Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить формирование адаптационных резервов организма детей с близорукостью 7-9 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора.
1.2. Близорукость.
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения.
1.4. Использование подвижных игр в теории практики физического воспитания.
1.5. Принципы и методические рекомендации коррекции вторичных отклонении у детей с ослабленным зрением.
1.6. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования младших школьников
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Программа реабилитационных мероприятий для детей с близорукостью.
2.4. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения
3РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Динамика изменений двигательных качеств детей 7-9 лет с близорукостью.
3.2. Динамика изменений антропометрических показателей физического развития детей 7-9 лет.
3.3. Динамика изменений физиометрических показателей физического развития
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.docx

— 116.55 Кб (Скачать документ)

     Занятие должно быть эмоционально насыщено. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Необходимо менять тембр звука: громко, тихо, мягко, строго, учитывая психическое состояние учащихся, их быструю утомляемость, специфические особенности развития слепых и слабовидящих детей. Используются адаптированные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, отвлекающие упражнения для борьбы с навязчивыми движениями. Умышленно создаются ситуации успеха.  

2.4. Физическая культура  и адаптивный спорт  для детей с  поражением зрения 

     Резкое  ухудшение зрения – очень тяжелое  заболевание, в значительной мере ограничивает возможности человека, отражается на его психоэмоциональном состоянии, физическом развитии, социальной адаптации. В результате тяжелой патологии  зрительного анализатора в определенной мере разрушается естественность функционирования организма, которая сопровождается комплексом психической неполноценности, часто выражающейся тревожностью детей, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью от других детей, или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью.

     Главная проблема физического воспитания и  спорта при глубоком нарушении зрения у детей заключается в выявлении  общих и индивидуальных закономерностей  управления процессами адаптации важных систем организма в целом. Эта  проблема имеет сложную многоуровневую и многофакторную структуру и  включает несколько главных аспектов: медицинские, социальные, психолого-педагогические, спортивные.

     Физическая  реабилитация школьников инвалидов  по зрению остается актуальной проблемой  современной России.

     Особенности состояния здоровья, специфика методов  обучения инвалидов детства по зрению объединяет эту категорию учащихся в школах-интернатах для слепых и  слабовидящих. Обращает внимание прогрессирование количества детей с этой патологией; их количество в специализированных школах-интернатах возросло за 10 лет  более чем в 8 раз.

     В одних и тех же классах школ-интернатов обучаются дети с разной патологией зрительного анализатора. Все учащиеся подразделяются на 2 группы для занятия  физическими упражнениями: слепые и  слабовидящие. Специфика их функциональных потерь вызывает необходимость разграничивать и методику их физического воспитания в этих группах.

     Основная  отличительная особенность этих методик заключается в возможности  использования у слабовидящих физических упражнений с целью коррекции  и восстановления нарушенных зрительных функций. В то время когда методика физического воспитания слепых, в  основном, направлена на преодоление вторичных отклонений в развитии или вторичных дефектов возникающих в результате слепоты.

     Мышечная  деятельность во время выполнения физических упражнений стимулирует физические процессы, формируют новое функциональное состояние организма, который приспосабливается  к дефекту, способствует компенсации  нарушенных функций и адаптации  вегетативных систем к физической нагрузке, улучшает деятельность сохраненных  функций, в частности сенсорных  систем.

     Физическое  воспитание и спорт слепых и слабовидящих детей – одно из самых важных средств всестороннего их развития, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Педагогический процесс  физического воспитания для этого  контингента инвалидов имеет  свои особенности, которые обусловлены  не только нарушением зрения, но и наличием отклонений в физическом и психическом  развитии. Одной из основных задач  этого процесса в школах является коррекция физического развития.

     Специальная литература содержит информацию об отставании в физическом развитии этой категории  детей и о выявлении целого ряда аномалий двигательных функций. Возможность  использования физических упражнений с целью коррекции нарушенных функций слабовидящих детей определяется ролью мышечного контроля, в сумме  с очень незначительным зрительным, во всей жизнедеятельности ребенка. Ослабление мышечной системы при  пониженной двигательной активности, неуверенность и излишняя осторожность при выполнении повседневных жизненно важных и необходимых движений сказываются  на работе кардио-респираторной и  других систем организма, что приводит к задержке физического и функционального  развития детей. Учащиеся испытывают трудности  с ориентировкой в пространстве, нередко у них нарушена координация  движений.

     Физкультурные занятия со слабовидящими детьми и спорт должны, прежде всего, способствовать:

    • овладению навыками ориентировки в пространстве;
    • укреплению здоровья;
    • повышению уровня физического состояния;
    • коррекции физического развития;
    • ликвидации скованности в движениях;
    • тренировки координационной точности в движениях;
    • воспитанию чувства ритма и равновесия.

     Потенциальные возможности (резервы) растущего и  развивающегося организма ребенка  даже с такой тяжелой патологией, как заболевания зрительного  анализатора, достаточно высоки, для  того, чтобы при грамотном использовании  форм, средств и методов физического  воспитания и спорта способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих школьников. 

