Злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:10, реферат

Описание

Наркомания – тема, вызывающая повышенный интерес у самых разных людей. Ничего странного, как и ничего дурного, в этом нет. Долгое «молчание на тему» и неожиданное «открытие» наркомании в нашей стране, недостаток информации, в высшей степени неординарный и опасный характер явления вызывают и недоумение, и тревогу, и стремление найти спасительные средства.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………стр.3
2. Понятие злоупотребления ПАВ……………………………………………………стр.4
3. Основные виды ПАВ, эффекты действия, признак опьянения, опасности употребления………………………………………………………………………...стр.5
4. Особенности подростковой наркомании…………………………………………..стр.9
5. Причины и последствия подростковой наркомании…………………………….стр.12
6. Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ…стр.18
7. Заключение………………………………………………………………………...стр.20
8. Приложение………………………………………………………………………...стр.21
9. Список использованной литературы……………………………………………...стр.22

Работа состоит из  1 файл

Реферат 4 курс.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Кроме стимуляторов и депрессантов, есть большое количество препаратов, нарушающих течение психической деятельности. Но про них нельзя сказать, что они преимущественно повышают или понижают уровень психической активности. К ним, в первую очередь, относятся галлюциногены.

5. Галлюциногены: ЛСД, мескалин, псилобицин, экстази.

В настоящее время в среду российских подростков проникли галлюциногены – «психомиметики», имитирующие некоторые явления психозов. Они вызывают галлюцинации, обостряют восприятие, повышают сосредоточенность на деталях. При опьянении галлюциногенами отмечаются синестезии – обоняние цвета, осязание звука. ЛСД искажает восприятие тела, изменяет физические ощущения. Он снимает боль, уменьшает тревогу, улучшает сон  (продолжительность эффекта до трех недель). Поэтому ЛСД за рубежом некоторое время использовали для облегчения страданий людей, умирающих от рака  (Гроф С., Хэливакс Дж. 1996). Однако ЛСД вызывает в процессе опьянения и тяжелые мучительные ощущения, явления деперсонализации, параноид.

Если возникает подозрение, что человек употребляет галлюциногены, следует искать капсулы, таблетки, промокательную бумагу. К негативным последствиям их употребления относятся психические расстройства, непредсказуемое поведение, эмоциональная нестабильность, яростное, агрессивное поведение.

Близки к галлюциногенам такие ингаляторы, как клей «Момент», аэрозоли, нитраты. Пары ингаляторов, как правило, вдыхаются. При этом часто используются полиэтиленовым пакетом. Об эффекте ингалянтов подростки нередко говорят: «Смотрел мультики». Это означает, что они видели галлюцинации, нередко с сексуальным содержанием. Однако помимо удовольствия ингалянты, как и депрессанты, вызывают тошноту, головокружение, утрату контроля и координации, головную боль. Состояние опьянения можно узнать по запаху, сонливости, потере контроля над мускулатурой. Ингалянты могут привести к потере сознания, удушью, тошноте, рвоте, болезни мозга и даже неожиданной смерти. 

Особенности подростковой наркомании

Вопросы формирования наркотической зависимости в подро­стковом возрасте привлекают к себе все более пристальное вни­мание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым го­дом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обраща­ется за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.

Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого явля­ется недостаточное знание специфики подросткового возраста.

Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои осо­бенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значи­тельная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблю­дается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоут­верждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:

- группирование со сверстниками;

- эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых;

- чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;

- иммитация – копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям.

Употребление наркотических веществ стало серьезной моло­дежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которая ха­рактеризуется:

- массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих нарко­тические средства, до возраста 13-14 лет;

- переходом от «легко доступных» ПАВ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызываю­щим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к дег­радации личности, хотя есть и определенная группа подрост­ков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (ма­рихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим ве­ществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

- распространением более опасных форм употребления нар­котических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка ста­новится прием наркотического вещества в одиночку;

- удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения). Применение нарко­тиков взрослыми редко диктуется любопытством. 3десь высту­пают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, лег­кости, душевного равновесия. Возникновение чувства любо­пытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогре­вает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;

- изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминаль­ность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к фор­мированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а нарко­тики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Пре­стижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусов­ки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых сво­бодно продаются и принимаются наркотики.

На сегодняшний день особую опасность представляет упот­ребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «эк­стази» (несмотря на достаточно высокую цену от 50 до 150 дол­ларов США за одну дозу). Этап первых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препа­раты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные ве­щества, которые облегчают бездумную коммуникацию. 3десь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;

- следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, кото­рые предполагают, что молодежь будет танцевать без переры­ва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физи­ческую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подго­товлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодеж­ной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде - увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной ра­сторможенности молодые люди начинают принимать психости­муляторы и психоделические вещества;

- распространением мифов о наркомании:

– миф первый - «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными);

– миф второй - «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»;

– миф тре­тий - «алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэто­му нет ничего страшного в принятии легких наркотиков».

Опас­ность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здо­ровья - физические (биологические, экологические), генети­ческие, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

Причины и последствия подростковой наркомании

В докладе Всемирной организации здравоохранения о причи­нах наркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с: 1) особенностями характера нар­команов; 2) психическими и физическими расстройствами его организма; 3) социально-культурным  влиянием на его лич­ность.

Соглашаясь с такой классификацией, уточним ее и рассмотрим на микро-, мезо- и макроуровнях.

1. Микроуровень.

Здесь различают биологические и психологические причины. Среди биологических факторов особенно выделяются:

- степень изначальной толерантности (терпимости) к нарко­тическому препарату, наличие патологической почвы в виде по­ражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфун­кции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины. Известно, что примерно с 60-х годов в практику родовспоможения широко вошла стимуляция родо­вой деятельности, стала использоваться практика регулируе­мых родов (остановка родов в ночное время и стимуляция в дневное), роженицам стали активно вводить вещества с психо­активным действием: транквилизаторы, антигистаминные пре­параты и др., что неизбежно ведет к различным мозговым дис­функциям плода;

- природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;

- потребности в принятии наркотика, которые вызваны чув­ством голода, усилением половой потенции, хроническим пере­утомлением организма, болезнью, когда провоцируется упот­ребление «спасительных доз наркотиков». Соматические забо­левания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной зависимости, превращающей больного в наркомана.

Психологические факторы включают в себя:

- привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;

- стремление к самоутверждению;

- отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;

- расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарова­ния, крушение жизненных интересов, страх и тревога. Субъек­тивная причина неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедли­востью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. д.;

- особенности личностной акцентуации подростка.

Наиболее значимыми типами акцентуации характера, ока­зывающими влияние на формирование наркотической зависимости, являются:

- эпилептоидный тип - при употреблении наркотиков и алкоголя происходит наиболее быстрое формирование зависимости;

- неустойчивый тип - уровень высокого риска;

- конформный тип - характеризуется высокой внушаемо­стью и быстрым формированием наркотической зависимости;

- астенический тип - для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения;

- шизоидный тип - употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта;

- истерический тип - в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов.

2. Мезоуровень.

Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в ус­ловиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах.

Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе. «Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодо­сти». Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юно­шеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психоло­гию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренеб­режением относятся к общественным требованиям, выражен­ным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлени­ям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобре­тая опасную для общества направленность. В тех случаях, ког­да эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.

Информация о работе Злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте