Детско-родительские отношения в семье дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:54, реферат

Описание

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Семья дошкольника.docx

— 40.09 Кб (Скачать документ)

     В статье автор опирается на исследования некоторых учёных. Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский  считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье  является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное  отношение – причиной переходящей  через край эмоциональности у  детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребёнка. И. А. Сикорский пришёл к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребёнка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведёт к трудностям в воспитательном отношении вообще.

     Итак, стабильность семейной среды является очень важным фактором эмоциональной  уравновешенности и психического здоровья ребёнка. Большое значение имеет  «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьёзным нарушениям в процессе социализации ребёнка.

     В заключение автор подчёркивает, что  благодаря эмоциональной связи  любящие и понимающие свои обязанности  родители с малых лет формируют  у ребёнка нормы и стиль  поведения, объясняют ему мир  человеческих ценностей, внушают, что  можно, а что не следует делать. Ребёнок в процессе развития усваивает  эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создаёт  свою систему ценностей.

Заключение

      

     Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой  и папой, братьями и сестрами, малыш  усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и  говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать  некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно  несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его  жизненным целям.

     Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности дошкольника широко обсуждаются  в отечественной литературе. К  настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним  из основных факторов, формирующих  характер ребенка и особенности  его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

     Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности  общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости  поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы  и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у  родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что  сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает  определённый отпечаток на личность дошкольника.

     Дошкольное  детство - период интенсивного психического развития, появления психических  новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального  формирования тех качеств, которые  необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые  определяют общий характер поведения  ребенка, его отношение ко всему  окружающему, но и такие, которые  представляют собой "задел" на будущее.

     Складывающиеся  разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические  структуры субъекта деятельности, общения  и познания, интенсивный процесс  социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают  реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и  сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую  готовность к дальнейшей жизни. 

 

     Список  литературы

  1. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] // Собр. соч. – М., 1982. – т. 4.
  2. Крылов, А. А. Психология [Текст] / А. А. Крылов. – М.; Проспект, 1999.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М., 1997.
  4. Спиваковская, А. С. Как быть родителями [Текст] / А. С. Спиваковская. – М., 1986.
  5. Белоус, О. В. Социально-психологические проблемы формирования личности ребёнка в семье [Текст] / О. В. Белоус // Семейная психология и семейная терапия. – 2008. - № 2. – с. 81-87.

Информация о работе Детско-родительские отношения в семье дошкольника