Портфолио как способ оценки учебных достижений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку. Портфолио поможет учащимся освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые при составлении резюме и прохождении различных собеседований. Применение технологии портфолио в учебном процессе, позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие сведения о портфолио.
1.1. История появления портфолио……..…………………………………………………………………...4
1.2. Внедрение портфолио в ОУ России……..…………………................... 5
1.3. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учащихся…………………………………………………………………………...6
Глава II. Структура портфолио.
2.1. Основные этапы создания портфолио…………………………………..…………………………………….12
2.2. Рекомендации для отбора документов в портфолио …………………..14
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16
Приложение:
«Деловая игра» - презентация портфолио.
Положение о порядке оценивания личных достижений учащихся.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по практ. педагогики 2 курс.docx

— 335.36 Кб (Скачать документ)

 Следует отметить, что в   условиях дальнейшей информатизации  образования, применение технологии  портфолио в учебном процессе, позволит усовершенствовать традиционную  систему оценивания, обеспечит оптимальную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки на основе интеграции количественной и качественной оценок, при этом главенствующая роль будет отведена самооценке.

Перспективность использования портфолио  обусловлена тем, что идея портфолио  отражает новые цели образования, понимание  сути учебного процесса, способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса.

При формировании собственного портфолио ученик может руководствоваться следующими принципами:

  • «фейерверка»: раскрой себя! (каждый школьник – неповторимая индивидуальность);
  • «весов»: найди себя! Твой выбор - твои возможности (весы / качели – это символ постоянного поиска);
  • «рейтинга»: каждый выбирает свой путь движения к успеху;
  • «успех» умение сделать свой правильный выбор в жизни.

Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка  и его оценивания. Вместе с тем  «Портфолио» может послужить  своеобразным органайзером стратегии  успеха каждого школьника

(схема 1, стр. 11).

Каждый школьник может проложить свой путь личностного развития

(схема  2).

 

 

 

  Глава II. Структура  портфолио.

Портфолио состоит из следующих  разделов:

Раздел 1. «Общие данные личности»:

    • первый (титульный) лист (фамилия, имя, отчество, год рождения);
    • самопрезентация, резюме, автобиография (по выбору учащегося);
    • характеристика на ученика (классный руководитель).

Раздел 2. «Результаты учебной  деятельности» 

    • 1-8 кл. – средний балл годовых оценок;

       9 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации: 
     - математика; 
     - русский язык; 
     - экзамен по выбору №1; 
     - экзамен по выбору №2; 
     - средний балл аттестата;

      10 кл. - средний балл годовых оценок;

      11 кл. –  результаты государственной (итоговой) аттестации (в т.ч. ЕГЭ);

    • результаты окружных и городских (независимых) диагностик, пробных экзаменов, итоговых диагностик.

Раздел 3. «Перечень моих достижений»:

    • исследовательские проекты, статьи, творческие работы и др.;
    • грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты и другие документы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;
    • фотографии, вырезки, копии из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий;
    • видеоматериалы (телепередачи), демонстрирующие высокую результативность;
    • информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт; самостоятельность работы;
    • зачетный лист посещенных элективных курсов, факультативов.

Раздел 4 . «Отзывы»

    • отзывы;
    • рецензии с приложением работ;
    • рекомендательные письма;
    • письма поддержки.

 

2.1. Основные этапы создания портфолио.

Портфолио оформляется самим  учеником совместно с классным руководителем  и родителями в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях  и/или в электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в  портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей).

Создание портфолио можно  условно разделить на несколько  этапов:

    • Постановка новой задачи и новых целей и их письменное описание;

Важно помнить о том, чтобы  новые цели были сформулированы вместе с преподавателем, так как в  этом случае можно гарантировать  их точность и сроки достижения. В противном случае невнятные  цели не только не смогут быть достигнуты, но и не принесут никакой практической пользы. После обсуждения новых целей  и задач их необходимо обязательно  задокументировать – это является первым шагом над созданием нового портфолио учащегося.

    • Подготовка необходимых работ для создания портфолио;

Следующий шаг (фаза) – непосредственная работа над проектами, изготовлением  необходимых документов, которые  будут собраны в единое целое (портфолио).

    • Оформление портфолио, подготовка презентации и анализ пройденного курса.

Данный этап является самым  сложным, но в тоже время и самым  интересным. Самое сложное – это  провести грамотный анализ своей  деятельности на пройденный курс, увидеть  собственные ошибки и найти пути их исправления. Именно анализ пройденного  курса, ошибок, сделанных в работах, позволяет обеспечить кардинально  новый уровень обучения. На данном этапе ученики и преподаватели  взаимодействуют между собой, превращая  обычный процесс обучения в общение, в котором учащийся получает знания не только по предмету, но и в других сферах.

Требования  и нормы, регулирующие построение и  действие портфолио.

1. В формировании портфолио  участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя, психологическая служба, администрация ОУ.

2. Администрация ОУ разрабатывает  механизм использования портфолио  при переходе с 1-й ступени  обучения на 2-ю, при наборе  в профильные классы.

3. Классный руководитель  разъясняет назначение и технологию  ведения портфолио, обеспечивает  необходимыми формами, бланками, рекомендациями, зачетной книжкой,  оформляет итоговые документы  (карту представления ученика  при переходе в 5-й класс,  образовательный рейтинг при  поступлении в профильный класс,  итоговое резюме выпускника лицея). Классный руководитель ранжирует  с учеником представленные документы.

4. Учащиеся собирают документы,  условно разделяя их на три  группы:

  • официальные;
  • творческие работы, курсы по выбору, социальные практики;
  • отзывы, рекомендации.

Учащиеся составляют перечень документов, ранжируют их.

5. Учителя проводят экспертизу  представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные  проекты. 

6. Образовательный рейтинг  ученика, поступающего в профильный  класс, определяется по схеме,  утвержденной педагогическим советом  ОУ.

В настоящее время разрабатываются  несколько типов портфолио (портфелей  учебных достижений учащихся) и это  связано с определенными трудностями  в четком определении данного  термина, а также работы с ними. Типы портфолио значительно различаются  не только по своим целям, но и по способам работы, их создании и т.д. Классификация портфолио выполняется  также и по предметам.

В зависимости  от целей, портфолио делится на два  типа:

  • Портфолио – альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся;
  • Тематическое портфолио курсов, целью которого является оказать положительное влияние на весь процесс обучения по тому или иному предмету.

Под первым типом портфолио  принято понимать собрание готовых  работ, которые были оформлены определенным образом. Данные работы позволяют оценить общий уровень знаний учащегося, а также его образовательную биографию.

Второй тип портфолио  подразумевает под собой собрание работ школьника в той или  иной предметной области. Собрание нескольких «предметных портфолио» позволяет  создавать и портфель учебных  достижений учащегося. Данный тип портфолио  уже давно активно применяется  во многих европейских странах.

2.2.  Рекомендации  для отбора документов в портфолио.

Рекомендаций по отбору документов для портфолио существует достаточно много, и каждый автор таких советов  по-своему определяет наиболее важные критерии выбора. Рассмотрим положения, которые, по мнению большинства преподавателей, будут наиболее объективны.

Выбирать для портфолио  рекомендуется следующие работы:  

  • три работы, которые, по Вашему мнению, являются самыми лучшими за прошедший курс;

 

  • несколько работ, из начала учебного курса, его середины и конца;

 

  • 3-4 работы, наглядно демонстрирующие, чему Вы смогли научиться лучше всего за прошедший учебный год/курс обучения;

 

  • по одной работе из всех типов работы, выполненных за курс. Рекомендуется выбирать те работы, которые будут понятны даже людям, которые не имеют достаточных знаний в той или иной области;

 

  • 2-3 работы, которые Вы можете считать своей гордостью;

 

  • несколько работ, которые Вы сами хотите продемонстрировать своим друзьям или близким. 

Портфолио наряду со вступительными испытаниями является инструментом для осуществления конкурсного  набора в профильные классы. Портфолио  оформляется по желанию ученика  и его родителей.

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, в результате проделанной нами работы, можно сделать вывод – портфолио на сегодняшний день позволяет в значительной степени модернизировать процесс обучения. В частности портфолио позволит выстроить учебный процесс так, что он будет направлен на формирование личностных качеств каждого ученика. Опыт работы с портфолио дает возможность к числу достоинств отнести следующее:

  • в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;
  • портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля;
  • создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
  • процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.

Работу с портфолио  можно и нужно начинать с начальной  школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность  в обучении. Ученик, переходя на следующую  ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения. При создании портфолио, учащийся не только выполняет  все необходимые работы, но и анализирует  полученную информацию для дальнейшего  создания портфолио.

По мнению абсолютного  большинства зарубежных авторов, публикующих  книги и статьи по вопросам портфолио  – это нечто большее, чем просто альтернатива современных экзаменов. По их мнению, портфолио позволит полностью  изменить образовательную философию  в корне и обеспечить более  высокое качество обучения. С появлением портфолио в образовании появятся новые цели, будет кардинально  изменен весь учебный процесс.

Технология портфолио  является одной из возможных платформ для внедрения и освоения Федеральных  государственных  образовательных  стандартов второго поколения.

Мы считаем, что выполнили  ряд тех задач, которые поставили  перед написанием данной контрольной  работы:  знакомство с понятиями  «портфолио» и «оценивание» в  образовании, анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, рассмотрели  особенности применения портфолио  в ОУ, так же сформулировали выводы по данной теме. Считаем, что цель достигнута. На основании данной изученной темы в будущем планируем применить изученный опыт на практике.  

Список литературы:

  1. Газета.ру стиль жизни, образование;
  2. http://www.gazeta.ru/lifestyle/education/2011/09;
  3. Народное образование Портфолио: типичные ошибки и затруднения, № 2, 2005,с.72-77;
  4. Учебное портфолио – новая формат  контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000. – № 1;
  5. Портфолио ученика // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2005.-№6. - С.58-60;   
  6. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио// Практика административной работы.-2005.-№5. - С.16-20;   
  7. Ролевая игра "Портфолио, или папка личных достижений ученика"// Методист-2005.-№2. - С.11-19;   
  8. Зарубежный опыт использования портфолио// Народное образование.-2005.-№9. - С.151-154; 
  9. Портфолио как форма накопительной оценки знаний// Учитель. - 2008. - №1. - С.8-10;   
  10. "Портфолио" - новый и эффективный инструмент оценивания// Директор школы. - 2008. - №2. - С.32-36.

 

Информация о работе Портфолио как способ оценки учебных достижений учащихся