Воображение и его особенности в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание

В современных условия потребность в развитии творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей с самого раннего возраста. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие о воображении…………………………………………….. 5
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов………………………………………………………………………10
1.3. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………13
1.4. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их творческое воображение………………………………………….……………18
Глава 2. Особенности творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста……………………………………………..21
2.1. Диагностика особенностей творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством………………………………..........................................................21
2.2. Анализ результатов и выводы о проделанной работе……………………………………………………………………………24
2.3 Педагогические рекомендации………………………………………29
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной Литературы……………………………….
Приложения………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

нужный курсач мой.docx

— 56.31 Кб (Скачать документ)

   Все   необходимые   качества   воображения    (широта,  произвольность, устойчивость,  яркость,  оригинальность)  возникают  не  спонтанно,  а   при условии  систематического  влияния  со  стороны  взрослых.  Влияние   должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем  мире, а не сводиться к «навязыванию»  ему  готовых  тем.  Ребенку  нужно  помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать  способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно  формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не  проводить,  то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к  началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым  к  усвоению  учебного материала,  требующего  достаточно сформированного  уровня  воображения.  К этому возрасту уже  должны  появиться  такие  психические  образования,  как произвольность,  внутренний  план  действий,   рефлексия.   Благодаря   этим новообразованиям  появляется  и  качественно   новый   вид   воображения   – произвольное  воображение.   Возрастает   целенаправленность,   устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны  и  эмоционально  окрашены.

Присутствует  творческая переработка представлений.

   Итак, развивая воображение с  раннего детства, мы не только  совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и знакомим детей с действительностью, развиваем способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности творческого  воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

 

2.1.    Диагностика особенностей творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством

 

Все большую  роль в изобразительной  деятельности дошкольников начинает приобретать  воображение. Но образы воображения  еще неустойчивы, фрагментарны, что  сказывается и на рисунках. С возрастом  воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать  содержание своей работы, вводить  новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной  деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом  образе, усиливают работу воображения.

Дети  почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет  назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.

Выразительность образа достигается с помощью  изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку.

Ребенок, рисуя какой-либо конкретный предмет, часто изображает те детали, которые для него являются существенными. И именно они делают образ очень выразительным.

Но наряду с этими главными для детей  выразительными признаками образа они  часто рисуют траву, самолет в  воздухе, стараясь заполнить на бумаге пустые пространства.

Наиболее  доступным выразительным средством  для дошкольника является использование  цвета.

Цвет  в изобразительном искусстве (живописи, графике) является важным средством  выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование  находится в тесной связи с  содержанием произведения.

Дети 4—5 лет часто используют цвет в декоративном плане.

Постепенно  дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С  развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном  плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы — в темные.

Свое  отношение к изображаемому дошкольники  передают и другими средствами, тоже нарушающими действительность. Но это  нарушение идет в результате желания  усилить значимость, выразительность  образа. Так, иногда они изменяют правильные пропорциональные соотношения (о чем  уже говорилось выше), желая что-либо выделить, например, на рисунке бабочки по размеру больше самих детей, иначе нельзя на этих бабочках нарисовать красивые узоры.

Передача  динамического состояния изображаемого  объекта также является одним  из выразительных средств, используемых ребенком.

Но выражение  динамики все же является сложным  для ребенка, потому что с движением  меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому часто, несмотря на выразительность образа, форма его бывает искаженной.

Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: линия, цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

В нашем  исследовании мы руководствуемся графическими методиками П.Торренса[8].

Выделенными нами критериями исследования являются:

  • оригинальность
  • самостоятельность в выборе способов и средств фантазирования
  • образно-ассоциативные связи при создании художественного образа

Были  определены уровни творческого воображения (фантазирования) на основе методик Л.А. Венгера, П. Торренса, Г.И. Щукиной. При этом учитывались возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, характер деятельности и вид деятельности (рисование как художественно-творческий процесс). В результате были выявлены следующие уровни творческого воображения.

Репродуктивный уровень: а) ребенок самостоятельно не находит ассоциативные связи при создании художественного образа; не  характеризует его; б) фантазирование отличается однообразием и отсутствием новизны; в) отсутствует самостоятельность выбора способов и средств самовыражения.

Эвристический уровень: а) у ребенка часто возникают ассоциации, но логика может отсутствовать при создании художественного образа; характеризует его 1 словом, нередко неожиданными или неадекватными образу; б) выбор способов   фантазирования может быть оригинальным и новым; в) может самостоятельно выбрать способ и средство самовыражения, но нередко обращается к педагогу.

Креативный уровень: а) ребенок способен находить ассоциативные связи при создании художественного образа; характеризует его 2-3 словами б) находит новые оригинальные способы фантазирования; в) самостоятельно выбирает способ и средство самовыражения.

Цель исследования: изучить особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, определить различия творческого воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Средства изображения рисунка: краски, мелки, карандаши, фломастеры.

Детям предлагались следующие задания:

  1. « Дорисуй каплю» и во что-нибудь ее преврати.

 Ребенку предлагалась  недорисованная фигура, которую он должен завершить, создавая свой образ (облако, человека, машину, книгу, траву, солнце и т.д.).

   2. «Заверши   рисунок».

 Ребенку   предлагалось   10   фигур   в   виде разбросанных камней. Он должен был дорисовать к каждой фигуре любые детали для того, чтобы получился образ (хвост, нос, носик чайника, голова, листва и т.д.), и    создать общую композицию, то есть самостоятельно дорисовать (заштриховать, изобразить волны, небо и т.д.).

3. «Дорисуй повторяющиеся  фигуры».

 Дети придумывали различные  образы на основе прямых линий и овалов. В данном случае оценивалась фантазия и разнообразие образов, возникших из каждой линии и овала.

   Данные  упражнения  хорошо   развивают   фантазию,   образное   мышление, художественное восприятие, воображение.

 

 

2.2.Анализ  проделанной работы.

 

Анализируя  итоги нашего исследования, можно  сделать следующие выводы.

Выполняя первое задание «Дорисуй каплю» дети репродуктивного уровня дорисовали по контуру, просто соединяли недорисованную фигуру, поясняли, что это крыша или горох.

Эвристический уровень характеризовался попыткой нестандартного изображения капли и оригинальным пояснением: «неваляшка, ее уронили, она грустная».

На креативном уровне дети фантазировали  свободно, и оригинально интерпретировали свои рисунки: разноцветная варежка, «чтобы было красиво и тепло».

Во втором задании мы наблюдали  способность детей создавать  общую композицию из разбросанных по листку бумаги геометрических фигур  «Заверши рисунок».

Репродуктивный уровень -  завершение рисунков из десяти фигур не отличалось разнообразием. Несмотря на разнообразные названия - огурчик, яблоко, грибок, рисунки практически оставались по форме почти одинаковыми, композиция отсутствовала.

Эвристический уровень - десять фигур нередко оставались разрозненными, но практически все образы были разнохарактерными: человек, солнце, сердечко, собачка. При этом нередко каждому образу «присваивалось» настроение или характер: сердитая тучка, камушек с узорами, сладкая конфетка.

 

Креативный  уровень - фигуры  представляли  собой разнообразные  предметы  и  вещи, объединенные общей композицией: сверху светит солнышко, на которое надвигается тучка с дождиком, у дерева растет семейка грибов, у дома песочница со звездочкой («чтобы было   красиво»).  

Нами оценивалась фантазия и разнообразие образов, возникших из каждой линии и овала при выполнении третьего задания «Дорисуй повторяющиеся фигуры».

Дети с репродуктивным уровнем  творческого воображения рисовали изгородь или траву (линии), фрукт или голову "(овалы).

 На эвристическом уровне образы линий и овалов отличались разнообразием и разнохарактерностью: цветочек, окно, песочница, мороженное; нередко характеризовались эмоционально: засохшая елка, злой дядька ворует детей, злая ведьма и добрая волшебница.

Дети  с креативным уровнем разнообразно изображали повторяющиеся объекты, всегда характеризовали их эмоционально.

Процентное  соотношение детей с разными  уровнями творческого воображения  можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1. Уровни творческого воображения

 

уровни

       №1

       №2

       №3

Репродуктивный

     

Эвристический

     

Креативный

     

 

   Подсчитывалось  также общее количество оригинальных  изображений  по  всей группе. При подсчете  оригинальных  изображений  по  группе  учитывалась  не только индивидуальность образного решения,  но  и  вариативность  воплощения изображения разными детьми.

Подсчитать оригинальные рисунки общие и мальчики и девочки отдельно

 

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что творческое воображение у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста отличается. Глядя на таблицу 2(см. стр. 27) можно сделать вывод, что девочки лучше ощущают образно-ассоциативные связи.

 Мал / дев более  самостоятельны в выборе способов  и средств изображения. То есть меньше или вовсе не обращаются к воспитателю за помощью, самостоятельно решают чем будет изображен рисунок, в какой технике.

 Способность фантазировать больше развита у мал/дев. Так как именно у …… более разнообразны образы, более оригинальны, креативны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Педагогические рекомендации

 

Чтобы развитие творческого воображения  у детей дошкольного возраста проходило правильно  нужно создавать  следующие условия:

  1. Включение   «механизма»   самовыражения  как  самопроизвольного 
    процесса,  связанного   со  свободным   выбором   вида  деятельности, 
    способа самореализации и воплощения замысла или идеи.
  2. Применение фантазирования, которое выполняется по специально 
    разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями системно- 
    функционального подхода, что создает, помимо развивающего, еще и 
    обучающий эффект.
  3. Создание     проблемных     ситуаций     предполагает     активизацию творческой    деятельности    детей    и    направлено    на    выявление возникающих противоречий. Решение этих проблем осуществляется по      алгоритму      решения      проблемных      ситуаций      (АРПС), разработанному в ТРИЗ и адаптированному к музыкальным занятиям и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
  4. Создание комфортных условий и эмоционально-благоприятной атмосферы в группе в результате взаимодействия педагога с детьми.

Информация о работе Воображение и его особенности в дошкольном возрасте