный факт в истории педагогики и огромный потенциал дальнейшего освоения трудов и опыта А.С. Макаренко - органическая взаимосвязь трех направлений его деятельности: как педагога-практика, мыслителя и писателя, художника слова.

Социально-педагогическое содержание «Педагогической поэмы» хорошо просматривается сквозь призму списка ее персонажей (с указаниями в большинстве случаев на реальных лиц, прототипы), составленного А.С. Макаренко при работе над 2-й и 3-й частями произведения.

По его книге «Педагогическая  поэма» поставлен одноименный художественный фильм.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Костелянец, Б.О. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко / Б.О. Костелянец. – М.: Изд-во художественной литературы, 1963. – 136 с.
  2. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма: роман / А.С. Макаренко. – Кемерово: Кемеровское кн. из-во, 1986. – 592 с.
  3. Павлова, М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко / М.П. Павлова. – М.: Высшая школа, 1972. – 352 с.
  4. Фролов А.А.  А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ)/ А.А. Фролов. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 417 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

СТРУКТУРА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ»

 

Часть первая

  1. Разговор с завгубнаробразом
  2. Бесславное начало колонии имени Горького
  3. Характеристика первичных потребностей
  4. Операции внутреннего характера
  5. Дела государственного значения
  6. Завоевание железного бака
  7. «Ни одна блоха не плоха»
  8. Характер и культура
  9. «Есть ещё лыцари на Украине»
  10. «Подвижники соцвоса»
  11. Триумфальная сеялка
  12. Братченко и райпродкомиссар
  13. Осадчий
  14. Чернильницы по-соседски
  15. «Наш – найкращий»
  16. Габерсуп
  17. Шарин на расправе
  18. «Смычка» с селянством 
  19. Игра в фанты
  20. О живом и мертвом
  21. Вредные деды
  22. Ампутация
  23. Сортовые семена
  24. Хождения Семена по мукам
  25. Командирская педагогика
  26. Изверги второй колонии
  27. Завоевание комсомола
  28. Начало фанфарного марша 

Информация о работе "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко