Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить формирование адаптационных резервов организма детей с близорукостью 7-9 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора.
1.2. Близорукость.
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения.
1.4. Использование подвижных игр в теории практики физического воспитания.
1.5. Принципы и методические рекомендации коррекции вторичных отклонении у детей с ослабленным зрением.
1.6. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования младших школьников
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Программа реабилитационных мероприятий для детей с близорукостью.
2.4. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения
3РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Динамика изменений двигательных качеств детей 7-9 лет с близорукостью.
3.2. Динамика изменений антропометрических показателей физического развития детей 7-9 лет.
3.3. Динамика изменений физиометрических показателей физического развития
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.docx

— 116.55 Кб (Скачать документ)

     5. используя звуковой метод, следует помнить, что звуковые сигналы заменяют зрительные восприятия. Источник звука устанавливается на уровне лица занимающегося, ввиду того, что на этой высоте он наиболее хорошо воспринимается;

     6. при изготовлении наглядных пособий и их использовании необходимо учитывать требования, предъявляемые в тифлопедагогике к методу наглядности (описаны выше);

     7. при выборе метода обучения учитывается необходимость воспитания активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь сформированных навыков правильной осанки, позы, движений и т.д.;

     8. следует умышленно создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, создавать ситуации занимательности, успеха, подчеркивать достижения ребенка, а ошибки обсуждать наедине. Создавать ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре. Использовать методы обучения, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки школьных успехов;

     9. программировать физическую активность (занятия по программам, улучшающим двигательную активность), что увеличит возможность социальных и эмоциональных контактов слабовидящих детей. Следует отметить, что в обучении слабовидящих детей двигательным действиям крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно используется сочетание нескольких взаимно дополняющих методов, которые определяются целями и задачами урока.

    Использование сохранных анализаторов

    Учебная деятельность школьников с нарушениями зрения основывается на взаимодействии анализаторов. Задача по использованию сохранных анализаторов может быть общей для учащихся всего класса, а содержание и приёмы коррекционной работы для реализации поставленной задачи разные: путем индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку с учётом его возможностей, способностей и предыдущего сенсорного опыта. Соблюдая принцип компенсаторной направленности на основе сенсорного развития в процессе познавательной и игровой деятельности, на уроках физкультуры и ЛФК активно используется взаимодействие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство и др.).

    При использовании и развитии остаточного  зрения следует пользоваться сочетанием общеразвивающих и специальных  упражнений, способствующих, прежде всего, охране зрения, формированию зрительных представлений, тренировке зрительных функций глаза. Обучать пользованию остаточным зрением в узнавании знакомых предметов, распознаванию зрительных признаков спортивного инвентаря, наполняющего спортивный зал (по цвету, форме, величине). Развивать зрительные представления при поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных соотношений. Для развития зрительного восприятия оценивать с учащимися удаленность предметов в пространстве при метании мячей, прыжках в длину и др. упражнениях.

    Следует обучать использованию сформированных навыков зрительного восприятия и зрительных представлений в повседневной жизни. Большое значение имеют развитие и использование слухового анализатора, который в условиях отсутствия зрения является одним из главных в сенсорной системе. Воспринимая звуки, ребенок с нарушением зрения ориентируется в окружающей среде, определяет направление и нахождение звука, это даёт возможность незрячим детям познать окружающий мир. С помощью осязания у детей с нарушением зрения на уроках физкультуры и ЛФК достигается возможность получать представление о шероховатости, твердости, давлении и температуре предметов. Осязание выступает как предметно-познавательное средство. Известно, что при обследовании предмета целесообразно использовать обе руки, так как это не только ускоряет и облегчает, но и повышает качество работы, уточняет объёмность, направление и соотношение частей воспринимаемого. На уроках и занятиях ЛФК используется осязательное изучение адаптированных наглядных пособий (рельефных плакатов, планов спортивного зала, альбома "Азбука движений", спортивного инвентаря). Дети обучаются различению предметов по характеру поверхности (дерево, ткань, металл, кожа, резина, пластик, ребристая доска и т.п.); весу и объёму; определению характеристик грунта ногами (деревянное покрытие, резиновая дорожка, ковровое покрытие, линолеум, асфальт, травяной покров, утрамбованный или рыхлый снег и т.д.).

    На  основании подошвенного ощущения (места  соединений ковровых покрытий образуют ощутимую полоску) дети строятся в шеренгу, находят и другие ориентиры в спортивном зале. С помощью осязания, касаясь рукой основных осязательных ориентиров на маршруте, учащиеся могут осуществлять самостоятельное передвижение по спортивному залу и спортивной площадке. Предварительно дети знакомятся с местом занятий, с осязательными ориентирами, встречающимися на маршруте, у них формируются представления о предметах, спортивном инвентаре, расположении окон, дверей, тренажеров и др. ориентиров. Это способствует преодолению боязни пространства и чувства неуверенности в своих возможностях.

    Младших школьников необходимо научить различать  источники тепла (солнце, нагревательные приборы) и их местонахождение по характеру теплопроводимости. Б.И. Коваленко (1975) отмечал, что температурная чувствительность в результате тренировки повышаете  я в 10-15 раз. Наряду с общими образовательными задачами на уроках физкультуры и ЛФК должное внимание следует уделять сочетанию работы сохранных анализаторов (зрительного, слухового и тактильного). Преподавателю ЛФК в повседневной работе приходится соприкасаться с рядом терминов и понятий современной дефектологии. В связи с этим предлагается перечень специальных терминов и понятий - глоссарий тифлопедагога. В него включены, термины и понятия, с которыми наиболее часто приходится работать учителю физического воспитания и ЛФК.

 

    

1.6. Роль и значение  подвижных игр  для физического  совершенствования  младших школьников 

     Формирование  человека на всех этапах эволюционного  развития проходило в неразрывной  связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели  важную биологическую роль в его  жизнедеятельности.

     Анализ  научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

     Уровень развития двигательных качеств в  настоящее время находится на невысоком уровне, который не может  быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому  воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.

     Использование подвижных игр предусматривает  не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем  включения методических особенностей игры в любые физические упражнения. За последние годы подвижные все  решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами.

     А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать  у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять  многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. 

 

2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Организация  исследования

 

     Для выполнения цели и задач исследования было проведено исследование физического развития, функционального состояния 12 детей от 7-9 лет Экспериментальное исследование проводилось в НПЦ «Бонум», г. Екатеринбург (ул. Краснокамская, 36). Исследование адаптационных резервов организма детей проводилось в двух группах: контрольной и экспериментальной. В контрольную группу были включены 6 детей, которые не занимались лечебной физической культурой. Экспериментальную группу составили также 6 учащихся, которые проходили курс лечебной физической культуры в течении 9 месяцев.

     Эксперимент проводился в течение 9 месяцев с  сентября 2010 года по май 2011 года и состоял  из 2 этапов:

     1этап  – сентябрь 2010 года включал в  себя подготовку к эксперименту. На данном этапе было получено  разрешение о проведении эксперимента  у дирекции филиала Центра  восстановительного лечения для  детей «Бонум», проведен анализ  научно-методической литературы, разработан  и уточнен план работы, проанализированы  медицинские карты. Также были  сняты показатели, характеризующие  функциональное состояние внешнего  дыхания, дана первичная оценка  функциональным возможностям респираторной  системы. Начаты занятия лечебной  гимнастикой по нашей методике.

     2 этап – с мая 2011 года нами  было проведено заключительное  исследование и дана оценка  функциональным возможностям организма  юношей.

     Диапазон  функциональных резервов организма  детей оценивали по результатам проведенных проб.

 

2.2. Методы исследования

 

     Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

  1. анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
  2. медико-педагогические наблюдения;
  3. антропометрические измерения;
  4. статистические методы;
  5. клинические: анализ истории болезни.

     Анализ  и обобщение данных научно-методической литературы

В процессе исследования анализировались и  обобщались данные научно-методической литературы о строении и функции  зрительного анализатора в норме  и при близорукости и астигматизме, особенности физического развития детей с ослабленным зрением. А также задачи, принципы и особенности  методики реабилитационных мероприятий  для детей с близорукостью  и астигматизмом различной степени  тяжести. Всё это позволило получить наиболее полное представление о  состоянии изучаемого вопроса и  как следствие этого поставить  цели и определить задачи исследования.

     Медико-биологическое  тестирование.

     Использовался следующий инвентарь: весы, ростомер, секундомер, сантиметровая лента, спирометр, становый динамометр, ручной динамометр. велоэргометр.

     Измерялись  следующие антропологические показатели: рост, вес, экскурсии грудной клетки, ширину таза, окружности грудной клетки на вдохе. Выдохе, в паузе, силу мышц кисти и спины и жизненную  емкость легких, жизненный индекс.

     Прежде  чем производить то или иное измерение, нужно ознакомиться с методикой  его проведения.

     Рост  стоя измеряют ростомером или антропометром. Ростомер представляет собой укрепленную на площадке вертикальную стойку с передвижной планкой и откидной скамейкой. Вертикальная стойка имеет две шкалы: светлую для измерения роста стоя (отсчет ведется от уровня площадки) и темную для измерения роста сидя (отсчет ведется от уровня скамейки). Передвижная горизонтальная планка свободно двигается по вертикальной стойке и удерживается в перпендикулярном к ней положении пружинкой, расположенной в пазу планки.

     При измерении роста стоя обследуемый  становится босыми ногами на площадку ростомера по стойке «смирно», пятки, ягодицы и спина (межлопаточной  области) прикасаются к вертикальной стойке; подбородок слегка опущен, чтобы  наружный угол глаза и козелки  ушных раковин были на одной горизонтали. При этом не обязательно, чтобы затылок  прикасался к вертикальной стойке.

     Окружности  тела измеряются сантиметровой лентой, которая должна достаточно плотно прилегать к телу.

     Окружность  груди определяется при вдохе, выдохе во время паузы. Сантиметровую ленту накладывают сзади под прямым углом к лопаткам, а спереди у мужчин и детей по нижнему краю околососковых кружков, а у женщин – над грудными железами по месту прикреплений четвертого ребра к грудине (на уровне среднегрудинной точки). При наложении ленты, обследуемый немного приподнимает руки, затем опускает их и становится в спокойную стойку. Рекомендуется вначале измерить окружность груди на небольшом вдохе, затем на глубоком выдохе и в паузе при обычном спокойном дыхании во время беседы. Обследуемый не должен при вдохе приподнимать плечи, а при выдохе сводить их вперед, нагибаться или изменять стойку.

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23: