Воспитательный потенциал методики КТД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание

С момента появления методики коллективного творческого дела (первое издание книги академика и создателя методики И.П. Иванова «Энциклопедия коллективного творческого дела» вышло в Москве в 1989 году) прошло уже более 50 лет. За это время она не потеряла своей актуальности и по-прежнему применяется во всех учебных заведениях страны.

Содержание

Введение3

1. Что такое «коллективное творческое дело»?4

2. Практикум по КТД7

2.1 Создание мотивации ребёнка для участия в КТД7

2.2 Алгоритм организации и проведения КТД8

2.3 Этапы подготовки и проведения КТД10

2.4 Условия педагогического успеха коллективного творческого дела12

3. Проблематика и возможности методики КТД13

вывод17

список литературы и источников19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 77.25 Кб (Скачать документ)

  • СМОЛЕНСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПРАВА

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
     
     

    Контрольная работа по предмету «Педагогика»

    II курс I семестр

    По  теме: «Воспитательный потенциал методики КТД»

  •  
     
     
     
     
  • Оглавление

    Введение3

    1. Что такое «коллективное  творческое дело»?4

    2. Практикум по КТД7

          2.1 Создание мотивации ребёнка для участия в КТД7

      2.2 Алгоритм организации  и проведения КТД8

      2.3 Этапы подготовки  и проведения КТД10

      2.4 Условия педагогического  успеха коллективного  творческого дела12

    3. Проблематика и возможности методики КТД13

    вывод17

    список  литературы и источников19

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

    С момента  появления методики коллективного творческого дела (первое издание книги академика и создателя методики И.П. Иванова «Энциклопедия коллективного творческого дела» вышло в Москве в 1989 году) прошло уже более 50 лет. За это время она не потеряла своей актуальности и по-прежнему применяется во всех учебных заведениях страны. Создателем методики КТД является доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко Игорь Петрович Иванов.

    "Прежде  всего - это общественно-важное  дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни  своего коллектива и окружающей  жизни, сплав практических и  организаторских действий на  общую радость и пользу. Оно  - творческое, потому что, планируя  и осуществляя задуманное, оценивая  сделанное и извлекая уроки  на будущее, все воспитанники  вместе с воспитателями и во  главе с ними ведут поиск  лучших путей, способов, средств  решения жизненно-важных практических  задач. И оно не может превратиться  в догму, делаться по шаблону,  ведь оно, прежде всего, частица  жизни. Оно - коллективное, потому  что планируется, готовится, совершается  и обсуждается воспитанниками  и воспитателями, как младшими  и старшими товарищами по гражданской  заботе".

    Методика КТД  легла в основу целого молодёжного  движения. И.П. Иванов был инициатором  и создателем социально-педагогического  движения. В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), в 1959 г. – Коммуну  юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного  актива старшеклассников, в 1963 г. –  Коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ) –  содружество студентов. По примеру  ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы  стали возникать по всей стране. В создании привлекательно для подростков образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых во Всероссийском  лагере «Орлёнок» принимал участие  «десант» из сорока членов КЮФ. «Орлёнок» и «Комсомольская правда» («КЮК» и «Алый парус») сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П. Иванова.

    Методика КТД  стала основой для творческих поисков педагогов и воспитанников. И каждая новая задача даёт возможность  раскрыть в себе весь творческий потенциал.  
     
     

    Основная  часть.

    1. Что такое «Коллективное творческое дело»?

    Понятие «Коллективное  Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход  Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

    Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

    • совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела;
    • его социальный характер (для кого это нужно?);
    • высокая мотивация создателей.

    КТД – форма  работы, которая направлена на:

    • развитие творческих способностей;
    • развитие интеллектуальных способностей;
    • реализацию коммуникационных потребностей;
    • обучение правилам и формам совместной работы.
     

    Типы  КТД

    Существует  три основных типа КТД:

    • Представление.
    • Малое творческое дело (МТД).
    • Большое творческое дело (БТД).

    БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задания участникам.

    МТД не требует предварительной подготовки от участников – все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

    Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее назвать зрителями.

    Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД  только для  его организаторов. Стоит особо  подчеркнуть, что Представление  – это тип КТД, а не его форма.

    Примеры типов КТД:

    Представление

    • коллективные игры
    • песни
    • концерт
    • концертные номера + игры с залом
    • беседы с залом (разновидности диспутов, лекций)

    Малое творческое дело

    • телевизионные игры
    • перемещения по станциям
    • конкурсы
    • несценарные ролевые игры

    Большое творческое дело

    • конкурс или набор постановок
    • сценарные ролевые игры
    • разновидности диспутов
     

    Виды  КТД

    В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» И.П. Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание:

    • Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знания ребенка об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремления вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески, достижение конкретных трудовых задач. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество.

      Примеры: трудовая атака, трудовой десант, подарок далёким  друзьям, почта, трудовой рейд, подарок секрет, фабрика, встречи с людьми труда.

    • Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

      Примеры: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) путешествий, вечер (сбор) разгаданных и не разгаданных  тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, диспуты, турнир – викторина, турнир знатоков.

    • Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

      Примеры: кольцовка  песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка», авторские вечера.

    • Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к себе, как закалённым и здоровым гражданам общества, готовым к труду и обороне.

      Примеры: весёлая  спартакиада, «десант-ракета», «космонавты  и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристических игр, «тайна», день здоровья, игры на воде.

    • Общественно-политические дела. Основная воспитательная задача – укрепить гражданское отношение, получение знаний, навыков и умений в решении злободневных социальных проблемах общества, обогащение общественно-политического опыта. У воспитанников формируется сознательное и ответственное, гражданское отношение к жизни, развивается стремление помогать взрослым в их повседневном творческом труде.

      Примеры: агитбригада, агитафиша, анкета общественного мнения, брифинг, вечер поколений, стенная  газета, митинг, походы по местам боевой славы

    • Экологические дела. Цели – приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы, помочь родной природе, осознать её значение, почувствовать красоту родного края.

      Примеры: академия лесных наук, аукцион цветов, день леса, научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологические игры, экологический фестиваль.

    • Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Всё, что дети делают в своё удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И всё-таки есть особые игры, детские забавы, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к самим себе.

      Примеры: академия веселых наук, бал, базар головоломок, вечер легенды, дискотека, игры, посиделки, праздники, состязания.

    • КТД с целенаправленным нравственным содержанием. Все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

      Пример: вечер  этикета, откровения, гостевой день, день рождения коллектива, диспут, рейд дружбы.

    • Организаторские дела. Любое практическое дело – трудовое, познавательное, художественное, спортивное – становиться коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организационной работы.
     

    2. Практикум по КТД 

    2.1 Создание мотивации ребёнка для участия в КТД.

    Ребёнок, так  же как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В  различных жизненных ситуациях  могут возникать самые разнообразные  мотивы, но грубо их можно разделить  на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребёнок  сделает то, на что он замотивирован  положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

    Рассмотреть всё многообразие мотивов довольно сложно, но выделяют основные мотивы ребёнка  для участия в коллективных творческих делах:

    • потребность в коммуникации
    • выполнение данного КТД, для того что бы принимать участия в других делах
    • желание выиграть (дух соревнования)
    • интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, организаторских)
    • осознание развивающей роли КТД
    • осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

    Основной акцент при работе следует делать на интерес  в реализации своих способностей – так как это наиболее простой  в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях. 

    Информация о работе Воспитательный потенциал методики КТД