Детско-родительские отношения в семье дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:54, реферат

Описание

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Семья дошкольника.docx

— 40.09 Кб (Скачать документ)

     1.2. Детско-родительские  отношения в семье 

     Семейная  среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в  которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Структура отношений, с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, – это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения.

     Теоретически  это положение подтверждается идеей  Д.Б. Эльконина о том, что замещение  впервые возникает при необходимости  дополнить привычную ситуацию недостающим  в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс  отождествления себя с родителями того же пола. Поскольку родители состоят  друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого  создает у ребенка потребность  в подражании.

     Педагоги  и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших  функций семьи – создание условий  для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает  семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье  и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного  мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

     Функция социализации по-прежнему сохраняет  свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

    1. . Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
 

     Родители  являются эталоном, по которому дети сверяют  и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии  соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной  реальностью. Строгость отца или  матери, если она последовательна  и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в  присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно.

     Активной  стороной в построении детско-родительского  взаимодействия является взрослый человек  — родитель. Он целенаправленно  организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. Наблюдаются  существенные различия в их содержании. При построении взаимодействия можно  ориентироваться на собственное  состояние, культурные нормы и требования, состояние партнера. В данном случае специалистов больше всего интересует, насколько родитель ориентируется  на состояние ребенка, насколько  учитывает его, что является показателем  ценностного отношения к ребенку.

     Авторитетные  родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

     Дети  таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально  приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

     Авторитарные  родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

     Однако  жесткий контроль редко дает положительный  результат. У детей при таком  воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства  вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают  контакты со сверстниками из-за своей  постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого  — несчастны.

     Снисходительные родители - часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно в таких случаях родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

     При недоброжелательном отношении к  себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет  агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность  делать запретное «исподтишка», а  при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И  при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство  тревожности, страха, но и чувство  вины.

     В старшем дошкольном возрасте происходит переход от эмоционального непосредственного  отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. В общении  со взрослыми ребенок часто усваивает  нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять  их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. Личность складывается в процессе реального  взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и  путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс  управляется взрослыми, которые  способствуют отбору и тренировке социально  значимых свойств. Самостоятельность  ребенка начинает проявляться в  том случае, когда он применяет  к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.

       Адекватность оценочных суждений  ребенка определяется постоянной  оценочной деятельностью родителей,  а также воспитателей в связи  с выполнением правил поведения  детей в группе, в различных  видах деятельности (игры, дежурство,  занятия). Следует заметить, что влияние  оценок родителей на самооценку  дошкольника зависит от понимания  ребенком компетентности матери  и отца и стиля воспитания, от характера взаимоотношений  в семье. Дети принимают и  усваивают оценки того родителя, который для них является значимым  лицом и носителем эталонов  поведения.

     Старший дошкольник по-прежнему нуждается в  поощрении и одобрении родителей, его уже гораздо больше волнует  оценка не конкретных умений, а его  личности в целом. В 6-7 лет ребёнку  важно понять сущность требований взрослого  и утвердиться в своей правоте. Поэтому дети старшего дошкольного  возраста хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и  на личностные, касающиеся жизни людей. К 7 годам мнение окружающих взрослых непосредственно определяют самоотношение  ребёнка. Знания о себе и своей  состоятельности дошкольник получает через оценки окружающих в том  же качеств.

     Изучение  внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и  их оценочных воздействий переживания  детей приобретают разную эмоциональную  направленность. Так, например, в семьях, где ребенка за каждую провинность  строго наказывают или родители ведут  себя непоследовательно - то ругают, то не обращают внимания, то вступают в  спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности.

     А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного  идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать — это любовь и независимость.

     Глава 2. Исследование социально-психологических проблем формирования личности ребёнка в семье.

     В статье Белоуса О. В.(«Семейная психология и семейная терапия» №2, 2008.) рассматривается  проблема влияния родительских отношений  на характер социализации ребёнка и содержание усваиваемого специфического субъектного опыта. Подчёркивается активное участие родителей в социализации ребёнка.

     Автор обращает внимание на то, что основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети,  лишённые возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких людей, серьёзно обеднены и обездолены судьбой.

     Благодаря своим особенностям семья создаёт  своим членам такие условия для  эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые  помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство  его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку  другим людям.

     Семья для ребёнка – это место  рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, для ребёнка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

     Далее автор рассматривает проблему отсутствия материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребёнок живёт в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично). Что сказывается в виде нарушений психического развития ребёнка, задержки моторного, интеллектуального и эмоционального развития. Нередко эти негативные последствия необратимы. Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально обеднёнными, уплощёнными. Е. Т. Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности.

     Но  не только депривация или отсутствие семьи нарушает и изменяет ход  нормального психического созревания ребёнка. Разные стили воспитания и  обращения с ребёнком в семье  так же влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребёнка и его поведения.

Информация о работе Детско-родительские отношения в семье дошкольника