Значение подвижных игр дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 07:25, курсовая работа

Описание

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Физическое развитие детей дошкольного возраста……………………...4
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………...4
1.2. Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста, как показателей физического развития……………………………………..11
1.3. Принципы системы физического развития дошкольников………………….15
ГЛАВА 2. Значение, характеристика подвижных игр…………………………………..16
2.1. Значение подвижной игры в физическом развитии дошкольников……….16
2.2. Характеристика подвижных игр………………………………………………………………..19
2.3.Классификация подвижных игр…………………………………………………………………20
2.4.Подвижная игра как средство развития психофизических качеств………….22
2.5.Методика организации и проведения подвижных игр…………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………………………………………..31
Приложение 1…………………………………………………………………………………………………..34
Приложение 2…………………………………………………………………………………………………..37
Приложение 3…………………………………………………………………………………………………..46
Приложение 4…………………………………………………………………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курсовик Будилова С..docx

— 83.14 Кб (Скачать документ)

2. Принцип разностороннего  развития личности.

При решении специфических  физкультурных задач решается так  же задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

3. Принцип гуманизации  и демократизации.

Вся физкультурная  работа строится на основе комфортности - ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физических упражнений ("мышечной радости"). Демократизация обеспечивает воспитателю  право свободного выбора форм и средств  работы с детьми.

4. Принцип индивидуализации.

Планирую работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать особенности каждого  ребенка.

     Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

1) физкультурные  занятия. Образовательная форма  работы с детьми, проводится три  раза в неделю (один раз на  воздухе).

2) Физкультурно-оздоровительная  работа в течение дня (утренняя  гимнастика, физкультминутки, подвижные  игры и физические упражнения  на прогулке, закаливающие мероприятия).

3) Активный отдых  (физкультурные досуги и праздники,  дни здоровья и каникулы, туризм).

4) Самостоятельная  двигательная деятельность проводится  на прогулке. 

ГЛАВА 2. Значение и характеристика подвижных игр.

   2.1. Значение подвижной игры в физическом развитии дошкольников. 

 Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

     Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

     Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры.

     Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

     Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

     Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

     Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств -- выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

     Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

     В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

     Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

     В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

     Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. - ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

     Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития. 
 
 
 
 
 
 

2.2. Характеристика подвижных игр

     Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.

     Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

     Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

     Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Классификации подвижных игр.

Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

- по возрасту (для  детей младшего, среднего и старшего  дошкольного возраста или в  соответствии с возрастной группой  детского сада);

- по содержанию (от  самых простых, элементарных до  сложных с правилами и полуспортивных  игр);

- по преобладающему  виду движений (игры с бегом,  прыжками, лазаньем и ползанием,  катанием, бросанием и ловлей, метанием);

- по физическим  качествам (игры для развития  ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);

- по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами  и на лыжах, в воде, на санках  и с санками, на местности);

- по признаку взаимоотношений  играющих (игры с соприкосновением  с противником и игры без  соприкосновения);

- по сюжету (сюжетные  и бессюжетные);

- по организационной  форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной  работы);

- по подвижности  (малой, средней и большой подвижности  - интенсивности);

- по сезону (летние  и зимние);

- по месту занятий  (для спортивного зала, спортивной  площадки; для местности, помещений);

- по способу организации  играющих: командные и некомандные  (с разделением на команды,  игры-эстафеты; условия игр предполагают  двигательные задания, одинаковые  для команды, итоги игры подводятся  по общему участию всех членов  команды; игры без разделения  команды - каждый играющий действует  самостоятельно в соответствии  с правилами игр).

- Игры-сцеплялки.  Игры, в которых присутствует  специфическое построение, сохраняющееся  на протяжении всего игрового  процесса.

- Игры на реакцию.

- Игры-перетягивания.  Силовые игры, общей целью которых  является необходимость перетянуть  противника определенным образом. 

- Догонялки. Всевозможные  игры с общей игровой механикой  – водящему (или водящим) необходимо  осалить (коснуться) убегающих  игроков и игры эстафеты.

- Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых  построен на поиске участников  или предметов.

- Спортивные игры. Игры по мотивам популярных  игровых видов спорта: футбола,  хоккея и т.д.

- Игры с мячом.  Мяч – атрибут множества игр.  Наиболее яркие их представители  выделены в статье в отдельную  группу.

- Игры на меткость. Различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням.

- Игры на воде.

- Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой  и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств

      Значение подвижных игр для разностороннего воспитания ребенка велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка.

     Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

     В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

     Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

     Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна. 
 
 
 
 
 
 

2.4. Методика организации и проведения подвижной игры

Информация о работе Значение подвижных игр дошкольников