Воспитательный потенциал методики КТД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание

С момента появления методики коллективного творческого дела (первое издание книги академика и создателя методики И.П. Иванова «Энциклопедия коллективного творческого дела» вышло в Москве в 1989 году) прошло уже более 50 лет. За это время она не потеряла своей актуальности и по-прежнему применяется во всех учебных заведениях страны.

Содержание

Введение3

1. Что такое «коллективное творческое дело»?4

2. Практикум по КТД7

2.1 Создание мотивации ребёнка для участия в КТД7

2.2 Алгоритм организации и проведения КТД8

2.3 Этапы подготовки и проведения КТД10

2.4 Условия педагогического успеха коллективного творческого дела12

3. Проблематика и возможности методики КТД13

вывод17

список литературы и источников19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 77.25 Кб (Скачать документ)

Большое значение имеет оригинальность формы и  игровой характер каждого дела. Игра увлекает не только детей, но и педагогов, и некоторое время успех дела держится именно на этом, особенно в младших классах. Там любая игра, кем бы она ни была предложена, вызывает готовность включиться в неё. Иное – в средних и старших классах, а тем более среди взрослых. Прямой перенос в их собственную жизнь чужого опыта, пусть даже очень интересного, но придуманного кем-то, а не ими самими, уже не вызывает эмоционально подъема и желания непременно включиться в дело. Педагогу важно понять, что основным вопросом всякого дела является вопрос: кто здесь хозяин? В методике КТД – сами члены коллектива. А в сегодняшней школе? Взрослые. Одни убеждённо, другие по инерции делают ребят лишь исполнителями своих планов, кем-то сочинённых сценариев, монтажей, добиваясь пассивного послушания. Вольно или не вольно они отражают и повторяют традиционную, годами сложившуюся и по сей день широко распространённую социальную практику – командно-административный стиль. Как трудно его преодолеть! Авторитарность отношений, оторванность «верхов» от «низов», кабинетное планирование деятельности других людей, узурпация права на контроль и оценивание – всё это приводит к отчуждению руководителей от подчинённых, человека от человека, детей от взрослых, сверстников друг от друга. «В результате, - пишет И.П. Иванов, - рождается бездумная исполнительность или привычка действовать активно, даже с инициативой, но лишь в том, что предусмотрено сверху».

В каждой главе  «Энциклопедии» есть короткое введение – автор говорит о воспитательных целях КТД: они развивают художественно-эстетические вкусы, воспитывают стремление к  познанию непознанного, целеустремлённость, настойчивость, душевную щедрость. Однако, главное: педагогическая задача КТД  почти всегда скрыта. Это «военная тайна» старшего. В КТД они в  позиции друга, заводилы, «своего».

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью-то авторскую  идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать её, разработать с детьми в обновлённом варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективного творческого дела. Сам потенциал творческого дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребёнок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Группа – главный «инструмент» КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том, что каждый ученик находиться в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив.

В процессе КТД  ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с  другими, узнают друг о друге много  нового, наконец, просто знакомятся и  приобретают друзей. В процессе общей  работы происходит взаимодействие людей  разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание всех всем.

КТД – это  верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дают возможность

ученику

  • реализовать и развивать свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу)

педагогу

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские возможности;
  • изучить классный коллектив;
  • объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности школьника;
  • развивать рефлексивные возможности.
 

Методика КТД  – деятельный, творческий и организационный  механизм педагогики. Её можно назвать  «педагогика социального творчества»  или рассматривать как её сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами  собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя  забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, творческий подъём, демократизм, товарищество, дух свободы.

Любая модель не самоцель. Не форма ради формы. Главное  в ней – участие или соучастие  ребёнка, его личное самовыражение  и самоутверждение. Необходимо, чтобы  любой ребёнок был нужен, нашёл  себя в деле. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение роли «по бумажке». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

Воспитательный  потенциал методики КТД огромен. Т.к. воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся воспитателями и решаются по-преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», «в глубине» решения жизненно практической задачи.

Следует, поэтому, обратить особое внимание на отличие  коллективных творческих дел от воспитательных занятий - бесед, экскурсий, кружковых  занятий и т.п., для которых  характерны, напротив, открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление воспитательных задач. Здесь, в отличие от КТД, на первый план выступает не создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, а открытая передача воспитанникам готового опыта - тех знаний, умений, навыков, которые должны быть переданы учащимся дополнительно к учебной работе.

Необходимо  иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным  опытом гражданского отношения к  окружающей жизни и к себе как  товарищу других людей. И что особенно важно, в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, убеждения, идеалы), эмоционально - волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

Следует твердо усвоить, что именно непосредственное обогащение каждого воспитанника (и  самого воспитателя) всесторонним опытом гражданского отношения к жизни, ко всем ее областям, дает возможность  посредством коллективных творческих дел (во взаимосвязи с другими  средствами учебно-воспитательной работы) решать в теснейшем единстве задачи разных частей воспитания: нравственно-политического, трудового, умственного, физического, эстетического. При этом каждая из частей воспитания дает свой необходимый, незаменимый вклад в развитие у каждого участника КТД целостно, многостороннего гражданского отношения к окружающей жизни и к самому себе, обогащает определенной частью общественно-ценного опыта (нравственно-политического, общеобразовательного, трудового, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного) познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенную стороны этого отношения, формируя (расширяя, укрепляя, углубляя) различные их компоненты: знания, взгляды, убеждения, чувства, интересы, умения и т.д.

Необходимо  помнить, что слияние всех этих частей общественно-ценного опыта происходит в каждом КТД только благодаря  осуществлению системы воспитательных функций коллективных творческих дел: создания нового общественно-ценного опыта, творческого применения ранее усвоенного опыта, получения воспитанниками от воспитателей недостающего опыта, обмена опытом, объединения приобретенного ранее и приобретаемого положительного опыта, его накопления и преодоления отрицательного опыта — эгоистических взглядов, чувств, привычек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы и источники.

1. «Энциклопедия коллективных творческих дел» - И.П. Иванов, М. 1989;

2. Статья «Коллективные  творческие дела» - В. Лебедев, 1998.

http://www.netschools.ru/ostrov/metodics/podhod/ktd.htm

3. Статья «Методика и организация проведения коллективного творческого дела» -    М.П. Михайлова

http://festival.1september.ru/articles/579648/

4. Статья «Теория  КТД» - Педагогический штаб ВГУ «Родник»

http://socpedi.narod.ru/Rodnik/metod/ktd/ktd.htm 
 
 
 
 

Информация о работе Воспитательный потенциал методики КТД