Знакомство детей старшего дошкольного возраста с полезными ископаемыми РБ средствами моделированичя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования заключается в том что, богатство и многообразие мира природы год от года ухудшается, уменьшается вследствие интенсивной хозяйственной деятельности человека, который непрестанно вносит изменения в природный баланс, нарушая тем самым экологическое равновесие окружающей среды.
Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Процесс осознания, что человечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы ХХ века: на Международной конференции по окружающей среде, одновременно с этим стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические изучение сущности метода моделирования и его использование в дошкольном образовании………………………………….6
Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знаний…………………………………………………….6
1.2 Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию в ДОУ……………………………………………………………………………….
Глава II. Изучение полезных ископаемых РБ……………………………...18
Глава III. Практическая работа по знакомству детей с полезными ископаемыми РБ средствами моделирования……………………………...27
3.1 Моделирование как средство экспериментального исследования……….27
3.2 Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми……………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

znakomstvo_detey_s_poleznymi_iskopaemymi_RB_sre.doc

— 66.70 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические  изучение сущности метода моделирования  и его использование в дошкольном образовании………………………………….6

    1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знаний…………………………………………………….6

1.2 Моделирование как форма  работы по экологическому воспитанию  в ДОУ……………………………………………………………………………….

Глава II. Изучение полезных ископаемых РБ……………………………...18

Глава III. Практическая работа по знакомству детей с полезными ископаемыми РБ средствами моделирования……………………………...27

3.1 Моделирование как средство  экспериментального исследования……….27

3.2 Конспект совместной  деятельности по ознакомлению  детей с полезными ископаемыми……………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы…………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том что, богатство и многообразие мира природы год от года ухудшается, уменьшается вследствие интенсивной хозяйственной деятельности человека, который непрестанно вносит изменения в природный баланс, нарушая тем самым экологическое равновесие окружающей среды.

Всё это побуждает к  более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств  развития экологического мышления у  населения планеты. Процесс осознания, что человечеству угрожает экологическая  катастрофа, начался в 70-е годы ХХ века: на Международной конференции  по окружающей среде, одновременно с  этим стало формироваться понимание  необходимости экологического просвещения  людей. Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим  родителям, узнавать каждый день все  больше нового и интересного, хочет  познавать прекрасный мир, который  его окружает. Доказано, что общение  с природой благотворно сказывается  на общем развитии ребенка, т.к именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.

 Исследования показали, что целесообразно начинать знакомить  детей с полезными ископаемыми  РБ в ДОУ. Ведь именно в  старшем дошкольном возрасте  происходит интенсивное развитие  интеллектуальной сферы личности.

Дошкольный возраст - оптимальный  этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок  начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются  основы нравственно-экологических  позиций личности, которые проявляются  во взаимодействиях ребенка с  природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Вот поэтому именно  в старшем дошкольном возрасте нужно начинать знакомить детей с полезными ископаемыми.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все  психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребёнка в значительной степени зависит от того, какие условия развития создадут ему педагоги и родители!

Объект исследования: ознакомление детей с полезными ископаемыми.

Гипотеза исследования:  ознакомление детей с полезными ископаемыми будет успешным, если:

1. разработать методическое  обеспечение;

2. организация в ДОУ  знаний о полезных ископаемых  у детей старшего дошкольного  возраста;

3. разработать методические  рекомендации.

Цель реализуется через  следующие задачи:

1) разработать модель  для знакомства детей с полезными  ископаемыми;

2) разработать методические  рекомендации для воспитателей  по использованию моделей в  ознакомлении с полезными ископаемыми;

3) разработать методическое  обеспечение ДОУ по ознакомлению  с полезными ископаемыми.

Для достижения целей были использованы следующие методы исследования:

1. метод теоретического  анализа;

2. метод научного наблюдения;

3. метод беседы;

4. метод постановки оптимальной  работы.

Теоретическая значимость

Структура исследования: работа состоит из введения,  трех глав, заключения и списка литературы.

Этапы исследования: 
     1 этап - на первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась педагогическая и методическая литература; 
     2 этап - на втором этапе рассмотрены состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации. Проводилась опытно – педагогическая работа, состоящая из трех этапов: 
     1.констатирующий эксперимент. 
     2.формирующий эксперимент. 
     3.контролируюший эксперимент.

База исследования - МБДОУ детский сад №1 с. Старо – Кучербаево Благоварского района.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1.Теоретические  изучение сущности метода моделирования  и его использование в дошкольном образовании

 

1.1. Сущность метода моделирования  и его использование при систематизации  знаний

 

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Метод моделирования, разработанный  Д.Б.Элькониным [26], Л.А.Венгером [4], Н.А.Ветлугиной [19], Н.Н.Поддьяковым [18], заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования  лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность  к замещению формируется у  детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для  куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается  также при освоении речи, в изобразительной  деятельности.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

В дошкольном обучении применяются  разные виды моделей [8]. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

При анализе содержания литературного произведения целесообразно  обратиться к предложенной О.М.Дьяченко [14] методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у  дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными  познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению  предметов посредством условных знаков, символов.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменение нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фон задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе  ребенка на 50-60 % [17]. Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка  от рождения носят преимущественно  творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться  умственные способности малыша, а  тем более – какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наделила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведение искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру  и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию [21]. С раннего  возраста у ребенка начинает формироваться  совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию  мыслительных операций, систематизации и анализу полученного материала, другими словами, развивается его  ум. В дошкольном возрасте в большей  или меньшей степени проявляются  такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди  которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют  умственное воспитание и обучение [23].

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся  в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако происходит это только в том случае, если учитываются закономерности и возможности  умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются  более высокие темпы умственного  развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время.

Основная особенность  умственного развития ребенка дошкольного  возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного  мышления, воображения. Для их возникновения  и формирования дошкольный возраст  обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал  А.Н.Леонтьев [19], нельзя рассматривать  в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и  других черт, образующих его духовный облик.

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у  ребенка, проявляются в различных  видах деятельности. Так, у ребенка  с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что  для нее потребуется. Знания, которые  усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т.д.

Для развития нравственного  облика ребенка важны представления  о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят  о любом ребенке, с которым  играли, не ссорились: ”Это мой друг”. Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления  о дружбе, друге, которые ребенок  усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга  и самооценки.

С раннего возраста ребенок  приобретает знания об уходе за своим  телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических  привычек, усвоения правильных движений.

Информация о работе Знакомство детей старшего дошкольного возраста с полезными ископаемыми РБ средствами моделированичя