Злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:10, реферат

Описание

Наркомания – тема, вызывающая повышенный интерес у самых разных людей. Ничего странного, как и ничего дурного, в этом нет. Долгое «молчание на тему» и неожиданное «открытие» наркомании в нашей стране, недостаток информации, в высшей степени неординарный и опасный характер явления вызывают и недоумение, и тревогу, и стремление найти спасительные средства.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………стр.3
2. Понятие злоупотребления ПАВ……………………………………………………стр.4
3. Основные виды ПАВ, эффекты действия, признак опьянения, опасности употребления………………………………………………………………………...стр.5
4. Особенности подростковой наркомании…………………………………………..стр.9
5. Причины и последствия подростковой наркомании…………………………….стр.12
6. Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ…стр.18
7. Заключение………………………………………………………………………...стр.20
8. Приложение………………………………………………………………………...стр.21
9. Список использованной литературы……………………………………………...стр.22

Работа состоит из  1 файл

Реферат 4 курс.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

По данным только одной наркологической службы, среди 344 детей, страдающих наркотической зависимостью, были выяв­лены:

     - социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа) - всего у 198 человек;

-  нездоровый быт вследствие распада семьи - у 158 наркоманов;

- материальная необеспеченность - у 109 человек;

- воспитание в неполной семье - у 319 человек.

На основании приведенных данных был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствуют неблагополучная се­мейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность.

Аномалии психического развития ребенка чаще всего связы­вают с неправильным построением взаимоотношений «мать­ребенок ». Замечено, что в каком психическом состоянии нахо­дится мать (или лицо, ее заменяющее), в таком состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступ­ки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут фор­мироваться у ребенка.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (пре­стижность приема наркотиков или других психоактивных ве­ществ) и влияние референтной группы, которая имеет решаю­щее значение из всех вышеперечисленных факторов.

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению нар­котиков следующие типы подростковых групп:

- территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регламен­тированные объединения. Основными психоактивными веще­ствами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики;

- делинквентные и криминальные группы. Эти группы же­стко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура. Даже лич­ностно слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от других подростков, созда­вая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду но­вичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно.

Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний нар­коман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» - ищет источник снабжения наркотиками; «гонец» - перено­сит наркотики; «кролик» - является «испытательным полиго­ном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно.

Другими видами групп высокого риска являются:

- «панки» - агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и стимуляторы;

- «хиппи» - открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры;

- «металлисты» - склонны к употреблению алипола и психоделических препаратов;

- «попперы» - свободные группы с непостоянным составом, без постоянного лидера; склонны к употреблению алипола, га­шиша, таблеток без разбора; не любят ингаляторов и инъекционных наркотиков;

- «мажоры» - свободные группы подростков старшего возраста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алко­гольные напитки, гашиш, кокаин, крэк;

- «фанаты» - страстные болельщики - группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах.

Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы», являются группами невысокого риска.

3. Макроуровень.

Эти причины связывают  с социально-культурными факторами:

- влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культур­ного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складыва­ющиеся на микро- и мезоуровне, но они существуют и наклады­вают свой отпечаток на формирование психической сферы, пси­хических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражение общественного сознания, веду­щую религию, устройство быта, пищу, обряды и ритуалы и многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики как неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика «экстази», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. д. Замет­ную роль сыграла традиция употребления наркотиков в респуб­ликах Средней Азии, которые сейчас являются основными их поставщиками для нелегальной продажи;

- замалчивание проблемы наркотизации молодежи. Сове­тское общество, много занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании и токсикомании закрыло глаза, делая вид, что ее нет. У нас были засекречены статистические данные о распространении преступности, частоте самоубийств, уровне потребления алкоголя и наркотиков. Скрывая от людей подоб­ного рода сведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этим общественным болезням;

- развал идеологических и общественных институтов, утвер­ждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищание на­селения с невозможностью удовлетворять естественные потреб­ности привели значительное число подростков в суррогатные культуры, насаждаемые с Запада, увеличили число дезадапти­рованных детей, которые стали решать свои проблемы с помо­щью наркотиков;

- доступность наркотиков. Несмотря на уголовно-правовые запреты, выращивание, изготовление и сбыт наркотиков при­обретает все более широкие масштабы. Наибольшее распрост­ранение это «производство» получило в республиках Средней Азии, Чечено-Ингушетии и ряде других мест. В торговлю нар­котиками включилась и недобросовестная часть медицинских работников, снабжающая наркоманов лекарственными препа­ратами, предназначенными для лечения больных.

Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-пси­хологические и криминальные.

К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, по­ловое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогресси­рующее истощение детского организма.

В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интере­сов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отноше­ния формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зре­ния возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально по­лезных связей с обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следу­ющем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег, наркоман не останавливае­тся ни перед  какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.

Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевоз­ке или сбыту, а также хищению наркотических средств; скло­нение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержа­щих наркотические вещества; организация и содержание при­тонов для потребления наркотиков.

По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркома­ны стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребен­ка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение.

Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина – неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградиро­вавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.

Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ

Любой наркотической зависимости предшествует так назы­ваемое аддиктивное поведение - злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение, до того, как сформировалась физическая зависимость от них. Аддиктивное поведение у подростков мо­жет развиться двумя путями, первый из которых называется в медицине полисубстантным, а второй - моносубстантным.

Этапы полисубстантного поведения:

- этап первых проб, который, как правило, происходит в компании сверстников;

- этап поискового наркотизма, когда пробуются все психо­активные вещества, к которым имеется доступ;

- этап выбора предпочитаемого вещества, который заверша­ет поиск;

- этап групповой зависимости, проявляющейся потребности в приеме наркотика в компании; за пределами группы влечение отсутствует.

Этапы моносубстантного периода:

- случайное употребление психоактивного вещества;

- эпизодический прием;

- злоупотребление;

- групповая зависимость.

Этап первого случайного или преднамеренного употребления наркотика характеризуется «знакомством» организма с нарко­тиками. На этом этапе ребенок употребляет наркотическое ве­щество только из любопытства или для поддержания общения с приятелями. Как правило, при первом приеме под наблюде­нием «опытных лидеров» одурманивающие вещества неприят­ны и болезненны для организма.

На этапе злоупотребления наркотиком происходит адапта­ция организма к новым условиям, определяемым постоянною наркотизацией. Из всех признаков, характеризующих возника­ющее на этом этапе состояние, особенно важны следующие: желание (но не неудержимое) продолжать прием наркотика в целях воссоздания его эффекта; зависимость только психичес­кого состояния данного человека от наличия или отсутствия наркотика; вредные последствия, касающиеся только самого человека. На этом этапе изменения психики происходят в виде вегетативных нарушений, понижения настроения, раздражи­тельности.

Этап групповой зависимости - этап сложившегося привыка­ния, переходящего в пристрастие. В отличие от предыдущего этапа состояние наркомана характеризуется неудержимым желанием продолжать прием наркотиков и добывать их любы­ми средствами. Здесь можно говорить о начале органического поражения мозга (слабоумие, личностные изменения), когда подростки теряют контроль за дозой, и, оглушенные, одурма­ненные, доводят себя до смертельного отравления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, подростковая наркомания обладает целым рядом спе­цифических особенностей, а также тенденций к злокачествен­ному течению. Подростковые наркомании сложны для диагно­стики, лечения, социальной реабилитации. Они требуют дли­тельной лечебной и реабилитационной работы по реконструк­ции личности подростка, восстановлению утраченных социальных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1.       Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. 1996.

2.       Соломзес Дж.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.

3.       Международная классификация болезней: Классификация психических и поведенческих расстройств (10 пересмотр ВОЗ), СПб.: АДИС, 1994.

4.       Организация проведения лечения табакокурения лицами, находящимися в общесоматических больницах. М.: 1987.

5.       Гроф С., Хэливакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Изд. Трансперсонального института, 1996.

6.       Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Ч. 1-2, СПб.: П.Э.Т., Алетейя, 1996.

7.       Фрейд З. Статья о кокаине. Б.С.К. СПб., 1998.

Информация о работе Злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте