Воспитательный потенциал семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание

Сегодняшний день характеризуют политическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д.
На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей,

Содержание

Введение
Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
1.1 Современная российская семья и семейное воспитание
1.2 Влияние семьи на становление личности ребенка
1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей
Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка
2.1 Работа педагога с семьей
2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников
2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей
Глава III. Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитании подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа материал для 2 курсовой.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

Выступление педагога-психолога  школы "Как воспитывать волю у  подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.

При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий - брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.

Таким образом, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Свой анализ взаимодействия семьи и школы в воспитании подростков я хочу завершить словами философа А. Шопенгауэра: "Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое".

Заключение 

Итак, одним из важных условий воспитания и самовоспитания личности является педагогизация микросреды, основанная на повышении педагогической культуры личности, являющаяся предпосылкой для уменьшения влияния взаимоисключающих воздействий микросреды на личность ребенка и усиливающая фактор целенаправленного воспитания.

Одно из условий  педагогизации микросреды - развитие, укрепление сотрудничества школы и семьи в воспитании ребенка.

Основные аспекты  сотрудничества:

изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей;

определение цели и  задач воспитания;

определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;

своевременный обмен  информацией о продуктивности воспитательного  процесса;

выработка единого  подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;

коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов  педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности  ребенка.

Содержание взаимодействия школы и семьи имеет целью  создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.

Сложность проблемы определяется тем, что степень влияния  школы, семьи, других микросоциумов  на детей неодинаковы, разные типы микросреды по-разному влияют на одного и того же ребенка. Кроме того, микросреда улицы может опережать или отставать по социальному влиянию от тех отношений, которые складываются в школьных, классных, других коллективах.

Социальная основа сотрудничества школы и семьи в воспитании детей заключается в совпадении целей школы и родителей.

Базовым фактором для  развития сотрудничества и, следовательно, создания благоприятной микросреды является педагогическая культура личности воспитателя (родителей, педагогов).

Список  литературы 

  1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993. - 114 с.
  2. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. - Ориенбург, 2003. - 321 с.
  3. Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. - М.: Педагогика, 1979. - 220 с.
  4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. - М.: Проспект, 2000. - 426 с.
  5. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. - 110 с.
  6. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Просвещение, 1985. - 150 с.
  7. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 40 с.
  8. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 1996. - 188 с.
  9. Искусство быть родителем // Материалы научно-практической конференции / Под ред. Шишмаковой Е.В. - Благовещенск, 2000. - 184 с.
  10. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып.1,2. - М.: Гардарика, 2001. - 226 с.
  11. Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Педагогика, 1980. - 214 с.
  12. Капустин Н.П. Работа школы с родителями. - М.: Просвещение-АСТ, 1999. - 156 с.
  13. Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 1985. - 176 с.
  14. Лебедев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. - М.: "Интеллект-центр", 2003. - 236 с.
  15. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Проспект, 2000. - 59 с.
  16. Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. - М.: Просвещение-АСТ, 1999. - 302 с.
  17. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред.В.Я. Попиловского. - М.: Высшая школа, 1992. - 342 с.
  18. Прутченков А.С. Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. - М.: АПК и ПРО МО РФ, 2003. - 23с.
  19. Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Гардарика, 1990. - 266 с.
  20. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. - 422 с.
  21. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. - 274 с.
  22. Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. - М.: Проспект, 1999. - 208 с.

Приложения 

Приложение 1 

Рекомендации по проведению родительских собраний:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности  детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии  и т.д.;

собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

Приложение 2 

Анкета "Мой  ребенок":

1. Когда он родился,  то___________________________________________

2. Самым интересным  в первые годы жизни в нем  было_______________

3. О здоровье можно  сказать следующее____________________________

4. Когда встал вопрос  о подготовке к школе, то  мы___________________

5. Его отношение  к школе было____________________________________

6. В первые годы  он учился в основном_____________________________

7. Ему нравились  такие предметы, как______________________________

8. Отношения с первой  учительницей были__________________________

9. Общаясь с одноклассниками,____________________________________

10. Трудности в  воспитании связаны с ______________________________

11. Хотелось бы, чтобы  педагоги обратили внимание на_______________

Приложение 3 

Примерная тематика консультаций для родителей:

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая  память ребенка. Как  ее развить?

Единственный  ребенок в семье. Пути преодоления  трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она  может привести?

Застенчивый ребенок. Проблема и  пути ее преодоления.

Грубость  и непонимание  в семье.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья  детей - друзья дома или враги?

Три поколения под  одной крышей. Проблемы общения.

Приложение 4 

Примерные темы родительских вечеров:

Год рождения ребенка - каким  он был, этот первый год?

Первые  книжки моего ребенка.

Будущее моего ребенка. Каким  я его вижу?

Друзья  моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

"Можно"  и "нельзя" в  нашей семье.

День  рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

Песни, которые пели и  поют наши дети.

Приложение 5 

Бланки для коллективного  обсуждения в микрогруппах

Причины возникновения  конфликта: Как надо было решать педагогическую задачу - необходимые  действия родителей (выбор решения) Как быть? Как разрешить  возникший конфликт?
1. Какова  была цель родителей?     
2. Достигнута  ли она?     
3. Типичные  ошибки (родителей)     
 

Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:

Является  ли материальное вознаграждение методом воспитательного воздействия
положительное мнение отрицательное мнение
 

Бланк для обсуждения ситуаций по классам:

возможные причины возникновения проблемы возможные пути преодоления  наказания (формы и методы) поощрения
   
 

Ситуация 1.: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…

Ситуация 2.: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату…

Задание № 1.

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить  графы "Чувства ребенка" и "Ваш  ответ". В левой колонке вы найдете  описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.

Ситуация  и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ
1. (Образец): "Сегодня, когда я выходила  из школы, мальчишка-хулиган выбил  у меня портфель и из него  все высыпалось. " Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно
2. (Влетает  в дверь): "Мам, ты знаешь, я  сегодня первый написал и сдал  контрольную!"    
3. (Старший  сын маме): "Ты всегда ее защищаешь,  говоришь "маленькая, маленькая", а меня никогда не жалеешь. "    
 

Задание № 2.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает "Я-сообщению".

Вы который раз  зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: "Сейчас", - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

Да сколько же раз  тебе надо говорить!

Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!

Меня сердит, когда  ты не слушаешься. 

1 Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. С. 12.

2 Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. С. 18.

3 Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М., 2000. С. 12.

4 Искусство быть родителем // Материалы научно-практической конференции / Под ред. Шишмаковой Е.В. – Благовещенск, 2000. С. 59.

5 Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. – Ориенбург, 2003. С. 159.

6 Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 1996. С. 115.

7 Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 1985. С. 49.

8 Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. С. 43.

Информация о работе Воспитательный потенциал семьи