Портфолио как способ оценки учебных достижений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку. Портфолио поможет учащимся освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые при составлении резюме и прохождении различных собеседований. Применение технологии портфолио в учебном процессе, позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие сведения о портфолио.
1.1. История появления портфолио……..…………………………………………………………………...4
1.2. Внедрение портфолио в ОУ России……..…………………................... 5
1.3. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учащихся…………………………………………………………………………...6
Глава II. Структура портфолио.
2.1. Основные этапы создания портфолио…………………………………..…………………………………….12
2.2. Рекомендации для отбора документов в портфолио …………………..14
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16
Приложение:
«Деловая игра» - презентация портфолио.
Положение о порядке оценивания личных достижений учащихся.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по практ. педагогики 2 курс.docx

— 335.36 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 «Деловая игра» - презентация  портфолио.

Цель: обучить учащихся технологии работы с портфолио как инструментом самооценки личных достижений.

Задачи:

- показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном росте учащихся (мотивационная задача);

– овладеть технологией  работы с портфолио в соответствии с поставленной целью: отобрать материал, систематизировать его, дать самооценку, а также публично презентовать (учебная задача).

Участники игры:

- ведущий (руководитель);

  - консультанты (родители), которые дают экспертную оценку автобиографиям и помогают учащимся  в составлении презентации;

  - представители (слушатели), которые информируют школьников о требованиях к самопрезентации, внимательно слушают выступления учащихся и оценивают их работу;

- учащиеся, которые готовят материалы для презентации и папку для портфолио.

«Технология работы с портфолио в системе оценки достижений учащихся».

Ход занятия:

I этап  – введение в игровой сюжет.

Ведущий: Уважаемые участники! Представьте, что в нашей школе открыли экологический класс для детей, которые интересуются жизнью животных и окружающей средой. Вы бы хотели учиться в этом классе? Сегодня вам представляется такая возможность, но количество мест ограничено, поэтому все вы находитесь в ситуации конкуренции. Вам необходимо:

1) создать индивидуальное  портфолио и предоставить его  консультантам на экспертизу;

2) провести презентацию  портфолио.

Цель  – в ситуации конкуренции добиться, чтобы вас приняли в экологический класс. У вас было домашнее задание написать автобиографию – рассказ о себе. Передайте автобиографии консультантам, которые вынесут им экспертную оценку и передадут представителям.

II этап  – теоретическое введение в  тему.

Ведущий: Познакомьтесь с общим представлением о структуре портфолио. Вам предлагается схема отбора содержания портфолио, которое вы должны предъявить консультантам, а затем сделать самопрезентацию.

Схема портфолио:

1. «Мои успехи в учебе»  – представить лучшие работы, рефераты, сообщения по предмету, награды.

2. «Копилка творческих  работ» – проектные, исследовательские  работы (региональный и всероссийский  уровень).

3. Я на «лесенке успеха»  – отметить не только улучшение  успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил для этого, и те знания, умения и навыки, которые он в результате приобрел.

Ведущий: Поставь себя на одну из ступенек «лесенки успеха» (самая верхняя ступенька – наилучшие результаты). Как ты оцениваешь свою работу? Что узнал нового?

4. Рефлексия.

5. «Планы на будущее»: мне интересно, … поэтому я  буду…

III этап  – индивидуальная работа с  портфолио.

Ведущий: Ваша задача – выбрать нужный материал и систематизировать его. Можно обращаться за помощью к консультантам. После того как ваши портфолио будут готовы, подходите к представителям.

IV этап  – «круглый стол» с представителями (подготовка к самопрезентации).

Представители информируют  участников о требованиях к самопрезентации:

1) наполняемость;

2) систематизация;

3) аккуратность;

4) самостоятельность;

5) отражение самооценки  ученика;

6) логика рассуждения,  культура речи;

7) оригинальность;

8) убедительность.

Критерии  оценки портфолио:

– полностью соответствует  требованиям (!);

– не полностью соответствует (! –);

– в целом соответствует (+);

– не соответствует (–).

Содержание  этапов:

Введение участников в  проблемную ситуацию с целью создания личного отношения к предмету обсуждения, эмоционального настроя. На этом этапе в работу включаются консультанты, которые дают экспертную оценку автобиографиям, и представители, у каждого из которых есть таблица с критериями оценок. Учащиеся знакомятся с ключевыми  принципами организации портфолио: системность, логика, информативность. Индивидуальное выполнение задания  участником с целью определения  своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.

«Самопознание и самореализация»  – учет информации с динамикой  саморазвития, а также успехов, ценных для личностного роста. Учащиеся систематизируют собранные материалы. На этом этапе им понадобится помощь взрослых (родителей). Учащиеся имеют  право задавать представителям вопросы  с целью выяснить, каким образом  лучше провести самопрезентацию, чтобы  стать победителем в конкурсе среди претендентов на поступление  в экологический класс. Представители  оценивают портфолио и выступления  участников на основании критериев, сформулированных экспертной группой. В условиях безотметочного обучения используются знаки (! + –).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение о порядке  оценивания личных достижений учащихся (портфолио).

 

Общие положения. 
1.1. В соответствии с письмами Минобразования России от 28.01.02 № 14-55-55 ин/04 «О приеме в высшие учебные заведения Российской Федерации в 2002 году» и от 15.05.03 № 03-47ин/13-03 "О проведении вступительных испытаний при приеме в высшие и средние специальные заведения", в систему промежуточного и итогового оценивания вводится учет портфеля личных достижений учащихся (далее - портфолио). 
1.2. Портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его достижения в различных областях. Ориентировано на новые формы оценивания, а также самооценивания. Предполагает способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 
1.3. Портфолио дополняет традиционные контрольно-измерительные материалы, направленные на проверку знаний, умений и навыков. 
1.4. Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного и деятельностного подхода к образованию. 
1.5. Цель портфолио - создать отчет о процессе образования учащегося, продемонстрировать его способности применять приобретенные знания и умения на практике. 
1.6. Задача портфолио - при определении профиля обучения учащихся учесть весь комплекс образовательных результатов.

 
2.Виды портфолио.

 
2.1. Портфолио документов - собрание  официальных (документально сертифицированных)  индивидуальных образовательных  достижений школьника. Содержит  итоговый балл, а также перечень  и оценки сертификатов, входящих  в его состав. Документы или  их копии прилагаются. 
2.2. Портфолио работ - собрание творческих, проектных и исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой деятельности: 
участия в научных конференциях и конкурсах; 
прохождения элективных курсов, различного рода практик; 
- спортивных и художественных достижений и др. 
Оформляется в виде официального школьного документа с приложением работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

2.3. Портфолио отзывов  - содержит информацию об отношении  школьника к различным видам  деятельности, представленную учителями,  работниками. Данные сведения  дополняются письменным анализом  конкретной деятельности и ее  результатов, выполненным самим  школьником. 
Оформляется в виде заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

 
3. Оформление  единого документа портфолио. 
3.1. Официальным документом портфолио является Перечень персональных достижений (далее - Перечень). 
3.2. Перечень оформляется при поступлении ученика в школу и ведется до момента окончания обучения. 
3.3. Перечень содержит: 
- полное наименование образовательного учреждения; 
- персональный порядковый номер; 
- Ф.И.О. ученика; 
- год выдачи; 
- отдельные листы по классам и годам обучения (с указанием номера и буквы класса), содержащие следующие разделы: 
документы; 
работы; 
отзывы; 
- итоговый лист каждого года обучения, где указывается рейтинг по разделам и суммарный рейтинг портфолио за год. 
3.4. В разделе "Документы" могут быть зафиксированы: 
дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за достижения на конкурсах, олимпиадах и других состязаниях международного, всероссийского, областного v городского уровней; 
дипломы, сертификаты, удостоверения, полученные в ходе обучения на курсах в лицензированных образовательных учреждениях или участия в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. 
При записи фиксируются: 
уровень мероприятия; 
степень заслуг и участия (1 -е место, лауреат, член сборной и т. д.); 
руководитель от Центра (если есть); номер документа (если есть); организатор мероприятия.

Записи действительны  при предъявлении подлинника документа. 
3.5. В разделе «Работы» могут быть зафиксированы: 
проектные работы. Указывается тема проекта, руководитель и оценка по 10-балльной шкале; 
исследовательские работы и эссе - тема, руководитель и оценка по 10-балльной шкале; 
техническое творчество (модели, макеты, приборы) - конкретная работа, руководитель и оценка по 10-балльной шкале; 
работы по искусству - жанр и количество работ, руководитель оценка по 10-балльной шкале, участие в выставках; 
другие формы творческой активности (участие в школьном театре, оркестре, хоре и т. д.) - продолжительность занятий, выступления на гастролях и концертах; 
кружки и факультативы - название, руководитель и оценка участия по 10-балльной шкале; 
практики (языковая, социальная, трудовая, педагогическая и т. д.) - вид, место прохождения, продолжительность, руководитель, оценка деятельности по 10-балльной шкале; 
научные конференции и учебные семинары - тема мероприятия, организаторы, форма участия; 
спортивные достижения - наличие спортивного разряда. 
3.6. В разделе "Отзывы "могут быть зафиксированы: 
резюме на ученика, составленное советом школьного самоуправления ("Советом старейшин"), - дата составления. 

 

 

 

 




Информация о работе Портфолио как способ оценки учебных достижений учащихся