3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Динамика изменений  антропометрических  показателей

физического развития детей 7-9 лет

 

     Для оценки эффективности реабилитационных мероприятий было проведено обследование пациентов контрольной и экспериментальной  групп в начале и конце эксперимента. Субъективные и объективные показатели в контрольной группе качественно  мало отличались от основной группы наблюдаемых.

     В качестве критериев эффективности  были использованы:

1. субъективные  проявления;

2. динамика развития двигательных качеств;

3. показатели физического развития;

4. функциональные показатели кардиореспираторной системы.

     Следует отметить, что длина тела в период 7-9 лет у мальчиков в различных группах имеет различную динамику прироста Нами установлено, что по результатам эксперимента более высокие значения длины тела определяются в основной группе мальчиков в конце эксперимента. Сравнительная оценка показателей длины тела показывает, что в 9 лет у мальчиков основной группы рассматриваемая величина на 1-2 см больше, чем в контрольной группе.

 

     

Таблица 1 - Динамика развития двигательных качеств у детей с близорукостью

мальчиков 7-9 лет контрольной группы (М±m)  

Тест В начале эксперимента

(сентябрь 2010)

В конце эксперимента

(май  2011)

Тест  на скорость, с

Бег на 30 м

   
  Р>0,05;
Тест  на силу, кол-во

подтягиваний

   
 
 
Р>0,05;

 

Тест  на скоростносиловые качества, прыжок в длину, м    
  Р>0,05;
Подвижность позвоночника, см    
  Р>0,05;
 

Таблица 2 - Антропометрические показатели тела мальчиков 7-9 лет

контрольной группы (М±m) 

 
 
В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(март 2007)

Длина тела, см 130,41±0,79 131,56±0,69
 
 
Р>0,05;
Масса тела, кг 28,96±0,45 29,51 ±0,48
 
 
Р>0,05;

 <0,05;Р,.4-нет

Длина туловища, см 37,54±0,63 38,66±0,75
 
 
Р>0,05;
Длина руки, см 56,86±0,38 57,28±0,43
 
 
Р>0,05;
Длина ноги, см 69,12±0,63 70,81±0,59
  Р>0,05;

 

 

Таблица 3 Антропометрические показатели тела мальчиков 7-9 лет

основной группы (М±m) 

 
 
В начале эксперимента

(сентябрь 2010)

В конце эксперимента

(май  2011)

Длина тела, см 130,12±0,89 133,68±0,96
 
 
         Р>0,05;
Масса тела, кг 28,56±0,46 30,46±0,45
 
 
Р<0,05;
Длина туловища, см 37,91 ±0,64 39,61±0,81
 
 
Р>0,05;
Длина руки, см 56,12±0,48 57,64±0,52
 
 
           Р>0,05

-3. 1-4. 2-3. 3-4 "Нет

Длина ноги, см 68,84±0,49 70,81±0,61
 
 
          Р>0,05
 

     Показатели  массы тела также имеют возрастную изменчивость. По результатам исследования наибольшие значения массы тела определяются среди представителей основной группы, тогда как самые низкие цифры рассматриваемого показателя выявляются среди мальчиков контрольной группы. Наши исследования показывают, что у детей основной группы к 7-9 годам прирост массы тела характеризуется максимальными годовыми прибавками. Можно предположить, что проведение курса лечебной физической культуры привело к улучшению морфометрических характеристик мальчиков основной группы.

     Значительная величина годовых прибавок в основных морфометрических показателях (длина и масса тела) у мальчиков основной группы определена стимулирующим влиянием продолжительного применения комплекса лечебной гимнастики.

 

3.2. Динамика изменений  физиометрических  показателей

физического развития

 

     Если  антропометрические исследования характеризуют  структурные изменения в организме, то физиометрические показатели в большей  степени отражают функциональное состояние  отдельных органов и систем (Баранов  А.А., Щеплягина Л.А.,2000; Гребнева Н.Н., Кривощеков С.Г., Загайнова А.Б., 2001). Физиометрические показатели организма мальчиков 7-9 лет представлены в таб. 2-3.

     Таблица 4 Физиометрические показатели организма мальчиков 7-9 лет

контрольной группы (М±т) 

Показатели В начале эксперимента

(сентябрь 2010)

В конце эксперимента

(май  2011)

ЧСС, уд/мин 88,41 ±0,44 86,81±0,43
 
 
Р>0,05 

-2. |-з<0,05; Р ,.4.2-з. 2-4. м-нет

АДС, мм.рт.ст. 96,32±0,84

98,56±0,86

100,38±0,89
 
 
Р<0,05;

-з.1-4,2-4<0,05;Р1.2.2-з.з-4-нет

АДД, мм.рт.ст. 62,48±0,56 66,49±0,62
 
 
Р<0,05;
ЖЕЛ,л 1,71 ±0,07 1,96±0,09
 
 
Р<0,05;
ЖИ, мл/кг 58,96±0,51 67,58±0,54
 
 
Р<0,05
Кистевая  сила, кг 12,46 14,86±0,22
 
 
Р<0,05
Кистевая  сила, кг 12,46 14,86±0,22
 
 
Р<0,05
Становая  сила, кг 12,46 14,86±0,22
 
 
Р<0,05

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23: